КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование уровня интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В эксперименте участвовали дети логопедической группы ДОУ. На контатирующем этапе эксперимента была сформирована группа детей, подобраны методики. Группа состояла из 20 детей, посещающий логопедическую группу. При изучении восприятия и понимания основного тона высказывания использовались специально отобранные тексты небольшого объема (от 10 до 30 слов) Текст позволяет показать проявления того или иного несоответствия содержания и его основной мысли, то есть вызывать однозначные эмоциональные проявления (радость, жалость, страх, сочувствие, торжественность и т. д.). Исследование состоит из трех серий. Цель первой серии — выяснить, может ли ребенок определять основной тон высказывания, соответствующий содержанию. Для этого ребенку читают тексты одним ярко выраженным тоном. Во второй серии один и тот же текст читается дважды: первый раз — тоном, соответствующим содержанию и основной мысли текста, второй раз — несоответствующим, что позволяет выявить, в какой мере дети понимают связь между основным тоном и содержанием высказывания. Основной целью третьей серии является выявление того, сумеет ли ребенок в одном и том же тексте уловить разный тон прочтения. Примерные тексты для исследования и инструкции к проведению исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В начале исследования перед ребенком ставится цель прослушивания, затем читают тексты. После прослушивания он отвечает на вопросы. Если ребенок не может ответить на вопрос самостоятельно, то вопрос повторяется. Если и в этом случае ребенок затрудняется с ответом, предлагаются дополнительные вопросы. В первой серии исследования каждый текст читается одним тоном, соответствующим его содержанию и основной мысли. Во второй серии один и тот же текст читается по-разному: первый — радостным, веселым тоном и скучно однотонно, безразлично. Процедура чтения второго текста та же, что и первого, но с добавлением оттенка праздничности в первом варианте. Третий текст читается тоном обиды, жалобы, печали и насмешливым веселым тоном. Третья серия включает один текст, части которого произносятся по-разному: первую часть текста (за исключением последнего предложения) читают радостным, восторженным тоном; вторую часть (последнее предложение) — тоном огорчения, сожаления. Результаты исследование по данной методике представлены в табл. 1. Таблица 1 Первичная оценка уровня восприятия и понимания основного тона высказывания
З5 % показали средний уровень восприятия и понимания основного тона высказывания, 20 % - высокий 35 % выполнили задание с низким результатом. Не выполнили задание – 10% Данные табл. 1 представим в виде диаграммы (рис. 1)
Рисунок 1 – Первичная оценка уровня восприятия и понимания основного тона высказывания Материалом для исследования темпа речи служат устные высказывания детей. Ребенку предлагается вспомнить интересный случай из его жизни и рассказать о нем. Время рассказа не ограничено. За единицу измерения темпа принимается количество слов, произнесенных в единицу времени (секунду). Определяется абсолютный темп речи без учета перерывов в звучании (пауз). Высказывание, произнесенное в темпе около трех-четырех слов в секунду, — 3 балла; высказывание, произнесенное в темпе, незначительно отличающемся от нормального, — 2 балла; высказывание, произнесенное в темпе, значительно отличающемся от нормального — 1 балл; резкое нарушение темпа устного высказывания (менее двух-трех и более пяти-девяти слов в секунду) — 0 баллов. Результаты исследования представлены в табл. 2. Таблица 2 Результаты первичного исследования темпа речи
30% детей имеют средний результат, произнесли текст в темпе, незначительно отличающемся от нормального, 45% детей произнесли текст в среднем темпе, значительно отличающемся от нормального, высокие результаты (темп около 3-4 слов в минуту) у 10% детей. 15 % обследованных детей имеют резкое нарушение темпов речи.
