Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная лекция




Петрарка обозначил многие начала парадигмы. Впервые заговорил о том, как велика ценность воспитания духа постоянных общением с вел. учителями древности. Культура обретается в постижении высш. прояв. чел. духа. Среди всех видов знания наиб. ценность представ. гум. науки. Потому что именно они помогают исслед. жизнь и душу чела. Эта задача возводилась П. на уровень философский. Трактат «О невежестве себя и других» (цитата про шерстинки в гриве у льва… параллель с Августином). «Загадки природы, непостиж. тайн бога, кот. мы принимаем со смиренной верой, глупцы желают понять своей кичливой гордыней». П. прекрасно знал А. П. скептически относится к познанию природы. Познать себя – для Петрарки тоже не самоцельная задача, но она носит вполне зем. характер. Знание о себе для П. – высший этический принцип сущ. чела.

Философия и познание себя лечит душу, – слова какого-то чела (одного из самых ярых поклонников П.). Всё это тесным образом связано с красноречием и Словом. Душа выражает себя прежде всего через речь. «О делах повседневных». В самом деле, если сперва не придут в согласие наши страсти, то в противоречии окажутся наш вн. мир и слова. Напротив, предрасп. к согласию душа всегда останется спокойной и невозмут.» Слово – то, что воспит. и возвыш. чела, но не только того, которому оно принадлежит. Слово необходимо, прежде всего, для того, чтобы вести диалог. «Мы должны стараться быть полезными людям, с кот. мы живём. И нельзя сомневаться, что мы можем помочь их душам своими м словами» (или примерно так). Так же, как слово древних доносится к нам сквозь века, так и наше слово будет услышано потомками. «Пройдут тыс. и тыс. лет, многие века, но никогда не будет излишне восхвалена добродетель, никогда не будет излишне превознесена любовь к Богу». Слово излуч. свою неимовер. силу во всех направлениях. Слово воздействует не только на потомков, но и на современников.

Практически все г. были глубоко верующими.

Люди должны объед, чтобы сделать свою общ. жизнь более совершенной. В. действительно породило титанов мысли и титанов действия, кот облад. множеством вирту (virtus – сложно передать. не та добродетель, кот. понималась в Ср.. понятие индивидуализирующее. некий дар, талант в самых разных областях, которым надел. та или иная личность). Любой талант г-ами приветствуется, будь ты талантливым художником или талантливым купцом. Дар Слова сопоставим с даром ангелов. Сила Слова столь велика, что может изменить ход истории.

Под влиянием г. постепенно форм. новый тип монарха. Это уже властитель просвещ., кот., покровительствует худ. слову, правитель, кот. просвещ. народ. Таким был Медичи, таким старался быть Франциск 1. Альфонс: Король необраз. всё равно что осёл коронованный».

Появляются первые публичные библиотеки. Дворец правителей являл образец высокой духовности. Людям той эпохи так не терпелось увидеть новый мир, что они закрывали старые здания изображениями антич. пейзажей и зданий.

Что стояло за увлеч. античностью? Что занимало г.? Увлечение а. неразрыв. связано увлеч. земным челом. Восприятие античности также «необъективно», как и в Ср. Но эта рецепция более широка и объёмна – это возникает за счёт истор. дистанции и диалог. подхода к антич. авторам. С этим и связан особый культ Слова. Слово, риторика, знание носят этический характер. Колоссальное распространение в эпоху Р. всевозм. трактатов о воспитании Р. всевозм. трактатов о воспитании. Г. –ы не просто подраж. а., а состязались с ней.

Отношение г. к «тёмным векам». Оно вовсе не так однозначно отрицательно. Г. не были бы г., если бы они просто отмахнулись от предшествующей культуры. Диалог с Ср не обяз. должен был вырастать в спор и неприятие. Многие ср. идеи принимаются и даже развиваются. Эту связь можно и нужно проследить на разных уровнях. Сам термин «В» был заимствован г-ами из НЗ. По мнению г., средневековые схоласты исказили не только античность, но и саму Библию. Необход. вернуться к подлинному Слову и заново осмыслить св. тексты. Именно Эразм и Р. осущ. новый перевод Б. с греч. на лат. с филол. комментами.

Г-ы задались задачей согласовать антич. и хр. культуры. Синтез достигается не сразу и разными способами. Ранние г. делают акцент именно на разнице. Когда дистанция уже создана, тогда и интереснее сопоставлять, а не противопоставлять. Вся лирика П. выросла исключительно из лирике трубадуров и семинаристов. У Б. в «Д.» только 3 новеллы основаны на антич. материале. Однако это не делает ни П., ни Б. ср. писателями. Культура Ср. может являться органич. частью В.

Ренессансный платонизм. Возникает к концу 15 века в Италии, когда возник. нек. отрезвление, понимание, что многие принципы слишком утопичны и идут в разрез с окр. действ. В первую очередь вызывают сомнение положения о т.н. гр. гуманизме. Лоренцо Валло полагал, что взаим любовь людей приносит пользу и..что-то. Люди, если они не злодеи или глубоко несчастные, не могут не радоваться счастью других. Наступил своего рода кризис сознания к концу 15 в. Поиск новых идеалов. В конце 15- 16 века преоблад. мизантроп. взгляд на мир. Хар. фигура – Макиавелли. Возникает новая школа. Неоплат. флорентийская академия. Медичи дарит Марсилио Фечинно загородную виллу. Там собираются его друзья. 1468 год, 6 ноябрь (день рождения и смерти П.). Просущ. примерно 25 лет. Непринужд. беседы за накр. столом. Кристофоро Ландино, философ и известнейший толкователь Данте, Анджело Полицеано (?), Пико делла Мирандола. М.Ф.:«О хр. религии» (1476), «Платоновская теология о бессмертии души» (1469-1474). Он кроме того вернул Платона Европе. Фечинно перевёл весь платоновский корпус на лат. я. ПдМ прожил всего 31 год. Потряс. образован. Знал греч, араб, евр, арамейский. 1486 году издал «философ. каббал. теол. вывод» (некая энциклопедия обо всём, что познаваемо), это был вызов философов всей Е. Папа объявил эти тезисы еретическими. «Речь о достоинстве чела» должна была открывать не состоявшийся диспут.

На вершине всего – Бог (беспредикатное и бескач. единое). Сам себя осмысляет и эмманирует. Далее косм. ступени: мировой ум, мировая душа, мир сложных тел, царство бесформенной материи. Движение не только вниз, но и вверх. Духовный круг. Весь мир в целом не стремится к Богу напрямую, а вращается вокруг него. Сила, которая приводит в действие это движение, - любовь. Высокое и восторженное представление о человеке. Чел. сродни Богу благодаря власти над материей и способностью постижения красоты. У Ф. есть некий эстетизм: для него мироздание – произведение искусства, а Бог напоминает художника.

Благочестивая философия (учёная религия). Г. пришли к выводу, что есть некая высшая фи, кот. проявлялась в самых разных религиях. «Произошло так, что сия бф появилась некогда у персов и египтян и звучала сходно, затем она была взращена у фракийцах, получилась распр. у греков и достигла своего расцвета у римлян». Хр – наиболее полное воплощение фи. Но хр приходится потесниться и дать место другим религиям, ибо они тоже приближаются в истине, пусть и др. путями. Именно эта идея объясняет «всеядность» г-ов к антич. лит-ре. Нет единой абсолютной истины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.