Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование уровня интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня




 

В эксперименте участвовали дети логопедической группы ДОУ.

На контатирующем этапе эксперимента была сформирована группа детей, подобраны методики.

Группа состояла из 20 детей, посещающий логопедическую группу.

При изучении восприятия и понимания основного тона вы­сказывания использовались специально отобранные тексты небольшого объема (от 10 до 30 слов)
с четко выраженной основной мыслью, которые содержат «ключевые слова» (слова, несущие основную информационную на­грузку — смысловую и особенно эмоциональную), а также слова, прямо указывающие на то, как нужно читать текст (ве­село или грустно, тише или громче обычного, быстро или мед­ленно).

Текст позволяет показать проявления того или иного несоответствия содержания и его основной мысли, то есть вы­зывать однозначные эмоциональные проявления (радость, жалость, страх, сочувствие, торжественность и т. д.).

Исследование состоит из трех серий. Цель первой серии — выяснить, может ли ребенок определять основной тон выска­зывания, соответствующий содержанию. Для этого ребенку читают тексты одним ярко выраженным тоном. Во второй серии один и тот же текст читается дважды: первый раз — тоном, соответствующим содержанию и основной мысли текста, вто­рой раз — несоответствующим, что позволяет выявить, в какой мере дети понимают связь между основным тоном и содержа­нием высказывания. Основной целью третьей серии является выявление того, сумеет ли ребенок в одном и том же тексте уловить разный тон прочтения. Примерные тексты для исследования и инструкции к проведению исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

В начале исследования перед ребенком ста­вится цель прослушивания, затем читают тексты. После про­слушивания он отвечает на вопросы. Если ребенок не может ответить на вопрос самостоятельно, то вопрос повторяется. Если и в этом случае ребенок затрудняется с ответом, пред­лагаются дополнительные вопросы.

В первой серии исследования каждый текст читается одним тоном, соответствующим его содержанию и основной мысли.

Во второй серии один и тот же текст читается по-разному: первый — радостным, веселым тоном и скучно однотонно, безразлично. Процедура чтения второго текста та же, что и первого, но с добавлением оттенка праздничности в первом варианте. Третий текст читается тоном обиды, жалобы, печа­ли и насмешливым веселым тоном.

Третья серия включает один текст, части которого произ­носятся по-разному: первую часть текста (за исключением по­следнего предложения) читают радостным, восторженным то­ном; вторую часть (последнее предложение) — тоном огорче­ния, сожаления.

Результаты исследование по данной методике представлены в табл. 1.

Таблица 1

Первичная оценка уровня восприятия и понимания основного тона высказывания

Испытуемые Кол-во баллов. Самостоятельность   Кол-во баллов. Правильность Итог Уровень
  Уля М.       Средний
  Иван Г.       Средний
  Алеша Т.       Высокий
  Саша Я       Низкий
  Рома Р.       Низкий
  Ира Б.       Средний
  Игорь И.       Высокий
  Миша З.       Низкий
  Соня Г.       Высокий
  Саша К.       Низкий
  Соня Р.       не выполн.
  Коля К.       Средний
  Даша З.       Средний
  Кристина К.       Низкий
  Саша Е.       Высокий
  Ангелина С.       Средний
  Аня Щ.       Средний
  Яна Я.       Низкий
  Валя С.       не выполн.
  Игорь Х.       Низкий

З5 % показали средний уровень восприятия и понимания основного тона высказывания, 20 % - высокий 35 % выполнили задание с низким результатом. Не выполнили задание – 10%

Данные табл. 1 представим в виде диаграммы (рис. 1)

 

Рисунок 1 – Первичная оценка уровня восприятия и понимания основного тона высказывания

Материалом для исследования темпа речи служат устные высказывания детей. Ребенку предлагается вспомнить интересный слу­чай из его жизни и рассказать о нем. Время рассказа не огра­ничено. За единицу измерения темпа принимается количество слов, произнесенных в единицу вре­мени (секунду). Определяется абсолютный темп речи без уче­та перерывов в звучании (пауз).

