Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции коммуникации




В соврем. коммуникативистике выделяется несколько научных подходов к изучению К. Технократические подходы к изучению К были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий. После 2 мировой войны роль техн. средств К в распростр. знаний, культуры и форм. личности стала центральной темой и в критических концепциях («информационного общество»). Так возникли концепции технологич. детерминизма, наиболее известной среди которых является теория информацо.общ-ва (соврем.техн. средства инф-ции в качестве важнейшего стимула и источника соц.развития) Позже актуальной становится задача перехода от техногенной, в том числе информационной, цивилизации к антропогенной, (основная ценность -человек, а не техника). К категории технократич. отнесена концепция канадского социолога и культуролога, теоретика комм технологий Г. М. Маклюэна (1911-1980. Системный подход -т К как система, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения, шум. К означает, что источник инф-ции выбирает желательное сообщение, передатчик кодирует сообщения в сигналы, а получатель расшифровывает сигналы в сообщения. Проблемами информационной передачи являются: избыточность (повторение, копирование информации); шум (любое искажение, которое возникает при передаче сигнала от источника до места назначения); обратная связь (корректирующая инф-ция от получателя).. Интеракционный подход –К как взаимодействие.. В 1953 г. Т. Ньюкомбом был сформулирован интеракционистский подход к К. Субъекты коммуникации здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. Такой взгляд на К ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами К, установление равновесия в сист взаимных установок. Лингвистические подходы. Сторонники этих подходов к изучению К ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как: • сист символической К, т.е. К путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающая чел.существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и включает в себя множество условных знаков, которые имеют общее значение для всех членов лингвист группы; • знаковая практика становится соц существом

 

 

13.Соотношение понятий «К», «соц к», «общение»

Коммуникация - обмен информацией, мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения. Социальная коммуника ция –это специальная форма взаимодействия людей по передачи информ. от человека к человеку,осущ. при помощи языка и других знаковых систем. Обще́ние — «передача информации от человека к человеку»[, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

14.Различные подходы к решению проблемы соотнесенности понятий «коммуникация» и «общение».

Коммуникация- обмен информацией, мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения.

Общение -передача информации от человека к человеку, процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Первый подход состоит по существу в отождествлении двух понятий. Его придерживаются многие отечественные психологи и философы - JI.C. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк на основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» - тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе» они равноправны.

Второй подход. Авторы этой концепции (М.С. Каган, Г.М. Андреева, А.В. Соколов) считал,что коммуникация и общение нетождественные понятия. По мнению Кагана «Общение и коммуникация различны по характеру». Общение носит практический(материальный),духовный(информационный) и практически-духовный характер. Коммуникация носит только информационный характер. Общение и коммуникация различаются по характер связи вступающих во взаимодействие. Коммуникация-монолог.(Субъект-активен,объект-пассивен). Общение-диалог(субъект активен,субъект активен). По мнению Андреевой,общение-это коммуникативная сторона общения(обмен информ.),интерактивная сторона общения(обмен действиями),перцептивная сторона общения(взаимопонимание). Позиция А.В. Соколов состоит в том, что общение - это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Таким образом, возникают три варианта отношений участников коммуникации: 1) субъект - субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть общение; 2) субъект - объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство достижения своих целей; 3) объект - субъектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте.

Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий основан на понятии информационного обмена. К нему склоняются те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Наоборот, сообщения в вербальном (словесном) виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы (мимика, жесты, интонация и пр.), но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким - «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе,- «общение»

 

15. Понятие «информация», его смысловые варианты.

Информация- сведения, передаваемые людьми друг другом устным, письменным или другим способом.

Варианты понятия информации: · Сведения о чем-либо передаваемые людьми · Сигналы, импульсы. · Количественная мера устранения неопределенности · Мера организации системы(Сложные системы информации, более насыщенные, чем простые) · Отражение разнообразия в любых объектах живой и неживой природы.

Следует учитывать, что инф. обмен, то есть коммуникация возможна лишь тогда когда взаимодействуют системы: А) обладают некоторой соразмерность, то есть взаимосвязанностью уровней своего развития. Б) различаются степенью упорядоченности своих структур. Не может быть информационного обмена между тождественными системами

 

16.Коммуникативный процесс и его составляющие. КП -взаимодействие между различными субъектами, при котором осущ.обмен инф-ции.В самом общем виде комм.процесс-отправитель (источник), цель –оказание того или иного воздействия на получателя, передает опред. сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью верб (неверб) знаков, символов, содерж. те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла передав. сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). К предполагает и обратную связь.В этом процессе можно выделить следующие элементы. Источник (отправитель) сообщения. В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты (гос учреждения, полит партии общественные организации, фирмы и т.п.). Источник является инициатором комм процесса, который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться у получателя от переданного сообщения, т.е. как инф-ция будет воспринята и интерпретирована получателем. При этом нет гарантии, что получатель поймет отправителя именно так, как хотел бы последний. Составляющие КП: • Производство информации • Ее распространение • Прием • Использование

