Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешний — внутрений контроль в отношении здоровья и семьи, Установки к употреблению алкоголя




 

У школьников выделились также два специфических для них фактора, связанные с уровнем субъективного контроля над состоянием здоровья (VI) и семейными отношениями (VIII).

У воспитанников ВТК данные факторы отсутствуют, следовательно, собственное здоровье и семья не являются для них значимыми измерениями жизни. Сказанное позволяет понять, почему апелляция к вредности алкоголя для здоровья и семьи крайне редко способна заставить человека, уже злоупотребляющего алкоголем, пить меньше. К подобным выводам приводят также исследования В.Б. Ольшанского [11] и Ю.В. Вооглайда [5].

Отношение и приобщение к алкоголю образуют самостоятельный фактор (X — у школьников, XI — ВТК). Наибольшие факторные нагрузки имеет шкала «Отношение к спиртным напиткам». Адаптированная нами шкала степени приобщения к алкоголю в юношеском возрасте значимо уступает ей по своим факторным нагрузкам. Следовательно, в установках к употреблению алкоголя в раннем юношеском возрасте ведущим является компонент эмоционального отношения (нравится — не нравится, люблю — не люблю и т.п.), а не поведенческий компонент (частота и количество выпивок).

 

ВЫВОДЫ

 

1. Решение проблем ранней алкоголизации и противоправного поведения с позиции психологии жизненного пути личности связано с особенностями переживания настоящего времени как одного из проявлений картины жизненного пути в самосознании человека. Психологическое настоящее включает в себя актуальные для личности события жизненного пути, т.е. наиболее значимые с позиции текущего момента жизни события хронологического прошлого, и будущего. Переживания настоящего резко различаются у обычных школьников и воспитанников ВТК.

2. Отличительной чертой благополучных юношей является акцент на ценности настоящего времени, а девиантов — на сугубо гедонистическом к нему отношении. На фоне несформированности критериев ценности и актуальности времени картина настоящего у юношей-девиантов оказывается весьма расплывчатой — текущее время они переживают менее значимым и полезным, более скучным и пустым, непривлекательным и т.п.

3. У благополучных юношей протяженность перспективных временных ориентаций существенно длиннее, чем у неблагополучных; протяженность ретроспективных ориентацией существенно не различается. Это указывает на то, что содержание психологического настоящего в юношеском возрасте определяется в большей мере актуальными предстоящими событиями, а не прошедшими [14].

4. Наши данные позволяют выделить два качественно различных измерения уровня субъективного контроля: во-первых, над результатами жизнедеятельности (интернальность—экстернальность

 

 

в традиционном ее понимании) и, во-вторых, над процессом достижения этих результатов (контроль над настоящим). Для различения юношей с разным уровнем приобщения к алкоголю диагностичным является контроль над процессом, а не над результатами. У благополучных юношей доминирует внутренний контроль над процессом, у неблагополучных он выражен в гораздо меньшей мере.

5. Полученные результаты позволяют дать несколько практических рекомендаций.

Во-первых, у юношей-правонарушителей и злоупотребляющих алкоголем необходимо создавать в пределах возможного положительный эмоциональный фон, на основе которого целенаправленно формировать критерии ценностного отношения к времени, способность правильно оценить значение и полезность текущих событий жизни. Без предварительного создания «сегодняшней» или «завтрашней радости» сформировать ценностные критерии не представляется возможным.

Во-вторых, важно учитывать выраженную потребность юношей в более глубоком осознании логики происходящих в своей жизни событий, в создании ясной картины жизненного пути. У юношей-правонарушителей эта потребность обострена сложной жизненной ситуацией, выход из которой состоит в том, что им нужно «отсечь прошлое» [13; 29] и суметь «начать новую жизнь». Такая ситуация предполагает разрушение сложившейся у личности прежней картины ее жизни и построение новой, связывающей «здоровые слои» жизненного опыта с социально, личностно значимыми и достижимыми будущими целями.

 

1. Бажин Е. Ф.. Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 3. С. 152—162.

2. Боброва Э. С., Китаев-Смык Л. А. Управление и самоуправление эмоциональным состоянием в критических ситуациях в системе взаимоотношении руководитель — производственный сельскохозяйственный коллектив. М., 1984. 82 с.

3. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984. 144 с.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1983. 200 с.

5. Вооглайд Ю. В. Методы, использованные при исследовании аудитории газеты «Эдази» и деятельности редакции // Труды по социологии. Вып. II. Тарту. 1972. С. 64—72.

6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983. 368 с.

7. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 208 с.

8. Ляудис В. Я. Специфика функций и генезис памяти человека // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 256—262.

9. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. 334 с.

10. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. 240 с.

11. Ольшанский В. Б. Разберемся вместе. Заметки об антиалкогольной пропаганде // Журналист. 1983. № 5. С. 48—51.

12. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков. Методические рекомендации. Л., 1983. 40 с.

13. Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. Душанбе, 1972. 183 с.

14. Фельдштейн Д. И. Взаимосвязь возможностей образования и психологических закономерностей развития мотивационно-потребностной сферы личности // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.И. Фельдшьейн. М., 1984. С. 3—30.

15. Хомик В. С. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации: Канд. дис. М., 1985. 240 с.

16. Epiey D., Ricks D. R. Foresight and hindsight in the TAT. // J. Projective Techniques. 1963. V. 27. P. 51—59.

17. Erikson E. H. Identity and the life cycle // Psychol. Iss. 1959. V. 1. P. 1—171.

18. Foulks J. D., Webb J. Т. Temporal orientation of diagnostic groups // J. Clin. Psychol. 1970. V. 26. P. 155—159.

19. Mayer J. E., Filstead W. J. Adolescence and alcohol. Cambridge (Mass.): Ballinger, Cop., 1980. 288 p.

20. Nuttin J. Motivation et perspectives d'avenir. Louvain: Presses universitaires le Louvain, 1980. 288 p.

21. Roos P., Albers R. Performance of alcoholics and normals on a measure of temporal orientation // J. Clin. Psychol. 1965. V. 21. P. 34—36.

22. Shostrom E. L. Time as an integrating factor"// C. Buhler, F. Massarik (eds.) The course of human life. A study of goals in the humanistic perspective. N. Y.: Springer Publ. Comp. Inc., 1968. P. 351—359.

23. Squyres E. М. Guidelines for use in scoring TAT stories for time-span // Percept. and Mot. Skills. 1981. V. 52. P. 333—334.

24. Trommsdorff G.. Lamm H. Future orientation of institutionalized and noninstitutionalized delinquents and nondelinquents // Europ. J. Soc. Psychol. 1980. V. 10. P. 247—248.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.