КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Влияние на массовые вкусы (их понижение)
Средний американец, имеющего некоторую склонность к литературным или эстетическим оценкам, будет настаивать, что эстетические и интеллектуальные вкусы людей понизились под влиянием потока тривиальных материалов печатных изданий, радиостанций и киностудий. Если рассматривать проблему эстетических вкусов в социальном контексте, то мы будем вынуждены признать, что аудитория художественных произведений претерпела в историческом плане существенные изменения. Несколько веков назад аудитория эта состояла исключительно из избранной аристократической элиты. Лишь немногие были грамотны. И очень немногие обладали возможностями для приобретения книг, посещения театров и путешествий в городские центры искусств. Эти счастливые единицы работали над своими эстетическими вкусами, их избирательные потребности проявились в форме относительно высоких художественных стандартов. Распространение массового образования, появление новых технологий в сфере массовой коммуникации привело к необычайному росту рынка искусств. Это же относится к огромной аудитории массовой коммуникации, в большинстве своем грамотной, хотя и с не столь развитыми вкусами. Около половины населения прекратили свое образование после окончания школы. С подъемом массового образования происходит кажущееся падение массовых вкусов. Если говорить кратко, то наблюдается разрыв между грамотностью и пониманием. Люди читают больше, но понимают меньше. Большее число людей читает, но только некоторые критически воспринимают прочитанное. Теперь проблема может быть сформулирована яснее. Неверно говорить просто о падении эстетических вкусов. Массовая аудитория очевидно включает большое число людей с развитыми вкусами. Однако они оказываются поглощены массами, составляющими новую для произведений искусств аудиторию. Еще вчера элита представляла собой всю аудиторию, теперь она является лишь частичкой целого. Как следствие средний уровень эстетических стандартов и вкусов понизился. Вместе с тем, вкусы отдельных групп населения несомненно повысились и Чарльз Райт Миллс – американский социолог радикального направления; в его работах так же нашла своё отражение критическая традиция анализа средств массовой коммуникации («Властвующая элита», 1959 г.) Концепция «массового общества». Анализируя американское общество 50-х годов, Миллс относил к его сущностным чертам такие характеристики: – массовое индустриальное производство; – рост специализации и бюрократизации, – атомизацию и деперсонализацию отношений людей, – ослабление роли традиционных форм гражданского общества; – тенденций политического плюрализма. Характерной чертой массового общества является также концентрация власти. Тенденции формирования массового общества предполагают разрушение первичной общественности и самодеятельных ассоциаций и замену их инертными «массами», «толпой», для которых свойственной является иррациональность и манипулируемость.
Массовая коммуникация рассматривается автором как средство, служащее в первую очередь властвующим элитам, доминирующим интересам в сфере политики и экономики. При этом печать, радио, телевидение являются своеобразными инструментами формирования общественного мнения, адаптации аудитории к конкретным социальным условиям и, соответственно, обеспечения более эффективного процесса управления и господства властвующих элит. В теоретическом плане концепции массового общества связаны с категориями контроля и фильтрации, причем направленность воздействия массовой коммуникации определяется, условно говоря, как «сверху вниз». В действительности же, это достигается за счёт выполнения следующих функций, которые носят дисфункциональный характер для общества в целом: І. Расслабляющая и отвлекающая функция (дисфункция). Человеку массового общества, жизнь которого связана с однообразной работой, подчинением бюрократии, социальной изоляцией и низким уровнем солидарности средства массовой коммуникации предлагают картины мира, далеко не во всем согласующиеся с реальным жизненным миром индивида. Тем не менее, это позволяет индивиду расслабиться и отвлечься.
ІІ. Функция социального контроля, поддержание массового общества (дисфункция). С одной стороны, массовые средства могут стать потенциальным каналом манипуляции. С другой стороны, этот подход позволяет рассматривать массовые коммуникации как необходимый для людей источник, способствующий выживанию в тяжелых для них условиях. Характерным в этой связи является идея Миллса о том, что между сознанием индивидов и условиями их существования находятся коммуникации, влияющие на то, как люди должны воспринимать свое существование.
Как следствие – духовное одиночество индивида. При этом минимизация способностей индивидов к осознанию их коллективных интересов.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |