Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития интонационной выразительности стороны речи




Классификация общего недоразвития речи.

ОНР может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи до развернутой, но с элементами лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности языковых средств у ребенка ОНР подразделяется на 3 группы (по классификации Р. Е. Левиной). Филичева выделила 4-ый уровень ОНР.

I уровень речевого развития характеризуется практически отсутствием речи. Дети имеют достаточно большой пассивный словарь, активный запас очень беден. Речь состоит из лепетных слов, звукоподражаний, небольшого количества слов («мама», «баба» и т. п.). Общение проходит с помощью жестов, мимики. Фразовая речь в зачаточном состоянии Понимание обращенной речи недостаточное. Дети плохо понимают грамматические формы слов.

II-й уровень. Характеризуется тем, что, кроме лепетных слов, появляются слова обиходного характера. Словарь бедный, обычно ограничивается перечислением предметов и действий. Значение многих слов ребенку незнакомо. Слова очень искажены, высказывания бедны. Фраза становится значительно длиннее, однако она грубо аграмматична: · несогласование в роде, числе, падеже существительных и прилагательных; · ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов; · не усвоены предложные конструкции – предлоги опускаются или заменяются; · пропуски членов предложения; · игнорирование прилагательных и союзов. Грубо нарушена структура слов различной слоговой структуры: · упрощение слов; · перестановка слогов. Нарушено произношение всех основных групп звуков. Произношение звуков характеризуется многочисленными искажениями, пропусками, смешением. Искажения часто носят нестойкий характер, например у одного и того же ребенка – «с» - опускает, боковой, межзубный.

III-й уровень. Понимание обращенной речи близко к норме. Дети говорят развернутыми фразами. Могут поддержать беседу, ответить на поставленные вопросы, составить предложения и даже небольшие рассказы по картинкам. Однако присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Фраза развернутая простая. Сложные предложения с союзами практически не используются в речи. Аграмматизм: ошибки в согласовании и управлении, при использовании предложных конструкций. Многие из ошибок ребенок в состоянии исправить сам, если на них обратить внимание. Словарь ниже возрастной нормы: незнание многих обычных слов (подъезд, озеро и т. п.), неточное употребление слов. В словаре преобладают существительные и глаголы, очень ограничен словарь прилагательных, предлогов, союзов и других частей речи. Недостаточны практические навыки словообразования. Стойкие нарушения в слоговой структуре многосложных слов. Звукопроизношение нарушено частично наиболее трудных звуков (соноры, аффрикаты). Недостаточная дифференциация отдельных близких по звучанию и артикуляции звуков. Трудности автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи. Встречаются дети 3-го уровня и с нормальным звукопроизношением. Однако фонематический слух у детей этой подгруппы развит недостаточно.

IV-й уровень. Этот уровень ОНР начали выделять сравнительно недавно, поскольку увеличилось количество детей с недостатками речи поступающих из массовых детских садов в общеобразовательные школы. Этот диагноз выставляют детям после 5лет 6 мес. – 6 лет. Устная речь ребенка с 4 уровнем ОНР в целом максимально приближена к норме. Наблюдаются единичные ошибки, связанные с неточностью употребления отдельных слов, некоторых падежных окончаний и предлогов, ошибки словообразования. Но более тщательное обследование, проведенное логопедом, дает возможность обнаружить у ребенка низкий уровень готовности к усвоению ребенком программы по чтению и письму, а также теоретических знаний по родному языку. Для детей с нерезко выраженным ОНР 4-го уровня (НОНР) логопедическая работа назначается на 1 год.

 

 

 

Глава III. Особенности развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

 

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данный вопрос приобретает особую актуальность, т.к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции интонация несет еще и компенсаторную нагрузку.

III уровень речевого развития предполагает наличие разверну той фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.

Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в построении конструкции связной речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.[33]

Интонационная несформированность речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Ребенок с III уровнем не умеет самостоятельно вычленять образное писание, сравнение, и опускает их, от этого его пересказ становиться схематичным обедненным. Поэтому в его активный словарь поступает далеко не весь языковой материал произведения. [10, с. 170]

В условиях педагогического руководства дети способны осмысленно эмоционально воспринимать художественное слово; относительно полно и конкретизировано воссоздавать образы персонажей, ситуаций; передавать события в нужной последовательности; выражать личное отношение к герою и его поступкам. Анализ высказываний детей с общим недоразвитием речи выявляет картину выраженного аграмматизма. Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание («я идаю батиком» - я играю с братиком; «книга лезит тае» - книга лежит в столе); замена («нига упая и тая» - книга упала со стола), недоговаривание («полезя а заболь» - полезла на забор; «посьля а уисю» - пошла на улицу).

Дети с общем недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («мехняя шапка», «глинный кувшин», «деревкин тул», «стекловая ваза»). Они допускают много ошибок при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит - идет, вместо спрыгивает - прыгает, вместо пришивает - шьет).

Нарушения затрагивают весь комплекс подсистем интонации; возникают трудности воспроизведения компонентов интонации, которые в целом преобладают над сложностями их восприятия. У дошкольников с ОНР III уровня наблюдается низкий уровень при восприятии и реализации мелодического компонента, логического и словесного ударения, что нарушает осушествление коммуникативной, смысло-различительной и синтаксической функции интонации [10, с. 171].

Диагностируется монотонность, невыразительность, обедненность и однообразие интонаций, нарушение интонирование сложных предложений, потеря целостности сообщения.

Темпоритмические возможности интонационная интенсивность, паузация определяются на средненизком и среднем уровнях, что существенно затрудняет образование акцентно-ритмической структуры высказывания и реализацию фонетической функции интонации. Наблюдаются затруднения в синтагматическом членении, выделении интонационного центра и логических ударений.

Нарушается восприимчивость ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка, проявляется низкая тепень владения приемами интонационно-смыслового анализа. Изменяется качество тембра голоса, в виде глухости. Охриплости и назальности. Выявляются сложности его произвольного изменения, трудности установления связей между оттенками окраса голоса и смыслом речевого сообщения, что обусловливает недостаточную реализациюэмоционально-экспрессивной функции интонации. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п [10, с. 172].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.