Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дисфункции масовой комуникации




 

Говоря о дисфункциях массовой коммуникации, будем иметь в ви­ду, что это «измерение» отражает ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. Т. е. для реализации целей, выдвигаемых на уровне общества, необходимо их определен­ное функциональное соответствие на уровне индивида. Для общества характерна различная степень интеграции и стабильности и, соответ­ственно, возможность напряженности и конфликта внутри социальной системы. При этом дисфункциональность деятельности средств мас­совой коммуникации может проявляться, например, в том, что: ин­формационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в функцию «контроля сознания»; функция мобилизации при определенных условиях способствовать на­силию и т. п.

 

Многие выбрали массовую коммуникацию в качестве объекта сво­ей критики, поскольку почувствовали себя жертвами обмана.

Социальные изменения могут быть медленными и незначитель­ными, однако им свойственно накапливаться. Очевидные вещи хорошо известны:

– После шестидесятичасовой рабочей недели последовала сорокачасовая.

– Детский труд постоянно сокращался.

– При всех недо­статках свободное образование расширялось.

Эти и другие достижения очевидно принадлежат к успехам реформ. Теперь люди имеют больше времени для отдыха, больше возможностей для знакомства с культур­ным наследием. Как же используется столь тяжело доставшееся людям свободное время.

Люди слушают радио и ходят в кино. Массовая коммуникация выглядит теперь как нечтотакое, что воспользовалось плодами одержанной людьми победы. Борьба за расширение свобод­ного времени, демократизацию образования, социальное обеспечение осуществлялась с мыслью о том, что у людей будет возможность обращаться к выдающимся культурным ценностям нашего общества, к Шекспиру или Бетховену, а может быть, к Канту. Вместо этого люди обращаются к Ф. Балдуин или Дж. Мерсеру или Э. Гесту.

Многие чувствуют себя обманутыми. Это похоже на первый не­удачный любовный опыт. В течение нескольких поколений люди боролись за увеличение времени досуга. Однако теперь люди реали­зуют его больше в связи с Радио Колумбия, нежели чем в связи с Колумбийским университетом.

 

Макс Хоркхаймер, Теодор АдорноФранкфуртская школа: критическая традиция

( «Диалектика Просвещения», 1947 г. В отдельной главе этой работы — «Индустрия культуры: Просвеще­ние как массовый обман» — авторы специально рассматривали место и роль средств массовой коммуникации в современном им обществе )

 

Как известно, надежды просвещенческого про­екта, так как он мыслился в XVIII веке, были связаны с возможностя­ми прогресса, человеческой рациональности. Предполагалось, среди прочего, что силы рациональности победят невежество и обеспечат господство над силами природы, опора на достижения науки прине­сет процветание, будет способствовать установлению справедливости и порядка в обществе.

Однако, по мнению Адорно и Хоркхаймера, в условиях современ­ного им капитализма всеобъемлющее проникновение и использование инструментальной рациональности, науки, технологических достиже­ний стимулируют зачастую обратные тенденции. Мир становится, посуществу, предметом технического регулирования, причем сам человек оказывается продолжением этого мира. Формы социального доминиро­вания становятся при этом все более изощренными и эффективными.

В условиях современного капитализ­ма законы рынка становятся определяющими для всех сфер жизни общества, в том числе и для сферы культуры. Новое качество культурных форм авторы фиксировали «индустрия культуры» – материалы культуры приобрели форму товара, разработанного для продажи и получения прибыли. Ценность их определяется не художественными достоинствами, а логикой товарного производства и обмена.

Отсюда неотъемлемыми чертами культурной продукции являются стандартизация, массовость, стереотипность. Важно, что под индустрией культуры Адорно и Хоркхаймер понимали не только процесс производства как таковой, но и стандартизацию предмета и рационализацию способов распростране­ния культурной продукции. Важнейшую роль в создании, производстве и распространении материалов культуры играют средства массовой коммуникации. Среди последствий их деятельности можно выделить следующие:

І. Унификация индивидуальных особенностей.

Массовое производство куль­турных форм предполагает унификацию индивидуальных особенно­стей, что, в свою очередь, связано с рассмотрением аудитории как некоторой однородной массы. Т. е. с экономическая эффективность институтов медиа предполагает сведение всех значимых социокуль­турных особенностей людей к незначительным, и, тем самым, предпо­лагает поддержание у аудитории качеств пассивности и конформизма.

 

ІІ. Атомизация общества.

Технологии массовой коммуникации таковы, что их результатом зачастую явля­ется изоляция людей друг от друга. Очевидным, по мнению авторов, является то, что наблюдаемые ими средства массовой коммуника­ции способствуют ослаблению активности межличностного общения, чувств социальной и моральной солидарности между людьми.

 

ІІІ. Стереотипизация материалов культуры.

В ра­боте, посвященной анализу социально-психологических особенностей телевидения, Адорно подчеркивает, что стереотип является важней­шим элементом организации опыта индивида. И, поэтому, проблема состоит не в стереотипе как таковом. Тем более, что технология телеви­зионного производства в силу своей природы не может не использовать стереотипы.

