Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систематизация является не только методом, но и главнейшим требованием научного исследования




Классификация – (лат. - разряд, делать) – это распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков.

Сведение в классы может производиться:

1) по наличию обобщающего признака;

2) по отсутствию обобщающего признака.

Классификация – это, по существу, дедуктивная операция деления: известное множество элементов делится по некоторому критерию на подмножества (классы).

Классификация позволяет решать следующие познавательные задачи:

1) свести многообразие материала к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т.д.);

2) выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов;

3) обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения;

4) подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств;

5) вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами.

Этапы классификации:

1) определение границ подмножеств (классов);

2) включение в эти границы тех или иных элементов, при этом элементы с характеристиками, выходящими за границы данного класса, помещаются в другие классы или выпадают из классификации.

Требования:

1) в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание;

2) объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления);

3) члены классификации должны взаимно исключать друг друга.

Выделяют естественную (в основу кладется признак, существенный для данных объектов – предметный каталог; классификация ощущений по модальности)и искусственную классификации (если критерий не существенен, а удобен для упорядочивания – алфавитный каталог; классификация ощущений по расположению рецепторов).

Методологические проблемы:

1) несовпадение формальных условий и правил построения классификаций реальной научной практике;

2) трудность сочетания в классификации двух разных целей: расположение материала, удобное для учета и разыскания и выявление в материале внутренних системных отношений.

 

Типологизация – это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В результате получают типологию, т.е. совокупность типов.

В противоположность классификации – типологизация – индуктивная операция.

Характеристики:

1) элементы некоторого множества группируются вокруг одного или нескольких элементов, обладающими эталонными характеристиками;

2) при выявлении типов границы между ними не устанавливаются, а задается структура типа, с которой соотносятся по признакам равенства и подобия другие элементы.

Т.О. классификация – это группировка на основе различий, а типологизация – на основе сходства.

Подходы к пониманию и описанию типа:

1) тип как среднее (предельно обобщенное) – типичным является объект со свойствами, близкими по своей выраженности к среднему значению выборки – типичный представитель;

2) тип как крайнее (предельно своеобразное) – объект с максимально выраженными свойствами – ярко выраженный представитель.

Специфические особенности психологических научных типов:

1) нет метрики, т.е. меры выраженности характекристик все описания качественные;

2) отсутствует иерархия признаков, нет указаний на ведущие и соподчиненные, основные и дополнительные качества (образ аморфен и субъективен).

Поэтому реальный объект отнести к какому-либо одному типу весьма трудно.

В психологической науке известно 4 вида типологий:

1) конституциональные (Типология Э.Кречмера и У.Шелдона);

2) Психологические (типологии К.Юнга, К.леонгарда, Г.Айзенка и др.);

3) Социальные (типы руководителей, лидеров);

4) Астропсихологические (гороскопы).

 

Т.О. Классификация и типологизация – два разных пути обработки данных, приводящих к совершенно разным видам представительства: классификация – как совокупность групп (классов) и типологизация – как совокупность типов.

Периодизация – это хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления). Заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды). Каждый этап обычно соответствует значительным изменениям (количественным и качественным) в объекте. Пример: периодизация онтогенеза; этапы социализации; этапы и фазы развития группы и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.