Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка




8. 981-989

7. 937-944

6. 874-944

5. 849-864

Четыре темы

 

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Актуальность темы данной курсовой работы выражается в том, что формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. (Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.) В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе.

В литературе (А.М. Антипова [1], Е.Н. Винарская [3], Н.И.Жинкин [5, 6], Е.А. Ларина [10], Н.Д. Светозаров [18, 19] и др. неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.

В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения. Большинство проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе общения, возникает в контексте резко выраженных трудностей реализации ритмико-интонационного оформления высказываний. Это обусловлено тем, что нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение письма и чтения. Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Цель исследования: выявить особенности развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Объектом исследования: явились особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предметом исследования: особенности интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня.

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенности просодической стороны речи.

2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.

3. Подобрать и проанализировать методики по обследованию интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР III уровня;

4. Провести обследование группы детей по данным методикам;

Глава I. Освещение проблемы изучения интонационной тстороны речи в современной литературе.

 

1.1. Отечественные и зарубежные теории понятия «интонационная сторонаречи».

 

Понятие интонации, ее структуры, определение места в системе языка и функционирования входят в круг наиболее дискуссионных вопросов лингвистики. Противоречивость интерпретаций интонации обусловлены тем, что она является важным средством формирования различных коммуникативных единиц. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона интонация определяется как «произведение звука посредством человеческого голоса или струнного духового инструмента без клавишей» [20, с. 278].

В лингвистическом словаре интонация понимается как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. Однако интонация не только формирует высказывание, но и выявляет его смысл и эмоционально-экспрессивное содержание, служит средством эстетического воздействия на слушателя, по словам Н.И. Жинкина, является «индикатором экспрессии», является одним из важнейших способов самоидентификации и самовыражения человека [5, с. 154].

Интонация является могучим средством связи слов в высказывании и тексте. Она представляет собой сложное языковое явление, всецело сориентированное на коммуникацию, выражает законченность сообщения, оформляет его актуальное членение и его экспрессивные субъективно-модальные характеристики.

Большинство лингвистов и фонетистов определяют интонацию как явление, эмоционально воздействующее на слушателей, как сложный комплекс «гетерогенных» величин или структуру взаимообусловленных и взаимодействующих характеристик организации звуковой волны, а с точки зрения своей физической природы – комплексом ряда просодических компонентов [8, с. 102]. Представляет интерес позиция Е.Г. Сафроновой, которая рассматривает интонацию в трех аспектах: «как факт языковой системы; как необходимую составляющую содержательной и материальной сторон речетворческих произведений, возникающих в определенную эпоху и определенных социальных условиях; как средство осуществления речевой деятельности индивида в единстве говорения и понимания [17, с. 4].

Основными функциями, которые выполняет интонация, являются: 1) Фонетическая – интонация оформляет синтагму, фразу, придавая им смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяя речевой поток на ритмико-смысловые единства – синтагмы и фразы. 2) Эмоционально-экспрессивная – интонация выражает эмоционально-экспрессивные оттенки высказывания, волеизъявления коммуникантов. 3) Синтаксическая – интонация выражает синтаксические значения (комбинации признаков зависимости, независимости, законченности, незаконченности) служит одним из средств синтаксической связи. 4) Смыслоразличительная (семантическая) – интонация различает смысл фраз с одним и тем же лексико-грамматическим составом при помощи движения тона. 5) Стилистическая – интонация участвует в образовании стиля текста (официально-делового, научного, публицистического, разговорного, литературно-художественного).

В состав интонации включается мелодика, громкость (интенсивность), тембр, темп, ритм, пауза и ударение. Эти суперсегментные свойства речи, входящие в понятие интонации, в реальной речи «не изолированы и не вычленимы» [7, с. 71], они имеют механизм связи между собой и накладываются на линейные единицы речи, «выступают в речевом потоке совместно с ними, потому что не могут существовать отдельно» [16, с. 38].

Как любая языковая система, интонационная сторона речи имеет класс объектов (компоненты) и класс морфизмов – механизм связи между составляющими лингвистической подсистемы. Каждый из компонентов интонации в лингвистической науке выделен и исследован обособленно.

Важнейшим компонентом интонации является мелодика – это изменение частоты основного тона (его движения), соотнесенное с колебаниями голосовых связок (чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон). Мелодика выполняет разные функции: служит для связывания отдельных частей звучащего текста; определяет коммуникативный тип предложения (повествовательный, вопросительный, утвердительный); участвует в создании мелодии и типовых мелодических контуров синтагмы (констатирующей, восклицательной, вопросительной, начинательной, перечислительной и др.) Динамическим компонентом интонации является интенсивность, субъективно воспринимаемая как громкость. Низкую интенсивность звука определяют субъективным понятием «тихо», высокую – «громко».

Для интонирования речи принципиально значимы интенсивность произнесения ударения, которое является важнейшим компонентом интонации и определяется как «выделение какой-нибудь части высказывания» [8, с. 275].

Темп речи, как компонент интонации, выражает скорость произнесения «тех или иных отрезков речи во времени» [14, с. 123], «отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой», «количества слогов или слов в единицу времени» [9, с. 143]. Он оказывает влияние на функционально-стилистическую дифференциацию текстов и находится в прямой зависимости от содержания высказывания, эмоционального настроения говорящего, жизненной ситуации, представляет собой важное средство логической выразительности и относится к числу «фундаментальных эмоционально-выразительных средств устной речи» [3, с. 84].

Остановимся на характеристике паузы как интонационного средства. Основной характеристикой паузы является ее длительность, колебание которой обусловливается различными причинами: длительная пауза сигнализирует о завершенности высказывания, вопроса, восклицания, короткая чаще встречается на границе незавершенного отрывка и эмоционально окрашенного высказывания [13, с. 157].

В качестве просодического средства рассматривается тембр – это качество, окраска голоса, «дополнительный ингредиент интонации» [15, с. 220], «целостная характеристика звука». Тембровые созвучия связаны «со сложной иерархией эмоциональных комплексов человека и выражением их средств», они получают наибольшую определенность в моменты произнесения ключевых слов текста [3, с. 84–85].

Последнее фонетическое явление, которое ряд лингвистов характеризуют как равноправный компонент интонации – ритм. Ритм – «важный регулятор, стержень интонации» [15, с. 221]. Он «армирует, организует интонацию в процессе порождения речи и, наоборот «строится» из интонации, на базе комплексного восприятия различных ее параметров при восприятии речи», «управляет при порождении речи интонационной структурой и тем самым соотносится с интонацией». Ритм играет универсальную роль в сознательно значимом эмоциональном континууме. Одной из основных функций речевого ритма считается организующая «способность объединять элементы ритмической системы» [1, с. 130–131].

В целом, учеными лингвистами признается универсальность компонентов и функций интонации при типологическом своеобразии каждого языка, которая создается путем отбора, комбинации и частотности употребления тех или иных общеязыковых форм и средств речевого общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.