Высказывание, произнесенное в темпе около трех-четырех слов в секунду, — 3 балла; высказывание, произнесенное в темпе, незначительно отличающемся от нормального, — 2 балла; высказывание, произнесенное в темпе, значительно отличаю­щемся от нормального — 1 балл; резкое нарушение темпа уст­ного высказывания (менее двух-трех и более пяти-девяти слов в секунду) — 0 баллов.

Результаты исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты первичного исследования темпа речи

Испытуемые Кол-во баллов   Уровень
  Уля М.   темп незначительно отличается от нормального
  Иван Г.   темп около 3-4-х слов в секунду
  Алеша Т.   темп значительно отличается от нормального
  Саша Я   темп незначительно отличается от нормального
  Рома Р.   темп незначительно отличается от нормального
  Ира Б.   резкое нарушение темпа
  Игорь И.   резкое нарушение темпа
  Миша З.   темп значительно отличается от нормального
  Соня Г.   темп значительно отличается от нормального
  Саша К.   темп незначительно отличается от нормального
  Соня Р.   темп значительно отличается от нормального
  Коля К.   темп незначительно отличается от нормального
  Даша З.   темп значительно отличается от нормального
  Кристина К.   темп значительно отличается от нормального
  Саша Е.   темп незначительно отличается от нормального
  Ангелина С.   резкое нарушение темпа
  Аня Щ.   темп значительно отличается от нормального
  Яна Я.   темп около 3-4-х слов в секунду
  Валя С.   темп значительно отличается от нормального
  Игорь Х.   темп значительно отличается от нормального

 

30% детей имеют средний результат, произнесли текст в темпе, незначительно отличающемся от нормального, 45% детей произнесли текст в среднем темпе, значительно отличающемся от нормального, высокие результаты (темп около 3-4 слов в минуту) у 10% детей. 15 % обследованных детей имеют резкое нарушение темпов речи.

 

Рисунок 2 – Диаграмма результатов первичного исследования темпа речи

В процессе исследования оценки громкости голоса путем сравнения одного и того же текста, произнесенного с различ­ной громкостью, выясняется, способен ли ребенок устанавли­вать связь между громкостью и содержанием текста, его основ­ной мыслью.

Примерные тексты для исследования и инструкция (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Перед прочтением текста ребенку говорят о цели прослушивания, после прослушивания он должен ответить на вопросы, содержащиеся в инструкции. В случае возникнове­ния затруднений, внимание ребенка обращают на ключевые слова в тексте, на их значение для определения степени гром­кости.

Для прослушивания ребенку предлагаются три текста, каж­дый из которых звучит дважды: в первый раз — с соответ­ствующей содержанию и основной мысли текста громкостью, во второй — с несоответствующей.

Первую часть первого текста произносят спокойно, тихо; вторую — слишком громко.

Первую часть второго текста читают с нормальной громко­стью. Предложение «Она ходит тихо-тихо» произносится под­черкнуто тихо. Вторую часть текста читают слишком громко.

Первую часть третьего текста читают спокойно, тихо, вто­рую — громче обычного.

Оценка выполнения заданий: нормальная громкость голоса, возможность произвольно изменять силу звука с целью уточ­нения смыслового содержания высказывания — 3 балла; нор­мальная громкость голоса, трудности произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания выска­зывания — 2 балла; нестабильная громкость голоса, невозмож­ность произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания — 1 балл; постоянно пониженная или повышенная громкость голоса, невозмож­ность произвольного изменения силы звука с целью уточне­ния смыслового содержания высказывания — 0 баллов.

Результаты исследования представлены в табл.3.

