КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования. Анкетирование
Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.
Виды вопросов в анкете. 1. По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида: 1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп; 2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих; 3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. 2. В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые. 1) Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией. Существуют следующие способы предъявления вариантов ответов для закрытого вопроса: а) дихотомическая форма, предлагающая противоположные, взаимоисключающие ответы (типа «да — нет», «верно - неверно», «согласен — не согласен» и т. д.); б) поливариантная форма, предусматривающая т. н. «меню ответов», где вполне можно остановиться на нескольких из них. Например: «Какие лекции вы посетили на этой неделе? - психологию - социологию - религиоведение - философию - эстетику» в) шкальная форма, используемая в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п. Тогда предлагаемые ответы могут выглядеть, к примеру, следующим образом: - полностью согласен - согласен, но бывают исключения - не знаю - не согласен, но иногда бывает - совершенно не согласен г) табличная форма. Например:
2) Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь); 3) Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.
3. В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными. 1) Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?» 2) В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?» 4. По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие). 1) При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы. 2) Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например: «Следующие три вопроса только для студентов-психологов. Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?... Каково качество практических занятий по психологии общения? В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?» «Внимание! Вопросы для всех». Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц. 3 ) Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру: «Случалось ли Вам капризничать в детстве?» «Бывали ли в прошлом случаи, когда Вы лгали другим людям?» «Всегда ли Вы с готовностью приходите на помощь незнакомцам?» Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.
Есть несколько способов повышения эффективности контроля: -в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь; - ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами; - контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете; - необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.). Лучше заменить их вариантом «другое». Структура анкеты. Анкета имеет достаточно стабильный сценарий. 1. Вступление - обращение к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации. 2. Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка. 3. Первые вопросы должны быть максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются: а) формирование установки на сотрудничество; б) стимулирование заинтересованности испытуемых; в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете; г) получение информации. 4. За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты. 5. В заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов. 6. В заключении выражается благодарность за участие в работе.
Требования к формулировкам вопросов для анкеты: 1. Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится») 2. Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?») 3. Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем»,, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?) 4. Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции? 5. Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему? 6. Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения? 7. Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр? 8. Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно? 9. Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае? 10. Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они? 11. Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему? 12. Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |