Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первые исторические формы социально-психологического знания. Формирование социально-психологического понятия «массы»




Парадигмальный подход к научно-психологическим исследованиям. Понятие научной парадигмы.

Парадигма как устоявшаяся, ставшая привычной точкой зрения, определенный методологический стандарт является широко используемым в науке термином, он был введен в научный оборот Куном в книге «Структура научных революций» для обозначения системы научных убеждений и стандартов научной деятельности, принятых за образец в конкретном научном сообществе.

Этот образец может включать в себя теоретические модели, стандарты и критерии оценки исследовательской практики, методологические нормы, образцовые решения исследовательских задач и общее мировосприятие. Парадигма в настоящее время – это:

1) Система идей, взглядов, моделей решения многих проблем, а также методов исследования, принятых в научном сообществе в определенный исторический период и являющихся в этот период основной методологической базой для всего мирового научного сообщества

2) Совокупность определенных представлений и определенных терминов, а также ценностных установок, принимаемых и разделяемых научным сообществом. Это консолидирует членов научного сообщества и обеспечивает преемственность развития науки.

3) В лингвистике это система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему научным категориям

Парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной, субъективной, общепринятой, например, к общепринятым парадигмам относятся «образцовый метод принятия решения», модели мира или его частей (области знаний, сферы жизни), принятые большим количеством людей. В социологии и философии научного исследования термин «парадигма» часто используется, чтобы очертить границы некоторого научного сообщества как объединенного корпусом знаний и представлений о мире и научном познании, чтобы структурировать системы идей с точки зрения реализации социального порядка и социального контроля в науке.

Первые формы социально-психологического знания появились в середине 19 века, они еще не могли базироваться на какой-то исследовательской практике. Концепции создавались в рамках философского знания, были умозрительными и формировавшаяся социальная психология приобрела характер описательной дисциплины (без эксперимента). Из разнообразия социально-психологических теорий обычно выделяют 3:

-психология народов

-психология масс

-теория инстинктов социального поведения

Принципом их различения способ анализа взаимоотношения личности и общества: признание примата (преобладание) личности или примата общества.

Психология народов – это одна из первых форм социально-психологических теорий, которая сложилась в середине 19 века в Германии. Психология народов предлагала коллективистское решение вопроса о соотношении личности и общества, так как в ней допускалось существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной сверхиндивидуальной целостности, каковой является народ, нация. Процесс образования наций приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических построений немецкого обществоведения той эпохи. Теоретическими источниками психологии народов были философское учение Гегеля и идеалистическая психология Герберта, непосредственными создателями теории психологии народов были философ Мориц Лацарус (1824 -1903) гг. и языковед Хейман Штейнталь (1823-1893)

В 1859 году был основан журнал «Психология народов и языкознания», где была опубликована статья «Вводные рассуждения о психологии народов». Главная мысль статьи – народ или дух целого является главной силой истории, он выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии – познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах Вильгельма Вундта. Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 году в лекциях о душе человека и животных, но основное развитие идея получила в 1900 году в первом томе десятитомной психологии народов. В лекциях Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Собаки – мученицы науки.

Физиологическая психология – экспериментальная дисциплина, но эксперимент непригоден для исследования высших психических процессов, мышления. Психология народов должна анализировать продукты культуры: язык, мифы, обычаи, искусство. Вундт отказался от неопределенного понятия «дух целого», психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, не претендующая на открытие законов.

В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста Потебни. Не смотря на различия в подходах Штенталя, Ренцаруса, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей, психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, поэтому должен быть специальный раздел психологии, который должен использовать особые, отличные от общей психологии методы.

Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий, поскольку дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических позиций». Эта теория родилась во Франции во 2-й половине 19 века. Истоки ее были заложены в концепции подражания Габриеля Тарда. Он считал, что социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме идеи подражания. Официальная академическая психология пренебрегает аффективными элементами и потому терпит неуспех. Идея подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении. Именно эти 2 идеи Тарда – роль иррациональных моментов и подражания были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Создателями психологии масс были итальянский юрист Сципион Сегеле и социолог Густав Лебон. Сегеле в основном опирался на изучение уголовных дел, в которых его внимание привлекала роль аффективных факторов. Лебон преимущественное внимание уделял противопоставлению масс и элит общества.

В 1895 году появилась основная работа Лебона «Психология народов и масс». С точки зрения Лебона всякое скопление людей представляет собой массу, главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются:

-обезличивание, что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций

-резкое преобладание роли чувств над интеллектом, что приводит к подверженности различным влияниям

-утрата интеллекта, что приводит к отказу от логики (человек глупеет)

-утрата личной ответственности, что приводит к отсутствию контроля над страстями.

Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе состоит в том, что масса всегда по своей природе не упорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Эти выводы были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось. В дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были эктраполированы (распространены) на любые другие массовые действия. В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска, это объясняется тем, что конец 19 века был ознаменован тем, что идеология искала средства обоснования акций, направленных против массовых выступлений.

