Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. С. Хомик, А. А. Кроник




ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

В связи с проблемами отклоняющегося поведения вопрос об отношении к времени впервые был поставлен в теории воспитания А.С. Макаренко, который специально подчеркивал огромное значение ориентации на будущее, соотношение близких и дальних целей в работе с трудновоспитуемыми. Приблизительно в те же годы К. Левин, разрабатывая теорию временной перспективы, демонстрировал большую роль будущего для человека на примере молодых заключенных, которые вели себя неадекватным образом — совершали побег, зная о предстоящем досрочном освобождении.

В последнее время проблемы временной перспективы стали традиционными в психологических исследованиях личности. Одно из прочно утвердившихся положений современной психологии гласит: «Психологическая перспектива будущего и есть теоретическая возможность воспитания» [6; 162]. Если исходить из этого тезиса, то дефекты воспитания — различные случаи отклоняющегося поведения — должны сопровождаться короткой будущей временной перспективой. Действительно, именно такие особенности отношения к времени обнаружены у юношей-правонарушителей [24] и у взрослых алкоголиков [18].

Существует и другая точка зрения, в которой большее значение придается психологическому настоящему в формировании зрелой, социально адаптированной и продуктивной личности. Примечательно в связи с этим замечание Ж. Нюттена, специально занимающегося проблемами отношения к времени: «В последние годы началось наступление на временную перспективу с претензией на то, что действующая личность — это такая личность, которая не имеет временной перспективы, а живет настоящим. Человек, который занимается только будущим или прошлым — человек с временными перспективами,— не способен осуществлять свои потенциалы» [20; 30]. В авангарде этого «наступления» — представители гуманистической психологии. По словам одного из них, Э. Шострома, «мы можем вспоминать прошлое, предвосхищать будущее, но жить мы можем только в настоящем... Чтобы психотерапия могла помочь решить

 

 

наши проблемы, она должна нам помочь жить в настоящем» [22; 356].

Что касается ретроспективных ориентаций, то целенаправленное формирование личностно-значимого отношения к прошлому всегда было эффективным средством воспитания подрастающего поколения в традиционных культурах. Прошлое становилось особенно значимым регулятором социального поведения личности благодаря глубокому знанию детьми их родословной, нередко вплоть до 20-го поколения.

Все вышесказанное показывает, сколь трудно отдать предпочтение какому-либо из модусов психологического времени с точки зрения их роли в успешной социализации личности. Универсального решения скорее всего не существует. Сделать ли воспитательный акцент на прошлом, настоящем или будущем — зависит от конкретных социально-исторических условий, норм и ценностей данного общества. Поэтому в контексте современных проблем психологии отклоняющегося поведения особенно важным становится конкретное эмпирическое изучение отношений личности к времени. В нашем исследовании мы ограничились в основном анализом отношений к настоящему и будущему — вопросам наиболее дискуссионным.

В исследовании участвовали 87 юношей IX—Х классов Москвы и 50 юношей из воспитательно-трудовой колонии (ВТК). В выборку воспитанников ВТК мы включили только тех юношей, которые в предшествующий преступлению период злоупотребляли алкоголем. Поэтому представленные ниже данные можно интерпретировать в двух взаимодополняющих аспектах: во-первых, в связи с вопросами противоправного поведения и, во-вторых,— с проблемой ранней алкоголизации.

Использовались следующие методики измерения отношений личности к времени жизни и употреблению алкоголя: 1) система измерений временной ориентации по рассказам ТАТ [16], [23]; 2) тест «оценивание пятилетий жизни», измеряющий соотношение прошлого и будущего, реализованность и психологический возраст личности [7]; 3) шкалы переживания времени (на основе работ [7], [20] был составлен список 29 семибалльных шкал для оценки переживаний настоящего и будущего. Конкретные формулировки шкальных высказываний приводятся ниже по ходу интерпретации полученных данных); 4) шкала «отношение к спиртным напиткам» из патохарактерологического опросника [12]; 5) шкала «приобщение к алкоголю в юношеском возрасте» [20]; 6) в связи с частыми упоминаниями зависимости локуса контроля от временной перспективы [10] использовался также опросник для измерения уровня субъективного контроля [1].

Статистическая обработка полученных данных включала вычисление средних по каждому параметру применительно к школьникам и воспитанникам ВТК, факторный анализ в обеих выборках [см. 15].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.