Таблица 3

 

 

Результаты первичного исследования темпа речи

Испытуемые Кол-во баллов Уровень
  Уля М.   трудности изменения силы звука
  Иван Г.   нормальная громкость голоса
  Алеша Т.   нестабильная громкость голоса
  Саша Я   нормальная громкость голоса
  Рома Р.   трудности изменения силы звука
  Ира Б.   невозмож­ность изменения силы звука
  Игорь И.   невозмож­ность изменения силы звука
  Миша З.   нестабильная громкость голоса
  Соня Г.   невозмож­ность изменения силы звука
  Саша К.   трудности изменения силы звука
  Соня Р.   нестабильная громкость голоса
  Коля К.   нормальная громкость голоса
  Даша З.   нестабильная громкость голоса
  Кристина К.   невозмож­ность изменения силы звука
  Саша Е.   трудности изменения силы звука
  Ангелина С.   невозмож­ность изменения силы звука
  Аня Щ.   нестабильная громкость голоса
  Яна Я.   нормальная громкость голоса
  Валя С.   нестабильная громкость голоса
  Игорь Х.   невозмож­ность изменения силы звука

 

20% детей имеют нормальную громкость голоса, возможность произвольно изменять силу звука с целью уточ­нения смыслового содержания высказывания, 20% детей показали нор­мальную громкость голоса, но имеют трудности произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания выска­зывания, у 30% детей отмечена нестабильная громкость голоса, невозмож­ность произвольного изменения силы звука с целью уточнения смыслового содержания высказывания — 1 балл. 30 % обследованных детей имеют постоянно пониженную или повышенную громкость голоса, невозмож­ность произвольного изменения силы звука с целью уточне­ния смыслового содержания высказывания.

Данные табл. З представим в виде диаграммы (рис. 3)

Рисунок 3 – Диаграмма первичного исследования темпа речи

Речевым материалом для исследования восприятия и оценки тембра голоса служит фрагмент сказки «Три медведя» (в обработке О. Капицы), адаптирован­ный для выполнения заданий детьми. В тексте сказки содер­жатся ключевые слова (подчеркнуты), характеризующие внеш­ний вид, характеры персонажей, нашедшие отражение в тембральной окраске голоса при произнесении высказываний от лица героев.

Текст и инструкция (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Для исследования используются три предложения (предъ­явленные аудитивно), произносимые от лица трех персонажей сказки с изменением тембра голоса, соответствующим описа­нию их внешнего вида.

Я найду того, кто ложился на мою кровать и смял ее.
(Тембральное качество голоса: грубый.)

Я найду того, кто ложился на мою кровать и смял ее.
(Тембральное качество голоса: грудное звучание.)

Я найду того, кто ложился на мою кровать и смял ее.
(Тембральное качество голоса: звонкий.)

Ребенок слушает фрагмент знакомой ему сказки, в котором содержатся ключевые слова, позволяющие пред­ставить внешний вид и характер ее персонажей. Затем ему предлагается прослушать три предложения, произнесенные от лица трех героев сказки с изменением тембральной окраски голоса. В процессе последующей беседы ребенок должен вы­явить соответствие тембральной окраски голоса характеристи­ке каждого персонажа сказки.

Ребенку предлагается прослушать предложения, произносимые от лица героев сказки, и повторить их с изме­нением тембровой окраски голоса по образцу. Затем ребенок должен самостоятельно повторить предложения, изменив тембр голоса в соответствии с характеристиками персонажей.

Критериями оценки на данном этапе исследования являются самостоятельность и правиль­ность ответов.

Оценка самостоятельности: самостоятельный ответ — 3 балла; частично самостоятельный ответ при минимальной помощи взрослого — 2 балла; несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений и дополнительных во­просов) — 1 балл; невыполнение задания (отказ) — 0 баллов.

Оценка правильности: правильный ответ (ребенок верно определил разницу в произнесении предложений, правильно соотнес тембр голоса с описанием внешнего вида и характе­ристикой персонажа сказки) — 3 балла; частично правильный ответ (испытуемый верно определил разницу в звучании пред­ложений с опорой на ключевые слова текста) — 2 балла; не­правильный ответ (ребенок неправильно определил разницу в звучании предложений даже с опорой на ключевые слова текста) — 1 балл; отказ от ответа — 0 баллов.

