Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Теоретические методы, основанные на логических приемах, тождественные мыслительным операциям




Изучение научных фактов начинается с их анализа. Анализ – краеугольный камень познавательного процесса, наиболее продуктивный его элемент.

Анализ – мысленное расчленение (разложение) целого или вообще сложного явления на его составные более простые элементарные части и выделении отдельных сторон, свойств, связей.(Микешина Л.А.)

Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части, он предполагает выделение признаков предмета «для изучения их в отдельности как части единого целого» (Андреев И.Д.)

Условие - анализ возможен лишь тогда, когда исследователь подготовлен к тому, чтобы охватить предмет в его целостности.

Функция - анализируя факты,

1)находят ответ на конкретные вопросы;

2) анализ предполагает выяснение различных связей между фактами, между элементами целого.

Но анализ не является конечной целью научного исследования, которое стремится воспроизвести целое, понять его внутреннюю структуру, характер его функционирования, закон его развития. Эта цель достигается последующим теоретическим и практическим синтезом.

Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления и постижении целого в его единстве.

История познания показывает, что анализ и синтез являются плодотворными методами исследования, только в том случае, когда они в тесном единении. И это связано с те, что в объективной действительности существуют: целое и его части, единство и различия, непрерывность и дискретность, постоянно происходящие процессы распада и соединения, разрушения и созидания.

Взаимосвязь: 1) обусловливают друг друга - для того, чтобы стал возможным анализ вещи необходимо, чтобы сознание зафиксировало его как некоторое целое, т.е. предварительным условием анализа является целостное, синтетическое восприятие.

2) Синтез возможен лишь тогда, когда уже осуществлен анализ, когда выделены те или иные стороны или элементы целого.

Т.О. анализ и синтез представляют собой противоположности, взаимно предполагающие и дополняющие друг друга. Эти методы сопровождаю друг друга – синтезирование отдельных частей как определенная ступень в анализе целого.

 

Метод анализа тесно связан и возможен благодаря абстрагированию.

Абстрагирование в умственной деятельности носит универсальный характер, т.к. каждый шаг мысли связан с этим действием.

Сущность – мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование на одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Выделяют:

Процесс абстрагирования и результат абстрагирования.

Результат абстрагирования – знание о некоторых сторонах объектов.

Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению результата, т.е. определенной абстракции (любые понятия, которыми оперирует человек и в науке, и в обыденной жизни – дерево, дом, дорога, проблема и т.д.)

Носит сложный двухступенчатый характер:

1 – производится отделение существенного от несущественного, вычленение наиболее важного в интересующих явлениях; оценка различных сторон явления, различных факторов, т.е. подготовка акта абстракции – отвлечение.

2 – реализация возможностей абстрагирования – отвлечение, т.е. замена некоторого объекта Х1 другим Х2 менее богатым свойствами, который выступает в качестве модели.

Функция абстракций – заменить в познании сравнительно сложное простым (но в основном выражающее это сложное);

Разобраться в многообразии действительности путем дифференциации, путем установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания.

 

Сравнение – важный логический прием познания, служащий для установления отличительных черт или сходства между рассматриваемыми предметами и явлениями. В основе сравнения лежит всегда сопоставление соответствующих условий, особенностей, признаков. Без сравнения невозможно познание даже простейших событий и явлений. Цель – глубже понять сущность и особенности рассматриваемого явления (иначе сравнение теряет смысл).

Правила сравнения:

1) сравнивать следует только однородные предметы и явления;

2) сравнивать предметы или явления нужно по таким признакам, которые имеют примерно одинаково важное и существенное значение.

 

Аналогия (о греч. - соответствие, сходство). Как метод исследования, применяется тогда, когда нужно получить убеждение о новых свойствах или чертах явления, на основе знания того, что это явление имеет или должно иметь сходство с другими, ранее изученными явлениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.