Рисунок 2 – Диаграмма результатов первичного исследования темпа речи В процессе исследования оценки громкости голоса путем сравнения одного и того же текста, произнесенного с различной громкостью, выясняется, способен ли ребенок устанавливать связь между громкостью и содержанием текста, его основной мыслью. Примерные тексты для исследования и инструкция (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Перед прочтением текста ребенку говорят о цели прослушивания, после прослушивания он должен ответить на вопросы, содержащиеся в инструкции. В случае возникновения затруднений, внимание ребенка обращают на ключевые слова в тексте, на их значение для определения степени громкости. Для прослушивания ребенку предлагаются три текста, каждый из которых звучит дважды: в первый раз — с соответствующей содержанию и основной мысли текста громкостью, во второй — с несоответствующей. Первую часть первого текста произносят спокойно, тихо; вторую — слишком громко. Первую часть второго текста читают с нормальной громкостью. Предложение «Она ходит тихо-тихо» произносится подчеркнуто тихо. Вторую часть текста читают слишком громко. Первую часть третьего текста читают спокойно, тихо, вторую — громче обычного. Оценка выполнения заданий: нормальная громкость голоса, возможность произвольно изменять силу звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания — 3 балла; нормальная громкость голоса, трудности произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания — 2 балла; нестабильная громкость голоса, невозможность произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания — 1 балл; постоянно пониженная или повышенная громкость голоса, невозможность произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания — 0 баллов. Результаты исследования представлены в табл.3. Таблица 3
Результаты первичного исследования темпа речи
20% детей имеют нормальную громкость голоса, возможность произвольно изменять силу звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания, 20% детей показали нормальную громкость голоса, но имеют трудности произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания, у 30% детей отмечена нестабильная громкость голоса, невозможность произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания — 1 балл. 30 % обследованных детей имеют постоянно пониженную или повышенную громкость голоса, невозможность произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания. Данные табл. З представим в виде диаграммы (рис. 3) Рисунок 3 – Диаграмма первичного исследования темпа речи Речевым материалом для исследования восприятия и оценки тембра голоса служит фрагмент сказки «Три медведя» (в обработке О. Капицы), адаптированный для выполнения заданий детьми. В тексте сказки содержатся ключевые слова (подчеркнуты), характеризующие внешний вид, характеры персонажей, нашедшие отражение в тембральной окраске голоса при произнесении высказываний от лица героев. Текст и инструкция (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Для исследования используются три предложения (предъявленные аудитивно), произносимые от лица трех персонажей сказки с изменением тембра голоса, соответствующим описанию их внешнего вида. Я найду того, кто ложился на мою кровать и смял ее. Я найду того, кто ложился на мою кровать и смял ее. Я найду того, кто ложился на мою кровать и смял ее. Ребенок слушает фрагмент знакомой ему сказки, в котором содержатся ключевые слова, позволяющие представить внешний вид и характер ее персонажей. Затем ему предлагается прослушать три предложения, произнесенные от лица трех героев сказки с изменением тембральной окраски голоса. В процессе последующей беседы ребенок должен выявить соответствие тембральной окраски голоса характеристике каждого персонажа сказки. Ребенку предлагается прослушать предложения, произносимые от лица героев сказки, и повторить их с изменением тембровой окраски голоса по образцу. Затем ребенок должен самостоятельно повторить предложения, изменив тембр голоса в соответствии с характеристиками персонажей. Критериями оценки на данном этапе исследования являются самостоятельность и правильность ответов. Оценка самостоятельности: самостоятельный ответ — 3 балла; частично самостоятельный ответ при минимальной помощи взрослого — 2 балла; несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений и дополнительных вопросов) — 1 балл; невыполнение задания (отказ) — 0 баллов. Оценка правильности: правильный ответ (ребенок верно определил разницу в произнесении предложений, правильно соотнес тембр голоса с описанием внешнего вида и характеристикой персонажа сказки) — 3 балла; частично правильный ответ (испытуемый верно определил разницу в звучании предложений с опорой на ключевые слова текста) — 2 балла; неправильный ответ (ребенок неправильно определил разницу в звучании предложений даже с опорой на ключевые слова текста) — 1 балл; отказ от ответа — 0 баллов. Результаты обследования представлены в табл. 4.
Таблица 4 Первичная оценка уровня восприятия и понимания тембральной окраски голоса
40 % показали средний уровень восприятия и понимания и оценки тембра голоса, 15 % - высокий 25 % выполнили задание с низким результатом. Отказались отвечать – 20% Результаты табл. 4 представим в виде диаграммы (рис. 4)
Рисунок 4 – Диаграмма уровня восприятия и понимания тембральной окраски голоса
В ходе исследования восприятия и воспроизведения логического ударения выявляется умение детей сравнивать предложения с различными оттенками звучания, определять местоположение слова, выделенного в предложении логическим ударением, воспроизводить предложения с различным положением акцентированного слова по образцу и самостоятельно. Материалом исследования служат повествовательные и вопросительные предложения:
Предложения различного коммуникативного типа произносятся в трех вариантах, причем логическое ударение каждый раз располагается в другом месте. Ребенку предлагается послушать эти предложения и определить, отличаются ли они по звучанию, и если да, то в чем заключается это отличие (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Результаты исследования представлены в табл. 5. Таблица 5 Оценка уровня восприятия и воспроизведения логического ударения
Результаты табл. говорят о том, что 25% из числа детей, участвующих в эксперимента показали высокий результат, т. е. смогли правильно определить разницу в звучании предложений и выделить места логического ударения, правильно воспроизвести высказывания с различным местом логического ударения по образцу и самостоятельно; 15% детей имеют средний уровень, т. е. правильно определяют разницу в звучании предложений и выделяют место логического ударения при ответе на дополнительный вопрос, правильно воспроизводят высказывания с различным местом логического ударения по образцу; 20% детей имеют низкий уровень, т. е. ошибаются при определении разницы в звучании предложений, не могут обосновать свой ответ даже с помощью дополнительного вопроса, неправильно воспроизводят высказывания с различным местом логического ударения по образцу; 40% детей не справились с заданием, т. е. не находят различий в звучании предложений, неправильно воспроизводят высказывания с различным местом логического ударения по образцу.
Заключение
Дети с общем недоразвитием речи III уровня имеют затруднения в интонационной выразительности речи: - затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («мехняя шапка», «глинный кувшин», «деревкин тул», «стекловая ваза»). Они допускают много ошибок при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит - идет, вместо спрыгивает - прыгает, вместо пришивает - шьет); - наблюдается низкий уровень при восприятии и реализации мелодического компонента, логического и словесного ударения, что нарушает осушествление коммуникативной, смысло-различительной и синтаксической функции интонации; - диагностируется монотонность, невыразительность, обедненность и однообразие интонаций, нарушение интонирование сложных предложений, потеря целостности сообщения; - темпоритмические возможности интонационная интенсивность, паузация определяются на средненизком и среднем уровнях, что существенно затрудняет образование акцентно-ритмической структуры высказывания и реализацию фонетической функции интонации. - наблюдаются затруднения в синтагматическом членении, выделении интонационного центра и логических ударений. - нрушается восприимчивость ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка, проявляется низкая степень владения приемами интонационно-смыслового анализа. - изменяется качество тембра голоса, в виде глухости, охриплости и назальности; - выявляются сложности его произвольного изменения, трудности установления связей между оттенками окраса голоса и смыслом речевого сообщения, что обусловливает недостаточную реализацию эмоционально-экспрессивной функции интонации. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы. В настоящее время отдельной методики работы по формированию интонации не существует, поэтому в коррекционной работе можно использовать приемы, предложенные Лопатиной А.В., Сорокиной В.Т., Смирновой И.А., Емельяновой Л.Ф. и др. Таким образом, интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение.
Литература
1. Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. – 1986. – № 1. 2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография.– М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с. 3. Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) / Е. Н. Винарская. – М.: Высшая школа, 1989. – 136 с. 4. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с. 5. Жинкин, Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка / Н. И. Жинкин. – Варшава, 1961. – С. 79. 6. Жинкин, Н. И. Речь как, проводник информации / Н. И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 160 с. – С. 128, 154. 7. Здоровова, Б. Б. Зависимость просодических элементов речи от ее темпа / Б. Б. Здоровова // Актуальные вопросы интонации: сб. науч. тр. – М., 1984. – 131 с. 8. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика / Л. Р. Зиндер. – М.: Высшая школа, 1979. – 312 с. 9. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – М., 2000. – 197 с. 10. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки ТГУ. – 2011. - №4. – с. 169-172. 11. Лингвистический энциклопедический словарь / под. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с. 12. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с. (Коррекционная педагогика) 13. Нушикян, Э. А. Типология интонации эмоциональной речи / Э. А. Нушикян. – Киев – Одесса: Вища школа, 1986. – 157 с. 14. Петрянкина, В. И. Интонация / В. И. Петрянкина // Современный русский язык. Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под ред. Л. А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – С. 122–147. 15. Реформатский, А. А. Пролегомены к изучению интонации / А. А. Реформаторский // История советского языка: Некоторые аспекты общей теории языка: хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1988. – 221 с. 16. Савкова, З. В. Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении / З. В. Савкова. – М., 1981. – С. 38. 17. Сафронова, Е. Г. Лингвометодическая концепция обучения русской интонации филологов-иностранцев: автор. дисс. … д-ра. филол. наук / Сафронова Е. Г. – СПб., 1995. – 44 с. 18. Светозарова, Н. Д. К вопросу о функциях интонации / Н. Д. Светозарова // Звуковой строй языка. – М.: Наука, 1979 – С. 252–255. 19. Светозарова, Н. Д. Реализация мелодических типов в словах различной ритмической структуры / Н. Д. Светозарова // Иностранные языки в школе. – 1970. – № 3. – С. 20–28. 20. Энциклопедический словарь / под ред. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – СПб., 1894. – Том III. – С. 278
Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Первая серия Текст 1. Сегодня хорошая погода. Небо синее. Ярко светит солнце. Ветер слабый. Тепло. Хорошо гулять на улице! (Радостный, веселый тон.) Текст 2. Сегодня плохая погода. На небе тучи, солнца нет. Дует сильный ветер. Идет дождь. Холодно. Нам нельзя идти на улицу играть. (Грустный, унылый тон.) Текст 3. Мы пускали кораблики. Вдруг подул ветер. Один кораблик перевернулся и утонул. Как мне жалко было кораблик! (Тоном жалобы, обиды.) Вторая серия Текст 1. Сегодня на улице весело. Солнце светит. Тепло. Скоро весна придет. Текст 2. Новый год — самый веселый праздник. Вечером возле елки музыка, танцы. Все дети рады и получают от Деда Мороза подарки. Елка блестит игрушками и огоньками. Очень весело. Ура! Новый год! Текст 3. Мама ушла в магазин, а Даша осталась дома. На столе стояла посуда. Кошка прыгнула на стол, одна чашка упала и разбилась. Даша очень рассердилась. Эту чашку подарили ей на день рождения. Третья серия Текст. Я очень люблю слона. Я видел его в зоопарке. Другие звери лазают, прыгают, а слон стоит и обливает себя водой из хобота. Я кормил его мороженым. Жаль, что в наших лесах не водятся слоны. Инструкции: Для первой серии: «Послушай внимательно рассказ и скажи, КАК прочитан текст: весело, радостно или грустно, печально с жалобой?». Дополнительный вопрос в случае затруднения: «Какое настроение или желание появилось у тебя после прослушивания рассказа?». Для второй серии: «Послушай один и тот же рассказ два раза. Звучать он будет по-разному. Слушай внимательно и скажи, когда текст был прочитан лучше (первый или второй раз)? Как он прочитан первый (второй) раз? Попробуй объяснить, почему ты так думаешь». Дополнительный вопрос в случае затруднения: «Как этот текст надо читать: грустно или весело? Почему?». Для третьей серии: «Послушай внимательно рассказ. Разные части рассказа я буду читать по-разному. Послушай и скажи, как звучит первая (вторая) часть рассказа и почему ее надо читать так, а не иначе?». Дополнительный вопрос в случае затруднения: «Какую часть рассказа нужно читать весело, а какую грустно и почему?». Оценка выполнения заданий. Критериями оценки уровня восприятия и понимания звуковых средств выразительности речи служат самостоятельность и правильность ответов. Самостоятельность ответов оценивается следующим образом: самостоятельный ответ — 3 балла; частично самостоятельный ответ (при минимальной помощи взрослого, выражающейся в повторении вопросов) — 2 балла; несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений и с помощью дополнительных вопросов) — 1 балл; невыполнение задания — 0 баллов. Правильность ответов оценивается следующим