Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема 1. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков




Тема 1. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Контрольные работы и методические указания

Задание к теме 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Вариант 1.

Для к…го сущ…ству…т история В…прос выгл…дит п…р…д…ксальным. Б…(с,сс)порно для всяк…г… п…скольку всякий ч…л…век во всей с…в…купности св…его бытия и бодрств…в…ния явля…т(?)ся след…м истории. Но большая разница ж…вет(ли) некто с п…ст…я(н,нн)ым вп…ч…тлени…м что его ж…з(?)нь пр…дст…вля…т с…бой эл…мент в г…раздо более обш…рной б…ографии пр…ст…рающ…йся над ст…летиями или тыс…ч…летиями или он ощуща…т ее как нечто в с…бе самом з…кругле(н,нн)ое и замкнутое. Для п…следн…го типа бодрствования н…в…рн…ка (не)сущ…ству…т н…к…кой вс…мирной истории.

О.Шпенглер. «Закат Европы».

 

Вариант 2.

Сл…ва имеют огромную власть над нашей ж…знью власть м…гическую. Мы з…к…лдова(н,нн)ы сл…вами и в зн…чит…льной степ…н… ж…вем в их царств… Сл…ва действуют как с…м…ст…ят…льная сила (не)з…вис…мая от их с…д…ржания. Мы пр…выкли пр…изн…сить и слушать сл…ва (не)о(д,т)д…вая с…бе отч…та в их р…альном с…д…ржани… и их р…альном вес… Мы пр…н…ма…м сл…ва (на)веру и оказыва…м им б…(з,с)гранич(?)ный кр…дит.

Н.Бердяев. «Судьба России».

 

Вариант 3.

И(с,з)чезли др…г…це(н,нн)…йш…… ч…рты ру(с,сс)кой л…т…ратуры глуб…на с…р(ъ,ь)ёзн…сть пр…ст…та (не)п…сре…тв…(н,нн)…сть бл…г…ро(т,д)ство пр…м…та и мор…м р…злил…сь вульгарн…сть н…дум…(н,нн)…сть лука(ф,в)ство хв…ст…(ф,в)ство дурной тон н…пыщ…(н,нн)ый и (не)…зме(н,нн)о ф…льш…вый. Испорч…н ру(с,сс)кий язык утер…но чутьё к ритму и орг…нич…ским особ…(н,нн)…стям ру(с,сс)к…й пр…з…ич…ск…й реч…

Речь И.А.Бунина на юбилее газеты «Русские ведомости», 1913 г.

 

Вариант 4.

Сам… … главн… … и д…йствит…льно эп…хальн… … (вс…мирно)ист…рич…ск… … изм…нение связа(н,нн)ое с п…р…ход…м от тр…д…ц…о(н,нн)…го общ…ства к т…хн…ге(н,нн)ой ц…в…л…зации с…ст…ит в в…зн…кн…вени… нов…й с…стемы це(н,нн)…ст…й. Це(н,нн)…стью сч…та…т(?)ся сама и(н,нн)…вация ор…г…нальн…сть новое в…бще. В извес(?)ном смысл… симв…лом т…хн…ге(н,нн)…го общ…ства мож…т сч…тат(?)ся книга р…корд…в Гиннеса к…торая в отлич… … от скаж…м семи ч…дес света н…глядн… св…дет…льству…т что каждый инд…вид мож…т стать …динстве(н,нн)ым в св…ем род…

В.С.Степин. «Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса».

 


Вариант 5.

Слав…й служ…т гор…ду смел…сть телу крас…та духу р…зумн…сть речи пр…вдив…сть всё …братн…е эт…му лиш(?) б…(с,сс)лав…е. Должно нам мужчину и жен(?)щ…ну слово и дело город и п…ступ…к еж…ли они п…хвальны хвалою п…чтить еж…ли (не)п…хвальны н…смешкой ср…зить. И н…прот…в равно (не)умно и (не)верно достохвальное п…р…цать …сме…яния(же) д…стойное в…схв…лять.

Горгий. «Похвала Елене».

 

При подготовке этой темы следует иметь в виду, что работу со словом целесообразно начать с определения орфограмм, обозначающих гласные звуки. В русском языке гласные могут быть ударными и безударными. Написание ударных гласных не вызывает сомнений – звук слышится отчетливо. Написание безударных гласных, которые встречаются во всех частях слова, подчиняется особым правилам. Поэтому первый шаг в работе над словом – постановка ударения. Все оставшиеся без ударения буквы обозначают безударные гласные звуки и могут быть орфограммами. Они расположены в разных частях слова, и правописание каждой подчиняется различным правилам. Чтобы выяснить, какие именно перед нами орфограммы, делим каждое слово на значимые части – морфемы. Морфема (от греч. morphe – форма) – значимая часть слова, далее неделимая. Морфемами являются приставки, корни, суффиксы, окончания.

Правильное написание безударной гласной в приставке и корне слова не зависит от его принадлежности к той или иной части речи, следовательно, выделив эти морфемы, можно определить тип орфографического правила – правописание безударных гласных в изменяемых и неизменяемых приставках, в корнях слов и т.д. Правописание суффиксов и окончаний зависит от того, к какой части речи относится то или иное слово. Поэтому следующий шаг – определение принадлежности слова к той или иной части речи – существительному, прилагательному, числительному, местоимению, глаголу или глагольной форме, наречию, сложному предлогу. Теперь можно определить, какая перед нами орфограмма в каждом случае, и припомнить соответствующее правило.

Чтобы правильно расставить запятые внутри предложения, выделяем подлежащее и сказуемое. Самый распространённый вариант значения главных членов предложения – подлежащее-деятель и сказуемое-действие. Если в предложении одно или несколько однородных подлежащих-деятелей совершают (совершили, будут совершать) одно или несколько однородных действий, перед нами простое предложение. Запятая внутри простого предложения ставится в следующих случаях: 1) однородные члены, 2) вводные слова, словосочетания и предложения, 3) обращение, 4) обособленные члены предложения, 5) междометия, 6) уточняющие члены предложения, 7) сравнительные обороты. Последовательно выявляя наличие или отсутствие данных конструкций внутри простого предложения, оформляем его пунктуационно.

 

Литература

Волгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.

Орфографический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1996.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990.

Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа, 2002.

Соловьев Н.В. Русское правописание. Орфографический справочник (словарь, комментарий, правила). – СПб.: Норинт, 1997.

Тихонов А.И. Орфографический словарь русского языка. – М.: Цитадель, 1999.

 

Тема 2. Нарушение норм современного русского литературного языка и пути их преодоления.

 

Задание к теме 2. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений обращайтесь к словарю.

 

Вариант 1.

Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированный, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.

 

Вариант 2.

Агрономия, алкоголь, баловать, бензопровод, верование, генезис, гербовый, диспансер, добыча, забронировать (покрыть броней), заговор, исповедание, исчерпать, каучук, километр, кладовая, маневр, мускулистый, налоговый, оптовый, откупорить, плесневеть, побасенка, таможня, третировать, эксперт, языковая (система), нет гуся, сидеть в тени, без степеней сравнения, понял трудный текст, подала пример, зазвана на вечеринку, вынести золу, опереться на щеку, пересечение плоскостей, разложить по сто штук, дети дружны, заняла денег, пролил на скатерть, запломбированный зуб, приняты в институт.

 

Вариант 3.

Алфавит, анатом, блокирование, бытие, вероисповедание, гусеница, гренадер, давнишний, договоренность, закупорить, злоба, задолго, опухоль желез, коклюш, кремень, кухонный, лубочный, мальчиковый, медикамент, меновая, названый (брат), осведомить, острие, эксперт, языковая (колбаса), нет угля, быть в чести, переключение скоростей, начала работу, поднял голову, информированный депутат, продали всю ткань, отняла игрушку, принятый в группу поддержки, дисквалифицированный спортсмен, отбыла в неизвестном направлении.

 

Вариант 4.

Арест, афера, ворожея, гордиев узел, дозвонишься, документ, досуг, знамение, заиндеветь, избаловать, красивее, намерение, нефтепровод, никчемный, обеспечение, облегчение, памятуя, паралич, партер, пасквиль, пахота, рассредоточение, револьвер, свекла, статуя, воздать сторицей, малая толика, убыстрить, много почестей, прожил долго, без году неделя, заняла деньги, прерванный рассказ, нет плода, отпил немного, двадцать степеней защиты, взяла кирку, потерять из виду, туфли тесны, скопировать картину, недостатки изжиты.

 

Вариант 5.

Акрополь, асбест, безумолчный, бередить, гренки, двоеженец, звонить, избалованный, искра, кожух, некролог, новорожденный, облегчить, обобщить, одноименный, повременный, поименный, похороны, предвосхитить, ремень, рудник, соболезнование, трубопровод, уведомить, углубить, шелковица, нет зонта, заберусь в нору, по сто раз говорить, учебники новы, копировать документы, меры приняты, задал трудную задачу, призваны в армию, премированный работник, донял разговорами, совсем нет угля, огонёк в ночи, переключение скоростей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.