Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Анализ современной ситуации развития технологий контроля и оценки, постановка проблемы




После прочтения статьи А.Б. Воронцова, мы пришли к выводу о том, что в образовании образовалась огромная проблема в технологии развития контроля и оценки. Казалось бы, это не так и важно, оценка всего лишь формальность, цифра, но это не так! Оценка – это не отметка. Именно действия контроля и оценки помогают формировать представление об уровне развития, помогает адекватно оценить способности учащего, выявить его дефициты. Но это конечно все связано с современным образованием, о котором и пойдет речь в нашем реферате.

Как мы понимаем, ключевая задача начального этапа школьного образования – формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Исходя из этого, работа на уроках, действия учителя должно с первого по четвертый класс направлено именно на то. После просмотра многочисленных уроков практик, стало ясно, что добиться контроля и оценки у учеников не так просто, это надо долго формировать. Судя по себе, контроль и оценка системы РО значительно превосходит традиционную систему. Отрицательные эффекты действующей системы оценки: искажение отношений ученика с взрослым, повышение тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации. Отметка, это всего лишь знак. Он в традиционной системе не может отразить самооценку ученика, прогностическую оценку, что говорит о том, что она не объективна, в отличие от системы оценки РО.

Цели реформы оценивания:

- Сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной;

- Формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей;

-Создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников.

Целей у оценки РО гораздо больше, это так же может определить и выделить для себя каждый учитель сам.

Для того, что бы установленные цели были успешно достигнуты, нужны и соответствующие условия, средства, приемы и методики. Начнем с приемов.

Педагогические условия и педагогические средства решения проблемы:

– выделить и описать этапы становления контрольно-оценочной деятельности младших школьников; (Учитель самостоятельно проводит диагностики)

– найти или разработать оптимальные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;

– разработать систему проверочных, диагностических работ для отслеживания контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и динамики формирования способов их деятельности;

– разработать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся;

– создать нормативно-правовую базу для применения безотметочной системы оценивания, т.е. выработать относительно единую «оценочную политику» на уровне школы силами администрации, педагогов, детей и их родителей.

Условия отражены, но эти условия нужно как-то выполнять педагогу в течение четырех лет обучения школьников! Для того, что бы педагогу было понятно, как в эти 4 года уложить все условия, нужно понимать примерные этапы. Я ссылаюсь на этапы, выделенные А.Б. Воронцовым.

Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

а) В рамках начального этапа образования:

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс); Длительный процесс, длится целый год, в нем ребенок перестраивается и принимает систему уроков, которую предлагает педагог.

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

Этот этап длится почти всю начальную школу, именно этот этап формирует у ребенка рефлексию, оценку, самооценку и др.

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

б) В ходе учебного года:

1 фаза – совместной (учащимися и учителем) постановки и планирования задач года (сентябрь);

2 фаза – коллективного решения предметных задач года (октябрь – первая половина апреля);

3 фаза – рефлексивная (вторая половина апреля – май).

1 класс.

Основная цель 1-го класса, как мы поняли по А.Б. Воронцову, в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности).

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом

2-4 класс.

Происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации.

Начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия.

Начинается работа над прогностической оценкой.

На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

После определения деятельности, условий обучения, оценки, так же важно выделить условия, которые должны разворачиваться, чтоб система контроля и оценки прижилась в обучении школьников.

Педагогические условия разворачивания контрольно-оценочной деятельности младших школьников, выделенные А.Б. Воронцовым:

1) Безотметочная система оценочная как основа, с одной стороны, дл изменения учебной мотивации школьников в сторону увеличения учебно-познавательной составляющей, с другой стороны, построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;

2) Деятельностный подход в организации образовательного процесса. Контроль и оценка начальной школе могут рассматриваться только в контексте учебной (учебно-познавательной) деятельности школьников как особые действия, направленные на эффективное управление ею, как структурные компоненты учебной деятельности, они являются ведущими, определяющими, «запускающими» всю педагогическую технологию организации образовательного процесса и сопровождающими его до получения конечного результата в учебной деятельности;

3) Поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение системы учебных (проблемных) задач, ориентированных на поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;

4) Ориентация в педагогической деятельности не на методы обучения, а на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться;

5) Особые «ритмы» в организации образовательного процесса, как в ходе всего начального этапа школьного образования, так и в ходе учебного года. Классно-урочная система должна перестать быть единственной и основной формой организации учебного процесса. Расписание учебных занятий и уроков должно стать мобильным и динамичным, ориентированное на конкретные «запросы» отдельных классов.

Стоит так же выделить приемы, которые является очень важными во все обучении школьников, ведь именно ими педагог будет пользоваться, для формирования оценки.

Педагогические приемы, формирования действия контроля и оценки (А.Б. Воронцов):

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задаче);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

Педагогические средства, которые помогут ученикам как можно лучше понять и «впитать» контрольно-оценочную самостоятельность.

Разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов. (разнообразные игры, соревнования, конференции между учениками, примером является фестиваль «КРО-шечка».

Место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса (Больше внеклассная работа с учениками)

Организация самостоятельной работы учащихся

Необходимые условия технологии формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников:

- Приступить к решению задачи о развитии конкретной самооценки и самоконтроле учащихся можно только в такой школе, где существуют отношения доверия и взаимопринятия между всеми субъектами образовательного процесса единой «оценочной политики» учебного заведения;

- В одиночку (отдельным учителям) за реформирование системы контроля и оценки лучше не браться. Задача построения технологии безотметочного оценивания по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в первом классе, необходимо иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования;

- Поворот к безотметочной системе оценивания как главного педагогического условия «выращивания» контрольно-оценочной самостоятельности возможно только там, где учителя уже чувствуют (пускай пока интуитивно) внутреннюю потребность отказа от тотального контроля и оценивания со стороны взрослых и готовых искать другие способы организации оценивания деятельности учащихся, готовые постепенно передать контрольно-оценочный «инструмент» из своих рук в руки учащихся.

Только после выполнения всех этих условий, возможно, приступить в школе к реализации выше обозначенных идей без ущерба, как для детей, так и для всего образовательного процесса в школе. В противном случае, либо мы будем иметь лишь формальный переход к другой системе организации учения младших школьников без серьез качественно новых последствий для образования детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.