образом: правильный ответ (звуковое средство выразительности определено верно, ребенок правильно выбирает лучший вариант и умеет обосновать его, опираясь на содержание текста) — 3 балла; частично правильный ответ (звуковое средство выразительности определено верно, но ребенок не может обосновать свой ответ) — 2 балла; неправильный или неисправленный ребенком ответ — 1 балл; невыполнение задания — О баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Текст 1. Вчера я был в лесу. Там все тихо. Птицы не поют. Только листья шуршат под ногами. Текст 2. Нашу кошку зовут Мурка. Она очень красивая. Глаза у Мурки зеленые, шерстка пушистая, серая. На лапках у Мурки подушечки, а когти очень острые. Она ходит тихо-тихо, а царапается очень больно. Больше всего Мурка любит молоко. Текст 3. Наступила осень. Лес как золотой. На деревьях и на земле желтые листья. Кажется, что попал в сказочный мир. Воздух чист и свеж. Кругом тихо. Только иногда ветерок срывает с деревьев листок, и он медленно летит и падает на землю. Красив лес осенью! Инструкция. «Послушай внимательно текст два раза и скажи, когда (в первый или во второй раз) текст звучал так, как надо (громко, тихо). Подходит ли такая громкость этому тексту? Объясни, почему текст (или его часть) нужно произносить тише (громче) обычного». Дополнительный вопрос в случае затруднения: «Заметил ли ты в тексте слова, которые подсказывают, как (громко или тихо) нужно читать этот текст?». Оценка выполнения заданий. Критерии оценки и шкала оценочных баллов аналогичны тем, что используются при исследовании восприятия и понимания основного тона высказывания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Девочка Маша пошла в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была отворена, она и вошла. В домике жили три медведя. Один медведь был отец. Звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица — мама. Она была поменьше, звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. Маша вошла в просторную комнату, где увидела три кровати — большую, среднюю и маленькую. Маша так устала, что захотела прилечь и отдохнуть, но первая кровать была слишком жесткой, вторая слишком мягкой, а вот третья была такой удобной, что Маша легла на нее и сразу уснула. А когда проснулась, выглянула в окошко, смотрит медведи идут: Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Спряталась Маша за дверь, а хозяева вошли в дом и разговаривают».
Инструкция. «Сейчас я прочитаю сказку о Маше и трех медведях. А теперь послушай, как говорят медведи, и узнай по голосу, кто говорит: Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка». Вопросы и задания ребенку: Какому герою сказки принадлежит первый (второй, третий) голос? Подумай и скажи, какой у него был голос. При наличии затруднений предлагается дополнительный но и рос: «Какие слова в сказке подсказывают, каким должен быть голос медведя (медведицы, Мишутки)?». Оценка выполнения заданий. Критериями оценки на данном этапе исследования являются самостоятельность и правильность ответов. Оценка самостоятельности: самостоятельный ответ — 3 балла; частично самостоятельный ответ при минимальной помощи взрослого — 2 балла; несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений и дополнительных вопросов) — 1 балл; невыполнение задания (отказ) — 0 баллов. Оценка правильности: правильный ответ (ребенок верно определил разницу в произнесении предложений, правильно соотнес тембр голоса с описанием внешнего вида и характеристикой персонажа сказки) — 3 балла; частично правильный ответ (испытуемый верно определил разницу в звучании предложений с опорой на ключевые слова текста) — 2 балла; неправильный ответ (ребенок неправильно определил разницу в звучании предложений даже с опорой на ключевые слова текста) — 1 балл; отказ от ответа — 0 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Инструкция 1. «Я произнесу предложение три (два) раза. Слушай внимательно и скажи, как звучало предложение: одинаково или по-разному? Почему ты так думаешь?» Инструкция 2. «Слушай внимательно. Повтори предложение так, как я скажу». Инструкция 3. «Скажи предложение так, чтобы было понятно, что машинку подарили Диме, а не Тане. А теперь скажи предложение так, чтобы было понятно, что Диме подарили машинку, а не куклу». Оценка выполнения заданий: ребенок правильно определяет разницу в звучании предложений и выделяет места логического ударения, правильно воспроизводит высказывания с различным местом логического ударения по образцу и самостоятельно — 3 балла; ребенок правильно определяет разницу в звучании предложений и выделяет место логического ударения при ответе на дополнительный вопрос, правильно воспроизводит высказывания с различным местом логического ударения по образцу — 2 балла; ребенок ошибается при определении разницы в звучании предложений, не может обосновать Свой ответ даже с помощью дополнительного вопроса, неправильно воспроизводит высказывания с различным местом логического ударения по образцу — 1 балл; ребенок не находит различий в звучании предложений, неправильно воспроизводит высказывания с различным местом логического ударения по образцу — 0 баллов.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |