КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание потребностей
В воспитании потребностей необходимо осознать отличие между потребностью и нуждой. Не всякая потребность отражает действительную нужду в чём-либо. Сейчас, в связи с развитием общества потребления, активно взращиваются все новые и новые, нужные и не нужные потребности, которых прежде не знали люди. Это в основном потребности материальные — потребности в технике, бытовых товарах, услугах и т.п. Даже, если эти потребности не могут быть удовлетворены, они вольно или невольно взращиваются и образуют определённые доминанты. Л.И. Божович говорит о том, что если так называемое самодвижение потребностей, связанное с желанием получить положительные переживания направлено на низшие потребности, то это ведёт к страстям и извращениям. Задача воспитания — это взращивание потребностей другого рода, тех которые станут основанием здоровой личности. «Полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно по содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения и дело воспитания управлять этим процессом» (Л.И. Божович) [6] К сожалению, многие родители не понимают или не хотят понимать смысл родительского долга. Полагая, что залогом душевного благополучия является удовлетворение всех или многих желаний ребёнка, подогретых многочисленной рекламой и установкой на потребление. Как показывает опыт, это не так. Напротив, человек, не умеющий воздерживаться от желаний, которые мешают нормальному развитию или даже вредят ему, находиться во власти и зависимости от них. Он не свободен. Душевным благополучием можно считать то состояние души, которое соответствует требованиям совести. Недаром на русском языке говориться об этом в разных категориях: поступить по совести, жить в ладу со своей совестью, спать спокойно, мучает совесть, угрызения совести, стыдно, совестно и т.д. Жить по совести может быть нелегко, но радостно! Сдержался, не ударил товарища. Поделился конфетой. Помог маме, хотя не хотел. Эта победа над собой приносит радость. Если в семье культ потребления, то можно ли ожидать другого от ребёнка? В такой семье, хотя и признаются способы требования неадекватными, но с сочувствием относятся к желаниям ребёнка, оставляя за рамками своего внимания потребности другого рода. Воспитание тогда может иметь успех, когда у ребёнка есть благоприятная почва в виде соответствующих ему потребностей и мотивов. Подготовить землю — значит воспитать потребности в труде, помощи, доброте, прощении. Л.И. Божович так говорит об этом: «Основной теоретической проблемой является возникновение... специфически человеческих побудителей поведения, так называемых духовных потребностей» [6, с.155) Или словами К.Д. Ушинского: «Не удовлетворение желаний, а приложение духовных сил» [80] Поэтому очень важно с детства формировать потребность в заботе и доброте, участие в домашних делах, развитие познавательных интересов. Тем более, что именно эти потребности соответствует требованиям души, а следовательно ведут к душевному удовлетворению и миру. О подобном опыте работы нам рассказала завуч одной из районных школ. Там проводиться большая работа с детьми: созданы отряды милосердия (они называют их волонтёрами): помогают старикам по хозяйству: чистят снег, возятся в огородах и т. п. Организуют разные вечера и встречи. Об одной из таких встреч она поделилась с нами. Это был вечер встречи, посвящённый Победе. Они пригласили ветеранов (дети даже не знали, что старики, которым они помогали были ветераны войны). Сначала они все вместе посмотрели худ. фильм «Звезда». После просмотра фильма дети были потрясены — на экране они увидели героизм молодых ребят, теперь - тех стариков, которые сидели перед ними. Слёзы и чувство глубокого уважения к людям, о которых они ничего не знали тронули детские сердца. Затем состоялось совместное чаепитие. Старики рассказывали о войне, а дети их с интересом слушали, теперь они смотрели на них по-другому - они видели в них тех двадцатилетних молодых ребят-героев не так далеко ушедших от них по возрасту. Общий духовный подъём и общая радость объединили поколения в единую связь. Такие вечера надолго остаются в памяти как свет в тумане. Это спасительное воспитание, потому что возвышает и преображает душу. Нравственность на непосредственном, непроизвольном уровне потребностей является очень ценным качеством человека. При правильном воспитании такой уровень формируется в непосредственном опыте ребёнка. Итак, выделим основные наиболее важные линии в воспитании, направленные на реализацию целей воспитания, которые были обозначены ещё в 17 веке известным педагогом Я.А. Коменским. [91] Рассматривая жизнь человека лишь как «вступление к вечной жизни» он видит задачу школы в подготовке к вечной жизни. Для решения этой задачи он ставит три цели: 1. «Познать себя и вместе с собой всего» (развитие самопознания) 2. Быть владыкою вещей и самого себя, «приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употребить их с пользою для своих выгод, везде среди созданий вести себя царственно, т.е. с достоинством и святостью, не служить никакому созданию, даже собственной плоти» (воспитание воли) 3. Представлять собой образ и радость Творца, что достигается религиозностью или Богопочитанием. Средством достижения этой цели служит познание Христа – Богочеловека как «совершеннейшего образа нашего совершенства» (Духовное, нравственное воспитание) [91] Выделение этих трёх линий воспитания обусловлено тем, что именно нравственность, способность к рефлексии и наличие воли определяют зрелость личности. Эти же линии выделились так же в исследовании образа человека. [33] Поэтому мы не погрешим против истины, если основное внимание уделим трём линиям психологии воспитания: нравственному воспитанию, воспитанию самопознания и воли - как необходимым условиям развития личности, без реализации которых невозможно достижение целей воспитания.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |