КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество и его составляющие элементы
Под качеством понимается совокупность свойств продукции (конструктивных, эстетических, социальных, экономических, психологических), позволяющих ей удовлетворять определенные потребности в соответствии с функциональным назначением. Качество всегда соотносится с нуждами и ожиданиями потребителя, затратами на создание продукции (поэтому экономически должно быть оптимально). Качество продукта формируется на всех стадиях жизненного цикла (исследования, разработки, проектирование, производство), реализуется и оценивается в потреблении (эксплуатации и утилизации). Его улучшение оказывает благотворное воздействие на многие стороны деятельности самого производителя. Ответственность за качество несет изготовитель продукции либо его представитель, наделенный соответствующими полномочиями, а его проверка осуществляется независимыми лицами. Наиболее эффективно с эт^м справляется институт представителей заказчика. ' Качество товаров характеризуется рядом параметров, среди которых: • функциональность (способность выполнять базовую и дополнительную функции) — характеризует полезность продукции и области ее применения (для техники это, например, производительность, для продуктов питания — вкус и т. п.); • надежность (безотказность, отсутствие дефектов, защищенность от моральных рисков); Безотказность (способность функционировать в течение заданного времени без сбоев; характеризуется средней продолжительностью работы до первого отказа в любом режиме эксплуатации, а также возможностью восстановления при их наступлении) является главным признаком надежности. Нормальная сохраняемость основных свойств объекта по мере его использования допускает их падение на 2-5 процентов ежегодно. • долговечность — свойство сохранять основные качества и работоспособность до наступления предельного срока службы или хранения при соблюдении установленного порядка технического обслуживания и ремонта; Глава 30. Управление качеством 395 • технический уровень (соответствие стандартам или эталонным объектам); • технологичность — показывает, насколько близко конструкция изделия учитывает требования современного производства; Технологичность предполагает минимизацию продолжительности работ на всех стадиях производственного цикла; простоту, унифицированность (насыщенность взаимозаменяемыми, стандартными элементами, блочность), прогрессивность конструкции; возможность механизированной обработки; ремонтопригодность. • эргономичность — отражает соответствие объекта требованиям к удобству его использования; Эргономические показатели могут быть: • гигиеническими (нормы и рекомендации в отношении освещенности, температуры, давления, напряженности магнитных и электрических полей, запыленности, шума, вибрации, ускорения); • антропометрическими (отражают соответствие объекта размерам и форме человеческого тела, нагрузке на организм); • физиологическими и психофизиологическими (характеризуют воздействие на органы чувств человека размеров, формы, контрастности, яркости, пространственного положения, силовых и скоростных нагрузок, создаваемых объектом); • психологическими (необходимый объем, скорость восприятия и переработки информации, связанной с функционированием объекта). • эстетичность — характеризуется степенью позитивного влияния объекта на чувства человека; В основе эстетичности лежат рациональность, функциональность, строгость, соответствие формы назначению (главное требование), выразительность, цветность, совершенство исполнения, товарный вид. Менее эстетичное изделие утомляет, отвлекает внимание, следовательно, снижает эффективность труда. • транспортабельность (легкость, компактность); • патентно-правовые показатели (защищенность патентами, лицензиями, авторскими правами); • экологичность — характеризуется легкостью утилизации, минимумом отходов при использовании, степенью негативного воздействия на природу и человека (содержанием вредных примесей, радиоактивностью, уровнем шума, вибрации и проч.); • безопасность (например, прочность конструкции); • ценовые показатели; • эксплуатационные свойства (грузоподъемность, скорость); • экономичность ____________(оптимальное соотношение качества и затрат); • сервис (диапазон, быстрота, эффективность обслуживания); • репутация, имидж; • соответствие заявленному уровню стандартов, сертифицированность. Таким образом, качество имеет множество составляющих - техническую, экономическую, социальную, правовую, экологическую и др. Услугам качество придают, кроме того: 396 Раздел VIM. Менеджмент отдельных сфер деятельности • известность и надежность фирмы; • ее компетентность в своей сфере деятельности, понимание специфики потребностей клиента (готовность ответить на нестандартные запросы); • доступность, способность в любой момент обслужить клиента; отзывчивость персонала, его внешний вид, отделка помещений; • обеспечение потребителей любой необходимой информацией. Качество управления определяется его культурой, профессионализмом работников, развитостью информационных технологий, морально-психологическим климатом. Высокое качество продукции и услуг приносит сегодня как производителям, так и потребителям значительный экономический эффект, поэтому ему уделяется пристальное внимание. Но оно требует немалых расходов, к которым относятся: • предупредительные затраты, связанные с обеспечением бездефектного производства (на планирование, проектирование, обучение работников и проч.); • информационные издержки (на надзор, испытания, в условиях эксплуатации; лабораторный, операционный и приемочный контроль); • затраты на устранение дефектов, выявленных на предприятии (отбраковка, ремонт) и у потребителей (возврат, переделка). Вместе с потерями от низкого уровня качества они составляют цену последнего, которая складывается из цены соответствия и цены несоответствия. Цену соответствия определяют расходы, связанные с обеспечением качества: • по предотвращению выпуска недоброкачественных изделий (на планирование, совершенствование гехнических средств, обучение персонала передовым методам работы); • по управлению и контролю качества (на проверку конструкций изделий, входной контроль материалов и комплектующих, лабораторные приемочные испытания, надзор, испытание образцов готовых изделий). Цену несоответствия формируют затраты, связанные с неудовлетворительным качеством: • издержки в производстве (на исправление брака, переделку); • расходы в сфере потребления (на ремонт в гарантийный период, замену и проч.). За счет повышения качества часть этих издержек можно сэкономить и увеличить тем самым долю прибыли в доходах. Но некоторых избежать нельзя (на аудит, проверку испытательного оборудования, обучение, контроль). Для минимизации затрат, связанных с обеспечением качества, нужно: • осуществлять рационализацию их отдельных статей; • оптимизировать структуру (например, увеличение расходов на предупредительные мероприятия ведет к их снижению на устранение дефектов);' • обеспечить обоснованный уровень соотношения цены и качества продукции (с учетом приоритетности последнего и соблюдения требований, предъявляемых законодательством, потребителями, техническими условиями). Глава 30. Управление качеством 397
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |