КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоциональные проявления
Эмоции Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его к окружающему и к самому себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно высшие, присущи человеку. Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Они участвуют в подготовке организма к той или другой деятельности. У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложности и обеспечивают им возможность оценивать любые воздействия внешней и внутренней среды на организм и побуждать адекватные реакции. Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции — это психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и к самому себе. Наибольшее значение имеет разделение эмоций в связи с удовлетворением общественных потребностей. Различают чувства интеллектуальные, моральные, эстетические и практические. Практические связаны с процессами трудовой деятельности, с решением различных практических задач. Высшие эмоции развиваются на соответствующей интеллектуальной базе. Низшие эмоции основаны на инстинктах (голод, жажда, чувство самосохранения и т.д.), они еще называются витальными. Выделяются эмоции положительные (дружба, родительское чувство) и отрицательные (отвращение, антипатия, оскорбленное самолюбие и т. д.). Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств. Физиологический механизм эмоций и чувств довольно сложен. Он включает в себя деятельность не только коры и ближайшей подкорки, но и других нервных образований. При сильном переживании какого-либо чувства у человека наблюдаются изменения многих жизненно важных физиологических функций: меняется частота и глубина дыхания, учащается или замедляется деятельность сердца, расширяются или суживаются кровеносные сосуды, усиливается или ослабляется функция желез внешней и внутренней секреции, меняется тонус мышц и обмен веществ в организме; другим становится выражение лица, голос, жесты, поза, движения человека. Многие из этих реакций организма непроизвольны. Нельзя заставить себя не краснеть при гневе или не бледнеть при страхе. Физиологически эмоциональное переживание представляет собой целостную реакцию организма, в регулирования которой принимают участие почти все отделы нервной системы. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, имеют рефлекторную природу. Ведущая роль в их механизме принадлежит коре больших полушарий. Эмоции и чувства физиологически означают сложное взаимодействие между условными и безусловными рефлексами различных видов. Эмоции имеют ряд свойств: качество, содержание, направленность, длительность, выраженность, источник возникновения и т.д. Внешне эмоции проявляются мимикой, пантомимикой, особенностями речи и сомато-вегетативными феноменами. Мимика — координированные движения мышц лица, отражающие эмоции человека. Пантомимика — жестикуляция —движения тела и рук, которые сопровождают и выражают различные эмоциональные переживания и психические состояния. Параметрами речи, выражающими эмоциональные переживания, являются ее темп, сила и напряженность голоса, его интонации, тембр, звучность. Стресс. Стресс — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Первоначально понятие стресс возникло для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Г. Селье считает, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора) в организме происходят глубокие изменения его биологического тонуса, т.е. возникает реакция стресса. Основными этапами стресса, по Селье, являются: стадия тревоги, стадия сопротивления Стадия стресса — это проявление общего адаптационного синдрома. Начальный этап стресса — это эмоциональные реакции. Эмоции — это удивительная и совершенная биологическая структура, тесно связанная с анализаторами, среди которых доминирующую роль играют дистантные (зрение и слух), обеспечивающие организму соответствующий уровень адаптации и работоспособности. В зависимости от непосредственной формы переживаний, направленности, длительности, выраженности, напряженности и источника возникновения, эмоциональные проявления делятся на: чувственный тон, настроение, чувство, страсть, аффект и эмоционально-стрессовые состояния. Чувственный тон — относительно постоянный, общий, недифференцированный эмоциональный фон, на котором протекают психические процессы. Он отражает степень и качество отношения человека к объекту в целом. Источником чувственного тона, не имеющего своего содержания, является непосредственное ощущение или восприятие отдельных объектов или мира в целом. Чувственный тон обеспечивает полноту, яркость непосредственного восприятия окружающей действительности и лежит в основе осознания субъективной принадлежности психических процессов. Настроение — это длительное, относительно уравновешенное и устойчивое эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода, окрашивающее отдельные психические процессы и поведение человека. Настроение определяет общий соматический тонус и общее состояние внешней среды. Продолжительность положительного или отрицательного настроения — от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. Настроение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности. Чувство — эмоциональное отношение, отличающееся относительно четкой ограниченностью во времени, интенсивностью переживаний и отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком определенного объекта. Страсть — стойкое, сильное чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех устремлений и сил. Причины формирования страсти разнообразны. Они могут определяться осознанными идейными убеждениями или исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Изучая типологию той или иной личности, всегда можно прийти к выводу, что