Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика картины жизни




Усредненный по всем респондентам «график жизни», полученный с помощью методики оценивания пятилетий жизни, дает наиболее общее представление о субъективной картине жизненного пути в самосознании человека (рис.).

Воспитанники ВТК надеются прожить в среднем 65 лет, а школьники — 79 лет (р <0,001). Результаты показали, что у школьников «пик насыщенности» событиями достигается в 16— 20 лет и оценивается в 8,7 балла. Их сверстниками из ВТК данное пятилетие видится как максимальный спад насыщенности жизненного пути (3,4 балла). Менее значимое расхождение конфигурации оценок обеих групп будущей событийной насыщенности жизненного пути приходится на период от 41 до 56 лет (р <0,05). Как следует из нашего «временного профиля», оценки ближайшего будущего у школьников и воспитанников ВТК значимо не различаются.

Средние значения психологического возраста респондентов свидетельствуют

 

 

о том, что школьники чувствуют себя моложе (ПВ==13,6 года), а воспитанники ВТК старше (ПВ=18,5 года) в сравнении с собственным хронологическим возрастом (ХВ=15—17 лет).

В целом результаты согласуются с данными, полученными посредством шкал переживания будущего времени. Обнаружено, что различие средних шкальных оценок у представителей обеих выборок в основном статистически незначимо (в 25 шкалах из 33). В противоположность этому данные по средним значениям шкальных оценок переживания настоящего времени свидетельствуют о наличии существенного различия между ними (в 23 шкалах из 29).

 


Рис. Усредненные оценки насыщенности значимыми событиями пятилетии жизненного пути у школьников (А) и воспитанников ВТК (Б)

 


Итак, переживания настоящего времени намного существеннее различаются у благополучных и неблагополучных юношей, чем переживания будущего. Поэтому шкалы будущего мы не включили в факторный анализ. Он был проведен на основе оценок по шкалам переживания настоящего, перспективной и ретроспективной ориентации, психологического возраста, уровня субъективного контроля, отношения и приобщения к алкоголю. В обеих выборках выделилось по 13 факторов, поддающихся интерпретации: 10 из них оказались общими для обеих групп юношей, 3 — специфические для школьников, еще 3 — специфические для воспитанников ВТК. Начиная с наиболее информативных факторов, рассмотрим подробно их содержание (см. табл.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.