Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность социальной ответственности бизнеса. Бизнес, государство и социальная ответственность




Одной из главных тенденций современного социально-экономи­ческого развития является социализация бизнеса, отчетливо прослежи­ваемая c начала 1990-x годов. Международная конференция по устой­чивому развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, стала поворотным пунктом, зафиксировавшим новые требования со стороны мирового сообщества к корпорациям по повышению их социальной Ответственности. Она явилась мощным импульсом активизации изуче­ния роли кpупныx компаний в решении социальных проблем, a также разработки пpогpaммных политических документов на корпоративном, национальном и международном уровнях, опpeделяющих сферы соци­альной Ответственности и социальные функции бизнеса.

Актуализация и приоритетность проблем социальной ответствен­ности бизнеса обусловлены рядом обстоятельств, главное из которых —повышение значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала. Сегодня конкурентоспособность фирм, действующих на мировом рынке, следова­тельно, и национальных экономик B большей мере определяется фак­торами, лежащими на стороне качества, а не цены. Наиболее сущест­венным из них является способность к инновациям и восприятию но­вейших технологических достижений1, в основе которой лежит чело­веческий, интеллектуальный, социальный капитал, то есть Качество рабочей силы и мотивации работников. Именно это обстоятельство задает экономические императивы социализации бизнеса.

Главной причиной повышения внимания к развитию социальных функций предпринимательского сообщества явился пересмотр традиционных взглядов на концепцию социальной политики c пози­ции расширения круга ее субъектов. Примерно до 1970-х годов биз­нес принимал преимущественно финансовое участие в решении со­циальных проблем, уплачивая налоги и содействуя реализации благо­творительных программ. Конкретные механизмы удовлетворения со­циальных потребностей оставались прерогативой государства и институтов гражданского общества. В последней четверти прошлого века в наиболее развитых странах были выработаны довольно высо­кие стандарты социальной защищенности населения, сопряженные с не менее высоким уровнем государственных социальных затрат: сегодня через государственный бюджет в большинстве paзвитых стран перераспределяется от '/з до '/1 ВВП.

Такие тенденции демографического и сoциaльно-экоиомического развития, как старение населения, дестабилизация занятости (в связи c ростом ее гибких и нестaндаpтных форм и уменьшением доли ста­бильно занятых в государственном и коpпорaтивном секторах), паде­ние престижности квалифицированного индустриального труда, уси­ливают дифференциацию условий и оплаты труда различных катего­рий работников, увеличивают иждивенческую нагрузку на наиболее активную часть населения, обострят социальную эксклюзию. Для поддержания сложившегося уровня социальных гарантий Необходим дальнейший рост объема инвестиций, который уже нельзя обеспечить только за счет средств государственного бюджета. Требуется разра­ботка принципиально новых механизмов развития социальной cфepы.

Многие политики и ученые в качестве еще одной причины акти­визации социальных функций крупного бизнеса называют то, что он должен стать paвнoправным партнером социального развития. От того, насколько успешно фирмы сумеют объединить усилия c государством н общественными организациями в формировании активной страте­гии социального развития, во многом будут зависеть когнсурентоспо­со6ность и продуктивность бизнеса. Если он не возьмет на себя часть ответственности за решение нарастающих проблем в социально-тру­довой сфере, то станет первой их жертвой. Для предотвращения даль­нейшей социальной поляризации и дестабилизации потребуются круп­ные финансовые средства, и именно коммерческие структуры в пер­вую очередь будут обложены высокими налогами. Это приведет к снижению конкурентоспособности, ухудшению экономической конъ­юнктуры и дальнейшему обострению социaльныx проблем.

Наконец, еще одна причина, вызывaющaя необходимость разра­ботки и институционализации концепции социальной ответственности бизнеса, связана c глобaлизaцией, усиливающей влияние крупных ком­паний нa экономическое развитие. Национaльные государства посте­пенно утрачивают способность независимо формировать внутреннюю социaльно-экономическую политику, уступая место транснациональ­ным корпорациям. Пагубные для устойчивого развития территорий социальные и экологические последствия деятельности мощныx транс­национальных структур можно предотвратить только путем согласованных на международном уровне действий, направленных на постепенное формирование социально ориентированных моделей их пове­дения, объединяемых понятием "корпоративное гражданство".

Результатом этих действий стала институционализация концепции социальной ответственности как на уровне отдельных стран, так и в масштабе глобального сообщества. На уровне стран ее наиболее ярки­ми примерами являются введение поста министра по корпоративной социальной ответственности в Великобритании, принятие закона Сарбанеса-Оксли в США, расчет специальных индексов устойчивого роста,

разработка кодексов корпоративного поведения, внедрение критериев корпоративной социальной ответственности при оценке инвестиционных рейтингов компаний, использование процедур социально ответствен­ного инвестирования скрининга. K числу крупнейших международ­ных инициатив относятся: Международный совет бизнеса за устойчи­вое развитие, объединяющий более сотни крупнейших транснациональ­ных корпораций; Европейская декларация бизнеса против социальной изоляции; Глобальный компакт, разработанный под руководством генерального секретаря ООН K. Анaнна, участниками которого являются

сотни крупных компаний, ряд ведущих профсоюзных объединений, правозащитных и экологических организаций; Глобальная инициатива корпоративного гражданства Всемирного экономического форума и др.

B России включение проблемы социальной Ответственности бизне­са в число приоритетных обусловлено схожими причинами. Главные из них —нехватка ресурсов бюджета для проведения полноценной социальной политики и объективно высокая роль крупных корпораций в развитии регионов. Существует также политическая причина — вступ­ление отношений государства и крупных бизнес-структур в новый этап.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.