Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право стран Древнего Востока. Рабовладельческое гос. и право




Разложение первобытнообщинного строя. Формирование институтов государства и права (по лекции).

Согласно археологической периодизации, в развитии первобытного общества выделяются два главных этапа: 1)этап присваивающей экономики и 2) этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции.

В период присваивающей экономики занимался собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы — камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений — родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Особенностью первобытных общин была строго фиксированная система половозрастного разделения труда.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти. В первобытной общине существовали следующие институты власти: а) лидер (предводитель, вождь); б) совет старейшин; в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она нашивается потестарной, от латинского слова «potestus» — власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения (возникает норма). Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

Уже к 3- 4 тыс. до н.э. производящая экономика стала основным способом существования и воспроизводства человека. Данный переход повлек и перестройку организации властных отношений, появление ранних государственных образований – раннеклассовых городов-государств. А позже на их основе – первых цивилизаций. Переход к производящей экономике обеспечил рост численности человеч. Производящая эконом. привела к появлению прибавочного продукта. Это привело к появлению новых форм собственности (коллектив., групповой, частной). Это привело к расслоению общества по социальному признаку. Позже формируются классы и государства.

Пути развития протогосударств: (1) восточный: сохраняются общины, общественная собственность на землю, частнособственнические отношения не играли большой роли. Существует деспотия чиновников, гос. собственность на средства производства, доинирует сильная община, есть клановые связи; (2) западный: частная собственность играет большую роль, классовое расслоение об-ва, слабая община, нет клановых связей.

Древний мир – это эпоха основной линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и государств. В разных государствах это проходило по-разному. Поэтому, история гос. и права Др. мира делится на ИГиПР Др. Востока и Античного мира. Др Восток – это долины Нила, Ефрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе. Здесь раньше, чем в других местах получило развитие оседлое земледелие, с устойчивыми урожаями. Появление прибавочного продукта и присвоение его родоплеменной знатью стимулировало раннее разложение перврбытно-ощинного строя, зарождение классового об-ва и государства.

Но, при этом выявились и свои особенности: 1. длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве и поэтому замкнутой в себе. 2. это замедляло развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали тяжелые, полупатриархальные формы эксплуатации. 3. Все это утвердилось в форме так называемой «восточной деспотии», где полнота власти не ограничивалась законом, принадлежала обожествляемому монарху, который управлял по средством войска и чиновничества.

Первоначально государственная структура складывалась на основе отдельных племен и племенных союзов, это так называемые «номовые государства». Позже они превращались в большие, централизованные государства.

Исторические особенности появления права стран Др. Востока. Право постепенно становилось писанным. Право состояло, в основном, из наиболее частых случаев практики. Отражало классовую направленность. Памятники права: з-ны Хаммурапи (Вавилон), з-ны Ману (Индия). При этом з-ны Ману пытаются совместить право и мораль, прво и религию. Нарушение правовой нормы рассматривалось как нарушение морально-религиозных предписаний.

В рамках изучения права Др. востока рассматриваются исторческо-правовые системы Др. Египта, Др. Шумера и Вавилона, Др. Индии, Др. Китая + Античный мир.

4. Возникновение древнеегипетского государства. Общественный строй Др. Египта. Основные черты гос. строя Др. Египта (по лекции).

Исторические периоды Др. Египта:

1 период: период раннего царства 3100 – 2800 г. до н.э.

2 период: период древнего царства 2800 – 2250 г. до н.э.

3 период: период среднего царства 2250 – 1700 г. до н.э.

4 период: период нового царства 1500 – 1087 г. до н.э.

4 период имел социальную и управленческую структуру. С\х являлось основой жизни общества. В конце 4 тыс., после появления первых номов (первые гос. образования во главе со жрецами). В рамках их появляется соц. расслоение, появляется господствующий слой, фараоны, номовая аристократия, зажиточные общинные крестьяне, которые платили ренту и выполняли общественные работы.

Были зависимые – рабы: (1) соплеменники, были права; (2) военнопленные, без прав.

Пути попадания в рабство: самопродажа, превращение преступников в рабов, покупка – продажа, по наследству, военнопленные, в подарок.

Кроме рабов существовали слуги царя. Они работали под контролем надсмотрщиков, владел минимальным имуществом, брали землю в аренду. Со временем из слуг царя появились «неджес» (категория торговцев). К новому царству появляется «немху» (по соц. положению близки к неджес), это войны или мелкие чиновники.

Государственный строй. Др. Египет был централизованным государством с развитым бюрократическим аппаратом. Во главе фараон (он объединял законодательную, административную, судебную власть, он жаловал титулы, имущество, землю, был богочеловеком).

Ему подчиняется царский двор, а в нем «джати» - первый пом. Фараона, его функции: жрец города, начальник царского двора, контролировал земельный фонд, водоснабжение, имел военную и судебную власть. Также были «послушные призыву» выполняли приказы господина: (1) «большие послушные призыву» - придворные, вельможи, гос. деятели, телохранители фараона; (2) «послушные призыву богов» - работники храмовых хозяйств.

Суд: не был отделен от администрации. Община могла создавать общинные органы самоуправления и могла судить общинников.

Номархи обладали властью в номах, Фараон и джати обладали высшими надзорными функциями. Храмы имели в том числе судебную функцию, решение жреца не могло быть оспорено гос. чиновником.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.