Результаты обследования представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Первичная оценка уровня восприятия и понимания тембральной окраски голоса

Испытуемые Кол-во баллов Самостоятельность   Кол-во баллов Правильность Итог Уровень
  Уля М.       Средний
  Иван Г.       Средний
  Алеша Т.       Высокий
  Саша Я       отказ
  Рома Р.       Низкий
  Ира Б.       Средний
  Игорь И.       Высокий
  Миша З.       Низкий
  Соня Г.       Средний
  Саша К.       Низкий
  Соня Р.       отказ
  Коля К.       Средний
  Даша З.       Средний
  Кристина К.       Низкий
  Саша Е.       Высокий
  Ангелина С.       Средний
  Аня Щ.       Средний
  Яна Я.       Низкий
  Валя С.       отказ
  Игорь Х.       отказ

 

40 % показали средний уровень восприятия и понимания и оценки тембра голоса, 15 % - высокий 25 % выполнили задание с низким результатом. Отказались отвечать – 20%

Результаты табл. 4 представим в виде диаграммы (рис. 4)

 

Рисунок 4 – Диаграмма уровня восприятия и понимания тембральной окраски голоса

 

В ходе исследования восприятия и воспроизведения логического ударения выявляется умение детей сравнивать предложения с различными оттенками звучания, определять местоположение слова, выделенного в предложении логическим ударением, воспроизводить предложения с различным положе­нием акцентированного слова по образцу и самостоятельно.

Материалом исследования служат повествовательные и во­просительные предложения:

 

 
Таня пришла домой. Диме подарили машинку?
Таня пришла домой. Диме подарили машинку?
Таня пришла домой. Диме подарили машинку?
Тане подарили куклу, а Диме машинку. Тане подарили куклу, а Диме машинку.

 

Предложения различного коммуникативного типа произ­носятся в трех вариантах, причем логическое ударение каждый раз располагается в другом месте. Ребенку предлагается по­слушать эти предложения и определить, отличаются ли они по звучанию, и если да, то в чем заключается это отличие (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Результаты исследования представлены в табл. 5.

Таблица 5

Оценка уровня восприятия и воспроизведения логического ударения

 

 

Испытуемые Кол-во баллов   Уровень
  Уля М.   Высокий
  Иван Г.   Высокий
  Алеша Т.   Низкий
  Саша Я   Высокий
  Рома Р.   Средний
  Ира Б.   не справился с заданием
  Игорь И.   не справился с заданием
  Миша З.   Низкий
  Соня Г.   не справился с заданием
  Саша К.   Средний
  Соня Р.   Низкий
  Коля К.   Высокий
  Даша З.   не справился с заданием
  Кристина К.   не справился с заданием
  Саша Е.   Средний
  Ангелина С.   не справился с заданием
  Аня Щ.   Низкий
  Яна Я.   Высокий
  Валя С.   не справился с заданием
  Игорь Х.   не справился с заданием

 

Результаты табл. говорят о том, что 25% из числа детей, участвующих в эксперимента показали высокий результат, т. е. смогли правильно определить разницу в звучании предложений и выделить места логическо­го ударения, правильно воспроизвести высказывания с различным местом логического ударения по образцу и самостоя­тельно; 15% детей имеют средний уровень, т. е. правильно определяют разницу в звучании предложений и выделяют место логического ударения при ответе на дополнительный вопрос, правильно воспроизводят высказывания с различным местом логического уда­рения по образцу; 20% детей имеют низкий уровень, т. е. ошибаются при определении разницы в звучании предложений, не могут обосновать свой ответ даже с помощью дополнительного вопроса, непра­вильно воспроизводят высказывания с различным местом логического ударения по образцу; 40% детей не справились с заданием, т. е. не находят различий в звучании предложений, неправильно воспроизво­дят высказывания с различным местом логического ударения по образцу.