Большое распространение получает утверждение о том, что конец 19-начало 20 века – это эра толпы, когда масса подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, легко поддается иррациональным действиям. Психология масс попала в это русло, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя его как иррациональное движение масс. Теоретическое значение психологии масс оказалось двойственным:

-был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества

-решение вопроса не было обосновано, формально признавался примат индивида над обществом, но само общество сводилось к толпе, описанной только в ситуации паники

-серьезного значения для развития социальной психологии психология масс не имела, но проблематика, разработанная в рамках этой концепции имеет большой интерес и в настоящее время

Теория инстинктов социального поведения.

Является третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, она была разработана английский психологом Мак Дугала 1871 – 1938 гг, формировалась в начале 20 века, переехал в 1920 году в США и работал там. Работа Мак Дугала «Введение в социальную психологию» вышла в свет в 1908 году и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии как самостоятельной науки. Он был психологом. В этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса «Социальная психология». Таким образом психолог и социолог издали 2 первых самостоятельных систематических курса по одной и той же дисциплине. Болдуин опубликовал исследование по социальной психологии. Основной тезис теории Мак Дугала заключается в том, что причиной социального поведения являются врожденные инстинкты, при этом Мак Дугал развивает более общий принцип стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку.

В противовес бихевиоризму (трактует поведение как простую реакцию на внешний стимул) Мак Дугал называл созданную им психологию – целевой или гормической (от греч. «гормэ» - стремление, желание порыв) таким образом оно выступает движущей силой интуитивного характера, объясняющий социальное поведение. Позднее появилось понятие «склонности». Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения – наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную, рецептивную, эмоциональную и двигательную части, таким образом всё, что происходит в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала, внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции, связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер, Мак Дугал перечислил семь пар, связанных между собой инстинктов и эмоций: 1) инстинкт борьбы и соответствующий ему гнев, страх 2) инстинкт бегства и чувство самосохранения 3) инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость 4) инстинкт приобретения и чувство собственности 5) инстинкт строительства и чувство созидания 6) стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь, война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Мак Дугала были склонны видеть реализацию дарвиновского подхода. Но такой механический перенос на общественные явления этот подход теряет научное значение.

Несмотря на огромную популярность идеи Мак Дугла их роль в истории и науки оказалась весьма отрицательным. Интерпретация социального поведения с точки зрения спонтанного стремления к цели узаконивала значение бессознательных иррациональных влечений в качестве движущей силы и индивида, и человечества.

Преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии. Таким образом, социальная психология после построения первых трех концепций основывалась на их положительном значении, которое заключалось в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, об общих психологических закономерностях, законах психологического влияния людей друг на друга, о движущих силах социального поведения.

В первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем с двух сторон: со стороны психологии, со стороны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида и его психики, а переход к психологии группы не прорабатывался достаточно четко. Во втором случае формально пытались идти от общества, но тогда оно растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений, вывод заключается в том, что сами по себе социальный и психологический подходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались на исследовательскую практику и развивались в духе старых философских построений, то есть были умозрительными рассуждениями. Однако социальная психология была заявлена как самостоятельная дисциплина, которая нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы и использование определенных экспериментальных методов.

Первый этап в развитии социальной психологии завершился зарождением совершенно новой традиции: созданием предпосылок социально-психологического знания внутри марксизма. Развитие социально-психологического знания в системе марксизма.

Середина 19 века – создание марксистского мировоззрения и система обществоведения оказалась включенной в полемику между марксизмом и буржуазной теорией общественного развития, в социологии эта полемика немедленно приобрела открытый характер. Психология в меньшей степени находилась под влиянием идеологии, чем социология.

В 1913 году Болдуин назвал «Капитал» Маркса в числе тех работ, под воздействием которых произошел коренной переворот во взглядах на соотношение индивидуального и общественного сознания. Социальная психология в лице ее профессионалов встретила марксистские идеи враждебно, развитие марксистской традиции в системе социально-психологического знания обладает рядом специфических черт, поскольку социальная психология в определенных отношениях выступает как общественная наука, она допускает возможность непосредственного принятия фундаментальных теоретических положений марксизма относительно сущности общественных явлений, природы человека и общества. Бытие определяет сознание.

Социальная психология может принимать лишь общефилософские принципы марксизма, при этом можно исследовать лишь методологически арсенал социальной психологии в развитии марксистского знания. В трудах Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, Луначарского, Бебеля, Лабриолы речь идет не только о разработке и изложении общей концепции общественного развития, но и о постановке более конкретных вопросов этой области знаний, т.е. общественного развития. Анализ социально-психологических явлений в системе марксизма осуществлялся на основе материалистического понимания истории, т.е. сама социальная жизнь рассматривалась как обоснованная материальными условиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.