Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы экспери­ментального исследования




1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП, включающий в себя оп­ределение темы исследования, предварительную постанов­ку проблемы, изучение необходимой научной литературы, уточнение проблемы, выбор объекта и предмета исследо­ваний, формулирование гипотеза;

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, предусматривающий составление программы эксперимента, в том числе выбор независимых и зависимых переменных, определение опти­мальной последовательности экспериментальных действий, разработку способов фиксации и анализа результатов, под­готовку необходимого оборудования, составление инструк­ций испытуемым, формирование выборки. В том случае, если эксперимент обещает быть длительным, дорогостоящим или трудоемким, подготовка к нему обычно предполагает осу­ществление пилотажного исследования, способного выявлять грубые ошибки и несоответствия в эксперименталь­ной программе;

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП, объединяющий всю предусмотренную заранее совокупность исследователь­ской работы от инструктирования и мотивирования испы­туемых до регистрации результатов и постэксперименталь­ной беседы с участниками процедуры;

4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ЭТАП, содержанием ко­торого является формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов, а также подготовка научного от­чета.

Артефакты:

Эффект плацебо (от лат. «поправляюсь») - это обнару­женное в медицине изменение физиологического или пси­хологического состояния людей под влиянием препаратов или процедур, назначенных под видом сильнодействующих средств. Механизм его основан на самовнушении и внуше­нии.

Эффект Хоторна является своеобразным вариантом пре­дыдущего типа артефактов в экспериментальной психоло­гии. Он заключается в том, что сам факт участия в процеду­рах исследований способен заметно повлиять на поведе­ние испытуемых. В частности, стимулировать осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям экспериментатора.

Эффект Пигмалиона - так по имени героя древнегре­ческого мифа, изваявшего прекрасную статую, влюбивше­гося в свое творение и умолившего богов оживить её, американский психолог Роберт Розенталь назвал явление, суть которого состоит в том, что экспериментатор, твердо убеж­денный в правильности какой-либо гипотезы, непроизволь­но начинает действовать на испытуемых таким образом, что она получает фактическое подтверждение. При этом вну­шение осуществляется изменением мимики, интонаций, жестикуляции, экспрессии при обращении с испытуемы­ми. Иногда данный феномен именуется эффектом Розенталя.

Эффект аудитории характеризуется тем, что присутствие публики или самого экспериментатора способно изменить поведение испытуемого. Обычно при этом лучше и быст­рее выполняется деятельность механическая, субъективно легкая, хорошо освоенная, интеллектуально простая. Хуже и медленнее осуществляемся деятельность сложная для ис­пытуемого или не освоенная им в полной мере.

Эффект первичности обозначает зависимость оценки незнакомого явления или человека от первого впечатле­ния от него. Иногда при этом отбрасывается или искажает­ся та последующая информация, которая противоречит уже созданному образу.

 

Способы исправления артефактов (искажений)

1. Дезинформирование испытуемых - сообщение им лож­ных сведений о целях и гипотезе исследования. Нередко это оказывается необходимым условием обеспечения ес­тественности их поведения в экспериментальной ситуации. К примеру, позволяет избежать влияния на результаты же­лания выглядеть в наилучшем свете или «выручить» экспе­риментатора.

Считается, что обман испытуемых более предпочтите­лен в большинстве случаев, чем умолчание о цели и гипо­тезе. Дело в том, что в последнем случае участники экспе­римента попытаются самостоятельно разобраться в его предназначении. Устранить влияние такой промежуточной переменной весьма проблематично хотя бы потому, что индивидуальные интерпретации одних и тех же ситуаций бывают довольно разнообразны.

2. Маскировка независимой переменной, то есть введе­ние ее не экспериментатором, а подставным лицом (кон­федератом) или «непредвиденным случаем».

3. Метод «скрытого» эксперимента, когда исследование организовано таким образом, что испытуемые не подозре­вают о своем участии в нем.

4. «Двойной слепой метод» (или «плацебо вслепую»), который предусматривает незнание испытуемыми и самим экспериментатором (ассистентом) того, какая из групп яв­ляется экспериментальной, а какая - контрольной.

5. Неинформирование лица, проводящего эксперимент, относительно его целей, гипотезы и ожидаемых результатов. Иногда при этом используют услуги нескольких экспери­ментаторов, каждый из которых знает лишь о части усло­вий общего исследования.

Следует иметь в виду, что описанные процедуры в чём-то находятся в противоречии с этическими нормами орга­низации психологических исследований. Все они исполь­зуются только в случае крайней необходимости.

Особо следует остановиться на составлении научного отчет а о проведённом эксперименте. Как правило, он вклю­чает четыре раздела:

- характеристику проблемы, для решения которой осуществлялось исследование;

- описание особенностей применявшейся процедуры, в том числе: указания на состав оборудования, возраст, пол, образование, экспериментальную искушенность испытуе­мых, перечень критериев их отбора, изложение основных условий проведения данного опыта, использованных в нем стимулов и инструкций, фиксацию различий, созданных для экспериментальной группы в сравнении с контрольной;

- представление точных и исчерпывающих результатов исследования;

- версию интерпретации результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.