 

Заключение

 

Дети с общем недоразвитием речи III уровня имеют затруднения в интонационной выразительности речи:

- затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («мехняя шапка», «глинный кувшин», «деревкин тул», «стекловая ваза»). Они допускают много ошибок при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит - идет, вместо спрыгивает - прыгает, вместо пришивает - шьет);

- наблюдается низкий уровень при восприятии и реализации мелодического компонента, логического и словесного ударения, что нарушает осушествление коммуникативной, смысло-различительной и синтаксической функции интонации;

- диагностируется монотонность, невыразительность, обедненность и однообразие интонаций, нарушение интонирование сложных предложений, потеря целостности сообщения;

- темпоритмические возможности интонационная интенсивность, паузация определяются на средненизком и среднем уровнях, что существенно затрудняет образование акцентно-ритмической структуры высказывания и реализацию фонетической функции интонации.

- наблюдаются затруднения в синтагматическом членении, выделении интонационного центра и логических ударений.

- нрушается восприимчивость ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка, проявляется низкая степень владения приемами интонационно-смыслового анализа.

- изменяется качество тембра голоса, в виде глухости, охриплости и назальности;

- выявляются сложности его произвольного изменения, трудности установления связей между оттенками окраса голоса и смыслом речевого сообщения, что обусловливает недостаточную реализацию эмоционально-экспрессивной функции интонации. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

В настоящее время отдельной методики работы по формированию интонации не существует, поэтому в коррекционной работе можно использовать приемы, предложенные Лопатиной А.В., Сорокиной В.Т., Смирновой И.А., Емельяновой Л.Ф. и др.

Таким образом, интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение.

 

Литература

 

1. Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. – 1986. – № 1.

2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография.– М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.

3. Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) / Е. Н. Винарская. – М.: Высшая школа, 1989. – 136 с.

4. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.

5. Жинкин, Н. И. Механизм регулирования сегментных и просодических компонентов языка / Н. И. Жинкин. – Варшава, 1961. – С. 79.

6. Жинкин, Н. И. Речь как, проводник информации / Н. И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 160 с. – С. 128, 154.

7. Здоровова, Б. Б. Зависимость просодических элементов речи от ее темпа / Б. Б. Здоровова // Актуальные вопросы интонации: сб. науч. тр. – М., 1984. – 131 с.

8. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика / Л. Р. Зиндер. – М.: Высшая школа, 1979. – 312 с.

9. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – М., 2000. – 197 с.

10. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки ТГУ. – 2011. - №4. – с. 169-172.

11. Лингвистический энциклопедический словарь / под. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.

12. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими рас­стройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Ло­гиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с. (Коррекционная педагогика)

13. Нушикян, Э. А. Типология интонации эмоциональной речи / Э. А. Нушикян. – Киев – Одесса: Вища школа, 1986. – 157 с.

14. Петрянкина, В. И. Интонация / В. И. Петрянкина // Современный русский язык. Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под ред. Л. А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – С. 122–147.

15. Реформатский, А. А. Пролегомены к изучению интонации / А. А. Реформаторский // История советского языка: Некоторые аспекты общей теории языка: хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1988. – 221 с.

16. Савкова, З. В. Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении / З. В. Савкова. – М., 1981. – С. 38.

17. Сафронова, Е. Г. Лингвометодическая концепция обучения русской интонации филологов-иностранцев: автор. дисс. … д-ра. филол. наук / Сафронова Е. Г. – СПб., 1995. – 44 с.

18. Светозарова, Н. Д. К вопросу о функциях интонации / Н. Д. Светозарова // Звуковой строй языка. – М.: Наука, 1979 – С. 252–255.

19. Светозарова, Н. Д. Реализация мелодических типов в словах различной ритмической структуры / Н. Д. Светозарова // Иностранные языки в школе. – 1970. – № 3. – С. 20–28.

20. Энциклопедический словарь / под ред. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – СПб., 1894. – Том III. – С. 278

 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Первая серия

Текст 1. Сегодня хорошая погода. Небо синее. Ярко светит солн­це. Ветер слабый. Тепло. Хорошо гулять на улице! (Радостный, ве­селый тон.)

Текст 2. Сегодня плохая погода. На небе тучи, солнца нет. Дует сильный ветер. Идет дождь. Холодно. Нам нельзя идти на улицу играть. (Грустный, унылый тон.)

Текст 3. Мы пускали кораблики. Вдруг подул ветер. Один кораблик перевернулся и утонул. Как мне жалко было кораблик! (Тоном жало­бы, обиды.)

Вторая серия

Текст 1. Сегодня на улице весело. Солнце светит. Тепло. Скоро весна придет.

Текст 2. Новый год — самый веселый праздник. Вечером возле елки музыка, танцы. Все дети рады и получают от Деда Мороза подарки. Елка блестит игрушками и огоньками. Очень весело. Ура! Новый год!

Текст 3. Мама ушла в магазин, а Даша осталась дома. На столе стояла посуда. Кошка прыгнула на стол, одна чашка упала и разби­лась. Даша очень рассердилась. Эту чашку подарили ей на день рож­дения.

Третья серия

Текст. Я очень люблю слона. Я видел его в зоопарке. Другие звери лазают, прыгают, а слон стоит и обливает себя водой из хобота. Я кор­мил его мороженым. Жаль, что в наших лесах не водятся слоны.

Инструкции:

Для первой серии: «Послушай внимательно рассказ и скажи, КАК прочитан текст: весело, радостно или грустно, печально с жалобой?».

Дополнительный вопрос в случае затруднения: «Какое на­строение или желание появилось у тебя после прослушивания рассказа?».

Для второй серии: «Послушай один и тот же рассказ два раза. Звучать он будет по-разному. Слушай внимательно и скажи, когда текст был прочитан лучше (первый или второй раз)? Как он прочитан первый (второй) раз? Попробуй объяснить, почему ты так думаешь».

Дополнительный вопрос в случае затруднения: «Как этот текст надо читать: грустно или весело? Почему?».

Для третьей серии: «Послушай внимательно рассказ. Разные части рассказа я буду читать по-разному. Послушай и скажи, как звучит первая (вторая) часть рассказа и почему ее надо читать так, а не иначе?».

Дополнительный вопрос в случае затруднения: «Какую часть рассказа нужно читать весело, а какую грустно и почему?».

Оценка выполнения заданий. Критериями оценки уровня вос­приятия и понимания звуковых средств выразительности речи служат самостоятельность и правильность ответов.

Самостоятельность ответов оценивается следующим об­разом: самостоятельный ответ — 3 балла; частично самостоя­тельный ответ (при минимальной помощи взрослого, выра­жающейся в повторении вопросов) — 2 балла; несамостоя­тельный ответ (только после многократных разъяснений и с помощью дополнительных вопросов) — 1 балл; невыполнение задания — 0 баллов.

Правильность ответов оценивается следующим образом: правильный ответ (звуковое средство выразительности опре­делено верно, ребенок правильно выбирает лучший вариант и умеет обосновать его, опираясь на содержание текста) — 3 балла; частично правильный ответ (звуковое средство вы­разительности определено верно, но ребенок не может обос­новать свой ответ) — 2 балла; неправильный или неисправ­ленный ребенком ответ — 1 балл; невыполнение задания — О баллов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Текст 1. Вчера я был в лесу. Там все тихо. Птицы не поют. Толь­ко листья шуршат под ногами.

Текст 2. Нашу кошку зовут Мурка. Она очень красивая. Глаза у Мурки зеленые, шерстка пушистая, серая. На лапках у Мурки поду­шечки, а когти очень острые. Она ходит тихо-тихо, а царапается очень больно. Больше всего Мурка любит молоко.

Текст 3. Наступила осень. Лес как золотой. На деревьях и на земле желтые листья. Кажется, что попал в сказочный мир. Воздух чист и свеж. Кругом тихо. Только иногда ветерок срывает с деревьев листок, и он медленно летит и падает на землю. Красив лес осе­нью!

Инструкция. «Послушай внимательно текст два раза и ска­жи, когда (в первый или во второй раз) текст звучал так, как надо (громко, тихо). Подходит ли такая громкость этому тек­сту? Объясни, почему текст (или его часть) нужно произносить тише (громче) обычного».

Дополнительный вопрос в случае затруднения: «Заметил ли ты в тексте слова, которые подсказывают, как (громко или тихо) нужно читать этот текст?».

Оценка выполнения заданий. Критерии оценки и шкала оце­ночных баллов аналогичны тем, что используются при иссле­довании восприятия и понимания основного тона высказы­вания.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Девочка Маша пошла в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была отворена, она и вошла.

В домике жили три медведя. Один медведь был отец. Звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была мед­ведица — мама. Она была поменьше, звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

Маша вошла в просторную комнату, где увидела три кровати — большую, среднюю и маленькую. Маша так устала, что захотела при­лечь и отдохнуть, но первая кровать была слишком жесткой, вторая слишком мягкой, а вот третья была такой удобной, что Маша легла на нее и сразу уснула. А когда проснулась, выглянула в окошко, смотрит медведи идут: Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Спря­талась Маша за дверь, а хозяева вошли в дом и разговаривают».

 

Инструкция. «Сейчас я прочитаю сказку о Маше и трех мед­ведях. А теперь послушай, как говорят медведи, и узнай по голосу, кто говорит: Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка».

Вопросы и задания ребенку:

Какому герою сказки принадлежит первый (второй, третий) голос?

Подумай и скажи, какой у него был голос.

При наличии затруднений предлагается дополнительный но и рос: «Какие слова в сказке подсказывают, каким должен быть голос медведя (медведицы, Мишутки)?».

Оценка выполнения заданий. Критериями оценки на данном этапе исследования являются самостоятельность и правиль­ность ответов.

Оценка самостоятельности: самостоятельный ответ — 3 балла; частично самостоятельный ответ при минимальной помощи взрослого — 2 балла; несамостоятельный ответ (только после многократных разъяснений, повторений и дополнительных во­просов) — 1 балл; невыполнение задания (отказ) — 0 баллов.

Оценка правильности: правильный ответ (ребенок верно определил разницу в произнесении предложений, правильно соотнес тембр голоса с описанием внешнего вида и характе­ристикой персонажа сказки) — 3 балла; частично правильный ответ (испытуемый верно определил разницу в звучании пред­ложений с опорой на ключевые слова текста) — 2 балла; не­правильный ответ (ребенок неправильно определил разницу в звучании предложений даже с опорой на ключевые слова текста) — 1 балл; отказ от ответа — 0 баллов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Инструкция 1. «Я произнесу предложение три (два) раза. Слушай внимательно и скажи, как звучало предложение: оди­наково или по-разному? Почему ты так думаешь?»

Инструкция 2. «Слушай внимательно. Повтори предложение так, как я скажу».

Инструкция 3. «Скажи предложение так, чтобы было по­нятно, что машинку подарили Диме, а не Тане. А теперь ска­жи предложение так, чтобы было понятно, что Диме подари­ли машинку, а не куклу».

Оценка выполнения заданий: ребенок правильно определяет разницу в звучании предложений и выделяет места логическо­го ударения, правильно воспроизводит высказывания с различным местом логического ударения по образцу и самостоя­тельно — 3 балла; ребенок правильно определяет разницу в звучании предложений и выделяет место логического ударения при ответе на дополнительный вопрос, правильно воспроизводит высказывания с различным местом логического уда­рения по образцу — 2 балла; ребенок ошибается при определении разницы в звучании предложений, не может обосновать Свой ответ даже с помощью дополнительного вопроса, непра­вильно воспроизводит высказывания с различным местом логического ударения по образцу — 1 балл; ребенок не находит различий в звучании предложений, неправильно воспроизво­дит высказывания с различным местом логического ударения по образцу — 0 баллов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.