те или иные страсти играют огромную роль при выборе профессии. Сами страсти могут быть разделены на веселые, печальные и смешанные. Хронические болезни желудка, внутренностей, печени, поджелудочной железы, селезенки, меланхолия, ипохондрия больше всего производятся честолюбием, ревностью, завистью или продолжительным или глубоким горем. Из 100 больных раком 90 обязаны его возникновением грустным нравственным потрясениям. Страсти. Для страсти характерна чрезмерность, повышенная деятельность желательной части души, желания, влечения, не оправданная нормальными физиологическими потребностями организма. Страсть есть неестественное влечение и пожелание. Вторая особенность страсти — чрезмерность, повышенный тонус чувства, превышающий нормальный физиологический уровень. В этой ненормальной, повышенной деятельности в страсти эти силы души теряют свои первозданные черты разумности и естественности и становятся неразумными. Аффект, — это предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное душевное волнение. Большой силы эмоциональная реакция, быстро овладевающая человеком, протекающая с бурными пантомимическими, вегетативными проявлениями и сопровождающаяся проявлениями нарушения контроля над своими действиями, поведением. Для состояния аффекта характерно сужение сознания. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных или неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает стереотипный способ разрешения ситуации — оцепенение, бегство, агрессия и т.д. Аффект представляет собой состояние, когда возникающее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от влияния рассудка. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией. Находящийся под контролем рассудка аффект носит название физиологического. В отличие от него при ряде болезненных состояний наблюдается патологический аффект. Человек, находящийся в состоянии патологического аффекта, утрачивает способность руководить своими поступками, отдавать отчет в своих действиях и не помнит, что делал в период аффекта (амнезия). Он может совершить преступление, вплоть до убийства человека, вызвавшего у него такое состояние, покончить жизнь самоубийством. Патологический аффект наблюдается у лиц, страдающих психопатией, эпилепсией, органическим поражением головного мозга. Эмоционально-стрессовое состояние — это эмоциональная реакция, отражающая отношение человека к действительности в ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение. Эти состояния проявляются в определенной поведенческой реакции, которая называется эмоционально-стрессовой. Чувства делят на стенические и астенические. Те чувства, которые способствуют внутреннему подъему, появлению активности и придают человеку бодрость, энергию, уверенность в действиях, называют стеническими. Если же возникшие эмоциональные переживания ослабляют или парализуют волю, снижают жизнедеятельность и предрасполагают к пассивно-оборонительным действиям, их относят к астеническим. Чувства украшают личность, делают ее привлекательнее, ярче. Эмоции способствуют творческому подъему, интенсифицируют интеллектуально-мнестические процессы, способствуют стойкости внимания.
Психология жизненного пути. Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), с социальными, и с активностью самой личности. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений. Особенности возраста определяются многими условиями: 1) системой требований, которые предъявляются человеку на данном этапе его жизни; 2) отношениями с окружающими; 3) знаниями и умениями, которыми он овладевает; 4) метрическим возрастом и пр. Условия, определяющие специфику возраста, можно разделить на три группы: физиологические условия, социальные, психологические. Движущей силой психического развития является активность личности. У человека, благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельности, проявляется возможность осознанно влиять на свое развитие. Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития: ►пренатальный (внутриутробный период); ►детство; ►младенчество (от рождения до 1 года жизни); ►раннее детство (1-3 года); ►младший и средний дошкольный возраст (3-4 года); ►старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет); ►младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет); ►подростковый возраст (от 10-11 лет до 13—14 лет); ►ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет); ►юность (17-21 год); ►зрелость: - ранняя (21-25 лет); - средняя (25-40 лет); - поздняя (41-55 лет); ► старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет) Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, напоминающей возрастной кризис. Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализация которых зависит от условий жизнедеятельности личности. Каждый из возрастных периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. 1. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД включает три стадии. а) предзародышевая стадия - длится 2 недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки; б) зародышевая (эмбриональная) - длится с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 3-го месяца развития. Происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов; в) стадия плода начинается с 3-месячного развития и завершается к моменту родов. 2. ПЕРИОД ДЕТСТВА включает стадии: а) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года); б) стадия раннего детства (с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи в) стадия дошкольного детства (от 3 до 6 лет) - характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных (познавательных) процессов; г) стадия младшего школьного детства (с 6 до 11 лет) - соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |