Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональные проявления




Эмоции

Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком дей­ствительности, отношение его к окружающему и к само­му себе. Они имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов.

Без эмоций невозможна высшая нервная деятель­ность.

Эмоции есть и у животных, но чувства, особенно выс­шие, присущи человеку.

Физиологическая роль эмоций в жизнедеятельности организма исключительно велика. Они участвуют в под­готовке организма к той или другой деятельности.

У высших животных эмоции достигают высокой степени дифференцировки и сложнос­ти и обеспечивают им возможность оценивать любые воз­действия внешней и внутренней среды на организм и по­буждать адекватные реакции.

Эмоциипсихическое отражение в форме непосред­ственного пристрастного переживания жизненного смыс­ла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта. Эмо­цииэто психический процесс, отражающий субъек­тивное отношение человека к действительности и к самому себе.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций в свя­зи с удовлетворением общественных потребностей.

Раз­личают чувства интеллектуальные, моральные, эсте­тические и практические. Практические связаны с процессами трудовой деятельности, с решением различ­ных практических задач.

Высшие эмоции развиваются на соответствующей ин­теллектуальной базе.

Низшие эмоции основаны на инстинктах (голод, жажда, чувство самосохранения и т.д.), они еще называются ви­тальными.

Выделяются эмоции

положительные (дружба, родительское чувство) и

отрицательные (отвращение, антипатия, оскорбленное самолюбие и т. д.).

Физиологические основы и внешнее выражение эмо­ций и чувств. Физиологический механизм эмоций и чувств довольно сложен. Он включает в себя деятельность не толь­ко коры и ближайшей подкорки, но и других нервных образований. При сильном переживании какого-либо чув­ства у человека наблюдаются изменения многих жизненно важных физиологических функций: меняется частота и глубина дыхания, учащается или замедляется деятельность сердца, расширяются или суживаются кровеносные сосу­ды, усиливается или ослабляется функция желез внешней и внутренней секреции, меняется тонус мышц и обмен веществ в организме; другим становится выражение лица, голос, жесты, поза, движения человека.

Многие из этих реакций организма непроизвольны. Нельзя заставить себя не краснеть при гневе или не блед­неть при страхе. Физиологически эмоциональное пере­живание представляет собой целостную реакцию организ­ма, в регулирования которой принимают участие почти все отделы нервной системы.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, имеют рефлекторную природу. Ведущая роль в их механизме принадлежит коре больших полушарий.

Эмоции и чувства физиологически означают сложное взаимодействие между условными и безусловными рефлексами различ­ных видов.

Эмоции имеют ряд свойств: качество, содержание, направленность, длительность, выраженность, источ­ник возникновения и т.д.

Внешне эмоции проявляются мимикой, пантомими­кой, особенностями речи и сомато-вегетативными фено­менами.

Мимика — координированные движения мышц лица, отражающие эмоции человека.

Пантомимика — жестикуляция —движения тела и рук, которые сопровождают и выража­ют различные эмоциональные переживания и психичес­кие состояния.

Параметрами речи, выражающими эмоциональные переживания, являются ее темп, сила и напряженность голоса, его интонации, тембр, звучность.

Стресс. Стресстермин, используемый для обо­значения обширного круга состояний человека, возни­кающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Первоначально понятие стресс возникло для обозначения неспецифической реакции организма (об­щего адаптационного синдрома) в ответ на любое небла­гоприятное воздействие.

Г. Селье считает, что в момент действия любого по качеству и силе раздражителя (стрессора) в организме происходят глубокие изменения его биологического то­нуса, т.е. возникает реакция стресса. Основными эта­пами стресса, по Селье, являются:

стадия тревоги,

стадия сопротивления

Стадия стресса — это проявление общего адаптацион­ного синдрома. Начальный этап стресса — это эмоцио­нальные реакции.

Эмоции — это удивительная и совершенная биологи­ческая структура, тесно связанная с анализаторами, среди которых доминирующую роль играют дистантные (зре­ние и слух), обеспечивающие организму соответствующий уровень адаптации и работоспособности.

В зависимости от непосредственной формы переживаний, направленности, длительности, выраженности, напряжен­ности и источника возникновения, эмоциональные прояв­ления делятся на: чувственный тон,

настроение,

чувство,

страсть,

аффект и эмоционально-стрессовые состояния.

Чувственный тонотносительно постоянный, об­щий, недифференцированный эмоциональный фон, на котором протекают психические процессы.

Он отражает степень и качество отношения человека к объекту в целом. Источником чувственного тона, не имеющего своего содержания, является непосредственное ощущение или восприятие отдельных объектов или мира в целом. Чувственный тон обеспечивает полноту, яркость непосредственного восприятия окружающей действитель­ности и лежит в основе осознания субъективной принад­лежности психических процессов.

Настроение — это длительное, относительно уравно­вешенное и устойчивое эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее су­щественных колебаний в течение достаточно длительно­го периода, окрашивающее отдельные психические про­цессы и поведение человека.

Настроение определяет общий соматический тонус и общее состояние внешней среды. Продолжительность положительного или отрицательного настроения — от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. На­строение обеспечивает соответствующий уровень жизнедеятельности.

Чувство — эмоциональное отношение, отличающееся относительно четкой ограниченностью во времени, ин­тенсивностью переживаний и отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком опреде­ленного объекта.

Страсть — стойкое, сильное чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к со­средоточению на предмете страсти всех устремлений и сил. Причины формирования страсти разнообразны. Они могут определяться осознанными идейными убеждения­ми или исходить из телесных влечений, иметь патологи­ческое происхождение.

