КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематический план по дисциплине
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к умениям: уметь выстраивать свою стратегию поведения в соответствии с ситуацией общения. Введение. Предмет, задачи, и основные разделы дисциплины. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Условия эффективного общения. Требования к знаниям: знать основные разделы учебной дисциплины, понятия «язык», «речь», «речевая культура», «норма русского литературного языка», выразительность речи. Требования к умениям: уметь создавать тексты в устной и письменной форме,
различать элементы нормированной и ненормированной речи. Раздел I. Нормативность и выразительность речи. Тема 1. Основные нормы русского языка. Понятия нормы. Виды норм. Возникновение и изменение норм. Фонетические нормы. Акцентологические нормы. Требования к знаниям: знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы. Требования к умениям: уметь пользоваться орфоэпическими словарями. Тема 2. Лексические нормы. Слово, его лексическое и грамматическое значение. Многозначные слова. Переносное значение слова. Синонимы (их виды). Омонимы (их виды). Антонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы языка. Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова, уметь пользоваться толковыми, фразеологическими словарями, находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов. Тема 3. Грамматические нормы. Морфологические нормы. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в употреблении числительных, местоимений, предложно - падежных форм существительных, видо-временных форм глагола. Требования к знаниям: знать самостоятельные и служебные части речи, правила формообразования существительных местоимений и числительных, правила употребления видо-временных форм глагола. Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой, выявлять грамматические ошибки в своем и чужом тексте. Тема 4. Синтаксические нормы. Понятие синтаксической нормы. Виды ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, неправильное
употребление причастных и деепричастных оборотов. Требования к знаниям: знать формы употребления причастных и деепричастных оборотов, правила построения синтаксических конструкций. Требования к умениям: уметь использовать речевые модели с причастными и деепричастными оборотами; согласовывать подлежащее и сказуемое. Тема 5. Выразительные средства языка. Выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова (тропы). Их функция в речи. Риторические фигуры. Звуковые и словесно–звуковые средства художественной изобразительности. Логические фигуры. Требования к знаниям: знать термины, обозначающие средства художественной изобразительности. Требования к умениям: уметь использовать выразительные средства языка в своей речи. Тема 6. Чистота и уместность речи. Чистота речи. «Нарушители чистоты»: диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, сленг. Уместность речи. Ситуация общения и способ словесного выражения. Требования к знаниям: знать понятия: «чистота речи», «уместность речи», знать элементы языка, которые относятся к «сниженной» лексике. Требования к умениям: уметь осуществлять подбор средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.
Раздел II. Стили речи Тема 7. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания). Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально -деловой, публицистический, художественный; сфера их употребления; их языковые признаки, особенности построения текстов разных стилей. Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся к теме; языковые признаки функциональных стилей речи, особенности построения текстов разных стилей. Требования к умениям: уметь различать тексты, относящиеся к разным функциональным стилям, самостоятельно создавать тексты разных стилей.
Раздел III. Риторический жанр «Ораторика». Тема 8. Ораторика как риторический жанр. Разновидности публичной речи (информирующая, агитирующая, утверждающая). Структура публичного выступления.
Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся к теме урока; разновидности публичной речи и особенности построения риторического монолога. Требования к умениям: уметь выстраивать структуру, определять содержание публичной речи в соответствии с её целью.
Тема 9. Подготовка публичного выступления. Оратор и аудитория. Эскиз публичного выступления. Способы запоминания материала. Мимика и жестикуляция оратора как приёмы косвенного воздействия. Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся теме урока; правила построения эскиза публичного выступления; способы запоминания материала; приёмы осуществления коммуникативного контакта с аудиторией. Требования к умениям: уметь составлять эскиз публичного выступления; активно применять способы запоминания материала; осуществлять коммуникативный контакт с аудиторией (зрительный, кинетический (поза, жесты, мимика)); произносить риторический монолог; анализировать произнесённое выступление.
Раздел IV. Риторический жанр «Беседа». Тема 10. Беседа как риторический жанр. Виды беседы: дружеская, деловая, светская, беседа-разведка. Этапы ведения беседы. Типы собеседников. Непродуктивные модели беседы. Беседа как средство разрешения конфликта. Требования к знаниям: знать особенности построения бесед разных типов; непродуктивные модели беседы.
Тема 11. Употребление этикетных формул. Понятия «этикет», «этикетная формула». Классификация этикетных формул. Этикетные и не этикетные темы беседы. Требования к знаниям: знать понятия «этикет», «этикетная формула»; этикетные и не этикетные темы беседы. Требования к умениям: уметь применять этикетные формулы в соответствии с ситуацией общения.
Раздел V. Риторический жанр «Спор». Тема 12. Спор как риторический жанр. Определение спора. Классификация видов спора. Виды аргументов и структура доказательства. Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся теме урока: «спор», «дискуссия», «полемика», «тезис», «аргументы», «демонстрация»;
основные признаки видов спора, виды доказательств. Требования к умениям: уметь определять разновидность спора, виды аргументов, использовать различные виды доказательств. Тема 13. Ошибки и уловки в споре. Требования, ошибки и уловки, относящиеся а) к тезису б) к аргументам в) к демонстрации а. Иррациональные аргументы и особенности их использования. Тема 14. Корректные и некорректные приёмы в споре. Виды корректных и некорректных приёмов в споре. Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся теме урока; различия между приёмом и уловкой; виды приёмов, ошибок, уловок. Требования к умениям: уметь использовать полемические приёмы, распознавать и нейтрализовать уловки, владеть культурой полемики.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |