КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования в психологии. Общая характеристика
1. Классификация В.Н. Дружинина. Рассматривает 3 класса методов. а) Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. б) Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования). в) Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Критерием классификации у В.Н. Дружинина служит выбор объекта исследования – реальный объект исследования в 1 группе методов, мысленная модель – во 2-ой, знаково-символическое представление объекта – в 3-ей. Дружинин продолжает классификацию методов эмпирической группы (табл.1). Критерием при этом выбрано сочетание активности (пассивности) воздействия на объект и непосредственности (опосредованности) этого воздействия. Таблица 1. Классификация эмпирических методов.
2. Классификация Б.Г. Ананьева. Рассматривал методы ψ взаимосвязано с этапами научного исследования. Согласно ему, психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов. 1.Организационная группа: сравнительный, лонгитюдный, комплексный. 2. Группа эмпирических способов получения данных: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы – полевой эксперимент (специально организованный, близкий к естественному), лабораторный, естественный, неестественный и формирующий, или психолого-педагогический эксперимент; 3) психодиагностические методы (стандартизованные и проективные тестовые методики, анкеты и вопросники, социометрия, интервью и беседа); 4) приемы анализа процессов и продуктов деятельности – праксиметрические методы (хронометраж, циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ); 5) метод моделирования; 6) биографический метод. 3. Этап исследования включает все методы и приемы обработки эмпирических данных: 1) методы математической статистики; 2) качественная характеристика полученного материала. 4. Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования; представляют собой различные варианты генетического и структурного методов: 1) Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности; 2) структурный метод интерпретирует материал в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.(напр., психография).
3. Классификация Г.Д. Пирьова (болгарский психолог). Выделил несколько самостоятельных методов. Наблюдение: Ι. Объективное наблюдение: 1) непосредственное наблюдение, подразумевает индивидуальное наблюдение за испытуемым в процессе его жизненной активности или за группой людей; 2) объективно-клиническое наблюдение (применяемое в психиатрии); 3) опосредованное наблюдение, которое включает различные анкетные методики (наиболее признанная методика – это анализ продуктов деятельности). ΙΙ. Субъективное наблюдение (самонаблюдение): 1) непосредственное самонаблюдение – словесный отчет человека; 2) опосредованное самонаблюдение – изучение дневников, писем, фотографий данного человека, его воспоминаний и т.д. Эксперимент. Ι. Лабораторный эксперимент: 1) классический – методы регистрации реакций, психофизические методы и т.д.; 2) психометрия (метод тестов – индивидуальные и групповые стандартизированные измерения общей и спец. одаренности, аналитичности и синтетичности и др. личностных особенностей; психологическое шкалирование – нестандартизированные измерения отдельных психических процессов). ΙΙ. Естественный эксперимент. Проводится в условиях трудовой деятельности, учения, игры и т.д. ΙΙΙ. Психолого-педагогический эксперимент. Появился в 30-х годах на базе разработанного Н.Н. Лазурским метода естественного эксперимента. Призван улучшить обучение школьников. Виды: 1) констатирующий; 2) формирующий. Моделирование. Говоря о моделировании, имеют обычно в виду либо физическое, либо математическое, либо имитационное, либо какие-то другие способы моделирования. Полярным в психологии является кибернетическое моделирование у инженерных психологов и представителей когнитивной психологии. Психологическая характеристика. Это синтетический метод исследования, который опирается на результаты исследования и эксперимента (особенностей мышления, памяти, темперамента, оценки и самооценки объективной реальности и себя, эмоционального статуса и т.д.). Вспомогательные методы (неспецифические для психологии). 1.Физиологические, фармакологические, биохимические и т.д. 2. Математические; 3. Графические. Специальные методы (специфические для психологии). 1. Генетический метод (онтологические и филогенетические аспекты). 2. Метод сравнительного исследования. 3. Патопсихологический метод (исследуют патологические отклонения психики от принятой нормы). Г.Д. Пирьов разделяет методы на группы эмпирических методов, которые подразделяет на 2 класса – наблюдение и эксперимент; на группу теоретических методов (2 класса) – моделирование и «методы психологической характеристики»; в отдельную группу объединил 2 класса специальных методов – специфических и неспецифических для психологии, заимствованных из других областей психологии.
3. 1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 2. Березин Игорь Станиславович Практика исследования рынков. – М.: Бератор-Пресс, 2003 3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Пед. об-во России, 2003 4.Гудвин Джеймс Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004 5. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии. – М.: Академия, 2003 6. Учебники по общей психологии
4. Программой исследования называется схема, лежащая в основе процесса сбора, анализа и интерпретации искомой информации. Программа исследования должна включать: 1.Изложение целей проводимого исследования. 2.Перечисление гипотез, подлежащих проверке. 3.Определение методов проведения исследования. 4.Спецификацию используемых понятий и переменных. 5.Способы измерения каждой переменной. 6.Описание процедуры организации исследования. 7.Обобщающее обсуждение будущего анализа собранных данных. 8.Определение сроков проведения исследования и предоставления полученных результатов. 9.Определение состава участников исследования и их квалификации. 10.Определение бюджета исследования.
Любое исследование состоит из девяти основных этапов: 1) Концептуализация. На этом этапе определяются цели и задачи проведения исследования и вырабатываются рабочие гипотезы. 2) Согласование. На этом этапе достигается понимание исследовательских проблем и способов их решения. Определяются методы проведения исследования, его основные параметры, сроки и ресурсы, необходимые для решения стоящих перед исследователями задач. 3) Формализация. Составляется договор о проведении исследования, в котором фиксируются цели и задачи проведения исследования, методы, параметры, сроки проведения исследования и прочие условия проведения исследования. 4) Подготовка. Составляется Анкета (если это необходимо), она тестируется (пилотаж), если необходимо собирается команда интервьюеров, и они проходят инструктаж, это может быть специальный тренинг. Подготавливаются бланки и специальные формы. Вносятся коррективы в Анкету, в план выборки (если они важны). Подготавливаются раздаточные материалы и специальное оборудование. 5) Поле. Производится собственно опрос респондентов, эксперимент или серия наблюдений. 6) Кодировка. Собранная информация кодируется и вносится в базу данных исследования в одном из стандартных форматов (пакетов) для анализа статистических данных, например: Excel, SPSS и т. п. 7) Обработка. Включает как простой статистический подсчет распределения полученных ответов, процентовку, подсчет средних величин, моды, медианы и т. п., так и более сложную математическую обработку: расчет корреляционных связей, факторный анализ и т. п. 8) Анализ. На этом этапе, полученные данные и взаимосвязи должны получить логическую (психологическую, социологическую) интерпретацию. Гипотезы будут подтверждены либо опровергнуты. Появятся новые гипотезы, выводы и рекомендации. 9) Отчет. И подведение итогов. Руководству или заказчику и в письменной (Отчет), и в устной (Доклад) форме должно быть изложено достижение (или недостижение) целей, стоявших перед исследователями. (Березин) Структура отчета: 1. Титульный лист (название исследования, ФИО исследователя, место и время проведения) 2. Краткое изложение содержания исследования 2.1. Испытуемые (кол-во, пол, возраст, образование – в зависимости от типа исследования) 2.2. Материалы исследования (принцип подбора, процедура, формы предъявления) 2.3. Процедура проведения (инструкция, методика, способы регистрации данных) 2.4. Результат (анализ данных в форме таблиц, графиков и интерпретация результатов) 3. Выводы 4. Литература 5. Приложения (исследовательский материал, протоколы, бланки, процесс обработки данных) (Хозиев) Процедура согласования: • Исследователь описывает общий смысл исследования и спрашивает о согласии участвовать в нем. • Субъект читает документ, задает вопросы, а затем подписывает или не подписывает документ. • После дебрифинга (общее собрание по окончании эксперимента, на котором исследователь объясняет истинные цели исследования, отвечает на вопросы участников) участник подписывает окончательную версию документа. • Участник получает копию документа.
Исследование по построению когнитивных карт: Уважаемый … (в зависимости от ситуации). Цель данного исследования - определить, насколько точно люди могут указывать географическое местоположение. Если Вы примете участие в исследовании, Вас попросят передвигать похожий на компас предмет так, чтобы одна стрелка указывала в направлении определенных внешних объектов. Также Вас попросят охарактеризовать степень вашей уверенности в принятом решении. Задание займет около 15 минут. Предположения, проверяемые в данном исследовании, будут объяснены Вам по окончании участия в исследовании. Если у Вас имеются вопросы или сомнения по поводу Вашего участия или исследования в целом, обращайтесь к __________________________________
Я ознакомился с описанием исследования по построению когнитивных карт и добровольно соглашаюсь участвовать в нем. Я осознаю, что меня попросят указать местоположение различных географических мест и полностью объяснят цель исследования по окончании моего участия. Я осознаю, что в любой момент могу безнаказанно выйти из процесса исследования и что мое участие в нем и записи об этом будут храниться строго конфиденциально. По окончании исследования (обведите нужное): требуется не требуется краткое описание полученных результатов.
Подпись участника Дата
По окончании исследования мне предоставили исчерпывающее объяснение и ответили на все мои вопросы.
Подпись участника Дата
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |