Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план по дисциплине




№ п/п Наименование темы Макс. нагрузка студента Количество аудиторных часов Самост. работа
Всего Практич.
1. Введение. Предмет, задачи, основные разделы курса. Понятие нормы, виды норм.          
2. Нормативность русской речи (акцентологические, орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы русского литературного языка). Выразительность речи (логичность, эмоциональность, индивидуальность, богатство речи).        
3. Функциональные стили литературного языка; стилистика, стилевое единство, целостность текста.          
4. Культура речи: речевой этикет        
5. Риторический жанр «Переговоры»        
6. Риторический жанр «Беседа»        
7. Риторический жанр «Спор».Ведение дискуссии.        
8. Риторический жанр «Ораторика». Композиция текста. Аргументы.        
9. Подготовка ораторского выступления        
10. Зачетное занятие        
  Всего        

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Требования к умениям: уметь выстраивать свою стратегию поведения в соответствии

с ситуацией общения.

Введение.

Предмет, задачи, и основные разделы дисциплины.

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Качества хорошей речи (правильность,

точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Условия

эффективного общения.

Требования к знаниям:

знать основные разделы учебной дисциплины, понятия «язык», «речь», «речевая

культура», «норма русского литературного языка», выразительность речи.

Требования к умениям: уметь создавать тексты в устной и письменной форме,

различать элементы нормированной и ненормированной речи.

Раздел I. Нормативность и выразительность речи.

Тема 1. Основные нормы русского языка.

Понятия нормы. Виды норм. Возникновение и изменение норм. Фонетические нормы.

Акцентологические нормы.

Требования к знаниям: знать особенности русского ударения и произношения,

орфоэпические нормы.

Требования к умениям: уметь пользоваться орфоэпическими словарями.

Тема 2. Лексические нормы.

Слово, его лексическое и грамматическое значение. Многозначные слова. Переносное

значение слова. Синонимы (их виды). Омонимы (их виды). Антонимы. Паронимы.

Фразеологизмы.

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные

слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы языка.

Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, определять лексическое

значение слова, уметь пользоваться толковыми, фразеологическими словарями,

находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении

фразеологизмов.

Тема 3. Грамматические нормы.

Морфологические нормы. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в

употреблении числительных, местоимений, предложно - падежных форм

существительных, видо-временных форм глагола.

Требования к знаниям: знать самостоятельные и служебные части речи, правила

формообразования существительных местоимений и числительных, правила

употребления видо-временных форм глагола.

Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии

с литературной нормой, выявлять грамматические ошибки в своем и чужом тексте.

Тема 4. Синтаксические нормы.

Понятие синтаксической нормы. Виды ошибок, связанных с нарушением

синтаксических норм: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, неправильное

употребление причастных и деепричастных оборотов.

Требования к знаниям: знать формы употребления причастных и деепричастных

оборотов, правила построения синтаксических конструкций.

Требования к умениям: уметь использовать речевые модели с причастными

и деепричастными оборотами; согласовывать подлежащее и сказуемое.

Тема 5. Выразительные средства языка.

Выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова (тропы). Их

функция в речи. Риторические фигуры. Звуковые и словесно–звуковые средства

художественной изобразительности. Логические фигуры.

Требования к знаниям: знать термины, обозначающие средства художественной

изобразительности.

Требования к умениям: уметь использовать выразительные средства языка в своей

речи.

Тема 6. Чистота и уместность речи.

Чистота речи. «Нарушители чистоты»: диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы,

канцеляризмы, сленг. Уместность речи. Ситуация общения и способ словесного

выражения.

Требования к знаниям: знать понятия: «чистота речи», «уместность речи», знать

элементы языка, которые относятся к «сниженной» лексике.

Требования к умениям: уметь осуществлять подбор средств языка, которые

делают речь отвечающей целям и условиям общения.

 

Раздел II. Стили речи

Тема 7. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание,

повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность

описания).

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально

-деловой, публицистический, художественный; сфера их употребления; их языковые

признаки, особенности построения текстов разных стилей.

Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся к теме; языковые

признаки функциональных стилей речи, особенности построения текстов разных

стилей.

Требования к умениям: уметь различать тексты, относящиеся к разным

функциональным стилям, самостоятельно создавать тексты разных стилей.

 

Раздел III. Риторический жанр «Ораторика».

Тема 8. Ораторика как риторический жанр.

Разновидности публичной речи (информирующая, агитирующая, утверждающая).

Структура публичного выступления.

Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся к теме урока;

разновидности публичной речи и особенности построения риторического монолога.

Требования к умениям: уметь выстраивать структуру, определять содержание

публичной речи в соответствии с её целью.

 

Тема 9. Подготовка публичного выступления. Оратор и аудитория.

Эскиз публичного выступления.

Способы запоминания материала.

Мимика и жестикуляция оратора как приёмы косвенного воздействия.

Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся теме урока; правила

построения эскиза публичного выступления; способы запоминания материала; приёмы

осуществления коммуникативного контакта с аудиторией.

Требования к умениям: уметь составлять эскиз публичного выступления;

активно применять способы запоминания материала; осуществлять коммуникативный

контакт с аудиторией (зрительный, кинетический (поза, жесты, мимика)); произносить

риторический монолог; анализировать произнесённое выступление.

 

Раздел IV. Риторический жанр «Беседа».

Тема 10. Беседа как риторический жанр.

Виды беседы: дружеская, деловая, светская, беседа-разведка.

Этапы ведения беседы. Типы собеседников. Непродуктивные модели беседы.

Беседа как средство разрешения конфликта.

Требования к знаниям: знать особенности построения бесед разных типов;

непродуктивные модели беседы.

 

Тема 11. Употребление этикетных формул.

Понятия «этикет», «этикетная формула». Классификация этикетных формул.

Этикетные и не этикетные темы беседы.

Требования к знаниям: знать понятия «этикет», «этикетная формула»;

этикетные и не этикетные темы беседы.

Требования к умениям: уметь применять этикетные формулы в соответствии

с ситуацией общения.

 

Раздел V. Риторический жанр «Спор».

Тема 12. Спор как риторический жанр.

Определение спора. Классификация видов спора. Виды аргументов и структура

доказательства.

Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся теме урока: «спор»,

«дискуссия», «полемика», «тезис», «аргументы», «демонстрация»;

основные признаки видов спора, виды доказательств.

Требования к умениям: уметь определять разновидность спора, виды аргументов,

использовать различные виды доказательств.

Тема 13. Ошибки и уловки в споре.

Требования, ошибки и уловки, относящиеся

а) к тезису

б) к аргументам

в) к демонстрации а.

Иррациональные аргументы и особенности их использования.

Тема 14. Корректные и некорректные приёмы в споре.

Виды корректных и некорректных приёмов в споре.

Требования к знаниям: знать основные понятия, относящиеся теме урока;

различия между приёмом и уловкой; виды приёмов, ошибок, уловок.

Требования к умениям: уметь использовать полемические приёмы, распознавать и

нейтрализовать уловки, владеть культурой полемики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.