Проблема состоит в тех функциональных изменениях, ко­торые привносит индустрия культуры. Использование в материалах телевидения все более жестких и отчужденных стереотипов приводит к тому, что аудитория обращается, по существу, к клише. За счет этого люди не только теряют истинное представление о реальности, но и по­степенно оказываются в ситуации, когда возможность приобретения реального жизненного опыта заменяется искаженным опытом, полу­чаемым посредством контактов с клишированной продукцией средств массовой коммуникации.

 

Лазарсфельд П., Мертон Р. (Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие, 1948. )

І. Дисфункция наркотизации массовой аудитории

То, что массовая коммуникация повышает уровень информиро­ванности широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может не­преднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию.

Разрозненные исследования показывают, что все большее время люди затрачивают на потребление материалов средств массовой ком­муникации.

Широкое распространение коммуникации вызовет лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Причем эта искусственность часто скрывает массовую апатию.

Доступность информационных потоков для рядового слушате­ля или читателя в зачастую способствует их усыплению, наркоти­зации, нежели активности.

Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть мо­жет быть уделена организованному социальному действию.

Инди­вид читает сообщения о проблемах и даже может обсуждать аль­тернативные варианты действий. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Тем самым не про­исходит даже отдаленной активизации организованного социального действия.

Гражданин может быть доволен своим высоким уровнем интереса и информированности и не замечать свою оторванность от принятия решений и действий.

Короче говоря, он рассматрива­ет свои вторичные контакты с миром политической реальности — чтение, прослушивание, размышления — как замещающее действие.

Он делает ошибку, отождествляя знания о проблемах дня с дей­ствиями в отношении них.

Он находится в курсе дела. Он информирован. Он имеет массу идей о том, что должно быть сделано. Однако, после того как он пообедал, прослушал свою любимую радиопро­грамму и прочел вторую за день газету, приходит время отходить ко сну.

В этом специфическом отношении средства массовой комму­никации могут быть отнесены к одному из наиболее эффективных и признанных социальных наркотиков. Они могут быть настолько эф­фективны, чтобы оградить наркомана от знания своей собственной болезни.

 

ІІ. Обслуживание интересов отдельных личностей и социальных групп (владельцев) – касается коммерческих СМИ.

Эффекты массовой коммуникации будут различными при различных системах собственности и контроля. Рассматривая со­циальные эффекты некоторых средств массовой коммуникации, мы должны учитывать, что эти средства находятся в частной собственно­сти, их деятельность предполагает получение прибыли.

Общеизвестно, что тип владения и управления средствами массовой коммуникации не детерминирован их технологической природой.

Однако за ис­ключением книг и кинофильмов, контроль в значительной части исхо­дит от рекламодателя, а не от читателя или слушателя. Большой бизнес финансирует производство и распространение материалов массовой коммуникации. И, если оставить в стороне все намерения, именно тот, кто несет расходы обычно определяет содержание.

ІІІ. Способствование развитию социального конформизма – касается коммерческих СМИ.

Поскольку средства массовой коммуникации поддерживаются большим бизнесом, приводящим в движение существующую социаль­ную и экономическую систему, то массовая коммуникация способству­ет поддержанию этой системы.

Это связано с типичным содержанием журнальных историй, радиопрограмм, га­зетных полос. В них так или иначе содержатся некоторые элементы подкрепления и принятия существующей структуры общества.

Степень влияния средств массовой коммуникации на аудиторию связана не только с тем, о чем говорится, но и о чем не говорит­ся. Причем последнее оказывается более важным. То есть не только поддерживается статус-кво, но и не поднимаются важнейшие вопро­сы о социальной структуре общества.

Итак, способствуя конформиз­му и минимизируя возможности проявления критических настроений в обществе, коммерческие средства массовой коммуникации опосредо­ванно, но эффективно препятствуют развитию реального критического мировоззрения.

Можно привести противопо­ложные точки зрения, но при тщательном рассмотрении они оказы­ваются несостоятельными.

Какая-либо общественная группа может обратиться с просьбой о включении в радиосериал темы о толерантных расовых установках. Продюсер может согласиться, если сочтет эту тему безопасной, не усиливающей антагонизм между различными частями аудитории. Од­нако при первом намеке на то, что тема является опасной и может оттолкнуть потенциальных покупателей, эксперимент будет окончен.

Социальные цели последовательно приносятся в жертву коммерче­скими средствами массовой коммуникации, если они препятствуют достижению коммерческого успеха.

Незначительная доля «прогрессив­ных» мнений, обсуждаемых в программах, дела не меняет. Последние оказываются включенными только с согласия спонсоров и только при условии, что они достаточно приемлемы для аудитории и не могут оттолкнуть от программы какой-либо существенной части аудитории.

Таким образом, экономическое давление способствует конформизму посредством «опускания» важных проблем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.