КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подростковый возраст
Младший школьный возраст. Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Другими важными новообразованиями этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Поступление в школу расширяет круг социальных контактов ребенка. Школа способствует самостоятельности ребенка, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего его мира - как физического, так и социального. Здесь ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных и физических возможностей, начинается бурное развитие самооценки. 3. ОТРОЧЕСТВО включает 2 периода: а) подростковый, или пубертатный (с 10—11 лет до 13-14 лет) период — соответствует половому созреванию, под влиянием конституционных сдвигов у подростков формируется новое представление о себе; б) ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет). Важнейшими процессами переходного возраста является расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Типичны внутренняя застенчивость, ранимость, уязвимость, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, является: 1) поведение ребенка дома или в школе (неуправляем, недисциплинирован); 2) черты характера, расцениваемые как неприемлемые, - агрессивен, на первом месте - удовольствие и т.п. При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и людьми, что сопровождается значительными психологическим трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13—14 лет). В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание. 4. ЮНОШЕСКИЙ, ИЛИ ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД (с 17 до 20-23 лет). Представляет переход к зрелости; с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность - это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Юношеский возраст - этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок, выбор спутника жизни - важнейшие проявления юношеского самосознания. 5. ЗРЕЛОСТЬ разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, карьере, семье, обществе. Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20—23 лет до примерно 30 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно раскрываются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. В возрасте порядка 30 лет большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Он знаменуют переход от молодости к зрелости. Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. В зрелости, как и молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения, реализация себя, полное раскрытие своего потенциала. Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла. Часть людей проживает еще один «внеплановый кризис» 40 лет (бывает раньше и позже). Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата участия в жизни детей способствует окончательному осознанию супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. Человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую «Я-концепцию». Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи. Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие (45—55 лет). Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми. Приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере в любви. Возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивного настроения, от которых человек прячется либо в мечтах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55-65 лет - период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным - человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает «свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать», либо осознает, что жизнь прошла, наверное, зря. Важной чертой пожилых людей, занимающихся творчеством являются целеустремленность и направленность на реализацию, и воплощение своих замыслов и идей на практике. После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческого слабоумия. Творческая деятельность выступает в качестве фактора психического и биологического долголетия.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |