Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Над результатами или над процессом.




Результаты факторного анализа оценок школьников и воспитанников ВТК по шкалам переживания настоящего, временных ориентации, психологического возраста, уровня субъективного контроля, отношения и приобщения к алкоголю

ПЕРЕЖИВАНИЕ НАСТОЯЩЕГО: ЦЕННОСТЬ ИЛИ ГЕДОНИЗМ?

 

На первом месте у школьников фактор ценности времени, у воспитанников ВТК — гедонистическое отношение к нему, эмоциональная модальность настоящего1.

 

 

Фактор ценности времени. Для школьников ценность настоящего — наиболее существенная его характеристика (данный фактор стоит на первом месте). Высокоценное время для школьника — это такое, которое «имеет значение», «полезное», «захватывающее», «насыщенное»; малоценное — «не имеет значения», «бесполезное», «скучное», «пустое». У воспитанников ВТК фактор ценности времени несущественный и стоит на одном из последних мест в ряду упорядоченных факторов.

Факторы № в упорядоченном ряду факторов (вклад фактора в суммарную дисперсию, %)
школьники воспитанники ВТК
Ценность настоящего I (20,2) XII (3,6)
Контроль над результатами II (12,6) 11 (11,5)
Проблемность настоящего III (8,5) V (7,7)
Актуальность настоящего IV (8,2) XIII (3,3)
Ясность настоящего V (7,0) III (9,2)
Контроль в отношении здоровья VI (6,3)
Контроль над процессом VII (5,7) IV (8,5)
Контроль в отношении семьи VIII (5,2)
Перспективная ориентация IX (4,6) IX (4,6)
Установки к употреблению алкоголя X (4,2) XI (4,1)
Континуальность/дискретность настоящего XI (3,8) VIII (5,4)
Гедонистическое переживание настоящего XII (3,5) 1 (24,5)
Привлекательность настоящего XIII (3,4)
Психологический возраст VI (6,4)
Ретроспективная ориентация VII (6,2)
Авантюристичность X (4,3)

 

Указанные различия свидетельствуют о несформированности или распаде критериев ценностного отношения к жизни у юношей, злоупотребляющих алкоголем. Видимо, из-за отсутствия этих критериев, непонимания ценности происходящего в мире и своих поступков, действий молодой человек и «соскальзывает» к девиантному поведению. Но даже в тех узких рамках, где ценностные критерии «работают», текущая жизнь представляется воспитанникам менее значимой и полезной, более скучной и пустой.

Фактор гедонистического переживания времени. Содержание этого фактора у юношей-девиантов определяется преимущественно шкалами: «плохое — хорошее», «мрачное — светлое», «непривлекательное — привлекательное», «неприятное — приятное», «пустое — насыщенное», «холодное — теплое».

На полюсах этого фактора — хорошее и плохое. Хорошее время вместе с тем — светлое, захватывающее, насыщенное, привлекательное, теплое. Эмоционально-негативный полюс — плохое время — переживается мрачным, скучным, пустым, непривлекательным, неприятным, холодным.

Если у девиантов гедонизм — основное измерение субъективной картины жизненного пути, то у благополучных юношей этот фактор находится на последних местах. Лишь два самых последних, малоинформативных фактора (XII и XIII) могут быть поняты как грани гедонистического отношения к жизни. Это, с одной стороны, переживания теплого, светлого, хорошего (фактор XII), привлекательного, приятного (фактор XIII) времени. С другой стороны — эмоционально-негативный полюс: холодное, мрачное, плохое (фактор XII), непривлекательное, неприятное время.

Таким образом, ценностное и гедонистическое переживание времени является тем принципом жизни, который коренным образом разделяет девиантов и благополучных школьников. Гедонистическое отношение к времени жизни обостряется, очевидно, и теми непростыми условиями, в которых находятся воспитанники ВТК. Настоящее время с их точки зрения непривлекательное

 

 

плохое, мрачное, неприятное, холодное. Неожиданное лишение положительных эмоций, возможно, также «провоцирует» доминирование гедонистических тенденций.

Воспитательные усилия по формированию у этих юношей ценностного отношения к жизни могут стать эффективными лишь тогда, когда уже создан положительный эмоциональный фон — «сегодняшняя» или «завтрашняя радость» [9; 214] в той мере, в которой это возможно в условиях воспитательно-трудовой колонии.

 

ВНЕШНИЙ — ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ:

Контроль над результатами. Он включает в себя общий показатель уровня субъективного контроля, а также почти все частные показатели экстернальности—интернальности: в области неудач и достижений, в производственных, межличностных, семейных отношениях. Из этого фактора «выпадают» лишь показатели интернальности в отношении здоровья, а также (у девиантов) показатели интернальности в межличностных и семейных отношениях.

У юношей обеих групп сходно не только содержание, наполненность фактора, но и конкретные показатели экстернальности-интернальности по разным шкалам. Эти показатели статистически не различаются у нормальных школьников и девиантов. Из семи шкал интернальности лишь одна (семейные отношения) отличает первую группу юношей от второй. Итак, ориентация на внешний или внутренний контроль очень важна в раннем юношеском возрасте, однако не является диагностичной для различения юношей с разным уровнем социальной адаптированности, приобщения и отношения к алкоголю. И экстерналы, и интерналы в равной степени могут злоупотреблять алкоголем (см. [2]).

Шкалы локуса контроля указывают на источник (внешний или внутренний) ответственности за результаты жизнедеятельности личности в разных сферах, но не связаны, видимо, с контролем над самим процессом достижения этих результатов. Это вывод следует из анализа факторной матрицы, при котором обнаруживаются два относительно независимых фактора: уже проанализированный фактор классической интернальности-экстернальности (фактор II в обеих группах) и фактор «Контроль над настоящим» (фактор VII у школьников и IV у девиантов).

Контроль над процессом. На одном полюсе данного фактора — внутренний контроль над процессом — настоящее «планируется мною», «идет от меня», «зависит лично от меня», «зависит от моих усилий и способностей». На противоположном полюсе — внешний контроль над процессом — настоящее «планируется другими», «зависит от случая», «идет извне», «не поддается моему контролю». Внутренний контроль над процессом доминирует у нормальных и благополучных юношей. У девиантов же он выражен в гораздо меньшей мере, сопровождается столь же выраженным внешним контролем. Параметр контроля над процессом проявляется у девиантов не только в факторе IV, но и в специфическом для них факторе X, который может быть назван «Авантюристичность». Главное в нем — надежда на «случай». Школьники же больше доверяют себе, своим способностям.

Нетрудно объяснить эти различия условиями жизни воспитанников ВТК. Однако сам фактор «Контроль над процессом» не является специфичным только для этих юношей, хотя и имеет у них более высокий вес (IV), чем у обычных школьников (VII). На наш взгляд, контроль над процессом является столь же самостоятельным измерением личностной регуляции деятельности, как и контроль над результатами. В этом связи следует специально учить юношей рациональным способам планирования своей жизни или «способам пространственно-временной организации деятельности личности, обеспечивающей достижение ее целей и реализацию ее смыслов» [8; 260], т.е. хронотопам деятельности. Думается,

 

 

что даже в условиях ВТК не следует чрезмерно регламентировать стиль деятельности воспитанников и, насколько это возможно, поощрять инициативу в процессе выполнения различных заданий, контролируя качество конечных результатов. Это должно не только усилить инициативу, но и повысить ответственность, уровень внутреннего контроля над ходом своей жизни.

 

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В НАСТОЯЩЕЕ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.