Страсть может быть принята, санкционирована лич­ностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Признаком страсти являет­ся ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.

Изучая типологию той или иной личности, всегда мож­но прийти к выводу, что те или иные страсти играют огромную роль при выборе профессии. Сами страсти мо­гут быть разделены на веселые, печальные и смешанные. Хронические болезни желудка, внутренностей, печени, поджелудочной железы, селезенки, меланхолия, ипохон­дрия больше всего производятся честолюбием, ревнос­тью, завистью или продолжительным или глубоким горем. Из 100 больных раком 90 обязаны его возникнове­нием грустным нравственным потрясениям.

Страсти. Для страсти харак­терна чрезмерность, повышенная деятельность желатель­ной части души, желания, влечения, не оправданная нор­мальными физиологическими потребностями организма.

Страсть есть неестественное влечение и пожелание. Вторая особенность страсти — чрезмерность, повышенный тонус чувства, пре­вышающий нормальный физиологический уровень. В этой ненормальной, повышенной деятельности в страсти эти силы души теряют свои первозданные черты разумности и естественности и становятся неразумными.

Аффект, — это предельно выраженная, но кратковре­менная эмоция, внезапно возникшее сильное душевное волнение. Большой силы эмоциональная реакция, быст­ро овладевающая человеком, протекающая с бурными пан­томимическими, вегетативными проявлениями и сопро­вождающаяся проявлениями нарушения контроля над сво­ими действиями, поведением.

Для состояния аффекта характерно сужение сознания. Аффект развивается в критических услови­ях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных или неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает стереотипный способ разрешения ситуации — оцепенение, бегство, агрессия и т.д.

Аффект представляет собой состояние, когда воз­никающее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от влияния рассудка. Наблюдаются аффекты ярос­ти, ревности, гнева, радости и др. Аффект обычно сопровождается бурной двигательной реакцией. Находящийся под контролем рассудка аффект носит название физиоло­гического.

В отличие от него при ряде болезненных состояний наблюдается патологический аффект. Человек, находя­щийся в состоянии патологического аффекта, утрачивает способность руководить своими поступками, отдавать от­чет в своих действиях и не помнит, что делал в период аффекта (амнезия). Он может совершить преступление, вплоть до убийства человека, вызвавшего у него такое со­стояние, покончить жизнь самоубийством. Патологичес­кий аффект наблюдается у лиц, страдающих психопатией, эпилепсией, органическим поражением головного мозга.

Эмоционально-стрессовое состояние — это эмоцио­нальная реакция, отражающая отношение человека к действительности в ситуациях, вызывающих эмоциональ­ное напряжение. Эти состояния проявляются в опреде­ленной поведенческой реакции, которая называется эмо­ционально-стрессовой.

Чувства делят на стенические и астенические.

Те чувства, которые способствуют внутреннему подъему, появлению активности и придают человеку бодрость, энер­гию, уверенность в действиях, называют стеническими.

Если же возникшие эмоциональные переживания ослаб­ляют или парализуют волю, снижают жизнедеятельность и предрасполагают к пассивно-оборонительным действи­ям, их относят к астеническим.

Чувства украшают личность, делают ее привлека­тельнее, ярче. Эмоции способствуют творческому подъ­ему, интенсифицируют интеллектуально-мнестические процессы, способствуют стойкости внимания.

 

Психология жизненного пути.

Психика человека находится в состоянии постоянного разви­тия. Развитие человека связано с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), с социальными, и с активностью самой личности.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений.

Особенности возраста определяются мно­гими условиями:

1) системой требований, которые предъявляются человеку на дан­ном этапе его жизни;

2) отношениями с окружающими;

3) знаниями и умениями, которыми он овладевает;

4) метрическим возрастом и пр.

Условия, определяющие специфику возраста, можно разделить на три группы:

физиологические условия, соци­альные, психологические.

Движу­щей силой психического развития является активность личности. У человека, благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельно­сти, проявляется возможность осознанно влиять на свое развитие.

Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития:

►пренатальный (внутриутробный период);

►детство;

►младенчество (от рождения до 1 года жизни);

►раннее детство (1-3 года);

►младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);

►старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет);

►младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет);

►подростковый возраст (от 10-11 лет до 13—14 лет);

►ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет);

►юность (17-21 год);

►зрелость:

- ранняя (21-25 лет);

- средняя (25-40 лет);

- поздняя (41-55 лет);

► старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет)

Переход от одного этапа развития к другому происходит в усло­виях возникновения ситуации, напоминающей возрастной кризис.

Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализа­ция которых зависит от условий жизнедеятельности личности.

Каждый из возрастных периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

1. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД включает три стадии.

а) предзародышевая стадия - длится 2 недели, соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки;

б) зародышевая (эмбриональная) - длится с начала 3-й неде­ли после оплодотворения до конца 3-го месяца развития. Происходит анатомическая и физиологическая дифференци­ация различных органов;

в) стадия плода начинается с 3-месячного развития и завер­шается к моменту родов.

2. ПЕРИОД ДЕТСТВА включает стадии:

а) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);

б) стадия раннего детства (с 1 года до 3 лет) - период раз­вития функциональной независимости и речи

в) стадия дошкольного детства (от 3 до 6 лет) - характери­зуется развитием личности ребенка и когнитивных (познава­тельных) процессов;

г) стадия младшего школьного детства (с 6 до 11 лет) - соответствует включению ребенка в социальную группу и раз­витию интеллектуальных умений и знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.