17.Стандартная модель коммуникативного процесса. Определение понятий-компонентов: коммуникатор, сообщение, код, декодирование, обратная связь и т.д. Модель КП Коммунникатор->сообщение->передача->коммуникант Самая простая модель: Аристотель: оратор->речь->аудитория Коммуникатор (источник сообщения) – создатель сообщения, лицо генерирующее идею. Источник может быть лицо,орг-ция, группа лиц или индивид. Однако не всегда источник сообщения и коммуникатор – это одно и тоже лицо. Сообщение- инф-ция или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю. Коды- символы или знаки, переводящие идею на язык,понятный получателю, система правил, которая осущ.функционирование языка. В качестве кодов могу использоваться слова устной и письменной речи(лексика, а так же темп, стиль речи), визуальные образы(людей, товаров, предметов интерьера) Канал передачи - средство с помощью которого сообщение передается от комунникатора к коммункиканту (Быв. Технические и Межличностные) Коммуникант – лица или группа лиц, массовая аудитория. Часто коммуникантом называют как отправителя так и получателя. Ради получателя и происходит К, получатель кодирует сообщение. Декодированние - перевод сигналов отправителя в мысли получателя. Если получатель, продемонстрировал понимание идеи,произойдут действия которых ждал от него отправитель, обмен информации эффективен. Обратная связь - реакция получателя на сообщение источника. Это и учет реакции колучателя на сообщение.

18.Основные модели КП. Механистические модели К

Модели коммуникации: -механические(линейные,трансляционные),при них не важна обратная связь,они представляют собой монолог; -немеханические (нелинейные,интеракционные,диалогические,деятельностные),при них важна обратная связь. Модель Шеннона-Уивера К. Шеннон (лин. Модель) Источник инф-ции→передатчик→канал передачи→приемник→конечная цель

Уивер(лин. модель) источник→координирующее устр-во→сообщение→канал→декодирующее устр-во→приемник. Значение: 1)было введено понятие шума и избыточности(все языки на половин избыточны),2)были выделены 3 важнейшие проблемы ком-ции (техническая,семантическая,проблем а реультативности комм.)4)эта модель абстогируется от смысла передаваемой инф. и акцентирует вним. На ее кол-ве и на пропускной способности канала. Модель Нрберта Винера источник-канал-сообщение-получатель(сущест. Обратная связь) Пятивовпросная модель Гарельда Лассвелла( кто говорит? Что говорит? Кому говорит?По какому каналу? С каким последствием?). Значение модели: 1) она была практически востребована для объяснения механизмов различных видов массовой комм.,расчитанных на масовую аудиторию.2)Лассвелл одним из первых поставил вопрос об управлении массоым сознанием Функуиональная модель Романа Якобсона контекст(ф-ция соотношения) отправитель(экс-пресивная ф-ция)→ сообщение(поэтич. Ф-ция)→получатель(конативная ф.) ↔код(метолингв. Ф.)↔контакт(фаотическая ф.). Экспрессивная ф.-связана с адрессантом и выражает его отношение к исходящей речи.Металингв.ф.-ф-ция толковаия,с ее помощью мы узнаем значение слова или предмета. Фаотич.-связана с поддержанием контакта в процессе ком. Поэтическая-направленность внимания на сообщение пради него самого,более на форму чем на содержание.Контактивная-выражает непосредств.воздействие на адрессата

19.Основные модели коммуникативного процесса.Немеханистические модели коммуникации К нелинейным моделям коммуникации можно отнести концепцию диалогизма М.М.Бахтина. Основным в его концепции является то, что все социокультурное пространство он рассматривает как диалоговую форму коммуникации. Эта модель гласит,что необходимым признаком для любого высказывания является его обращенность,адресованность,то есть без слушающего нет и говорящего,без адресата нет и адресанта. Идея хронотопа:всякое высказывание приобретает смысл только в контексте,в конкретное время и в конкретном месте. Роман Барт утверждал,что слово не имеет значения, слово - только возможность значения, получающее его в конкретном тексте. Более того, каждое новое прочтение текста создает новое значение, читающий как бы пишет свой собственный текст заново. Следующая модель представлена Юлией Кристевой, которая развивала идеи Бахтина и Барта. Она ввела идею интертекстуальности,которая заключается в том, что всякий текст создается в виде цитатной мозаики, прямых или косвенных ссылок на ранее воспринятые чужие тексты. Тесты как бы «окаймлены» другими текстами. Модель Умберто Матурана. Он сравнивает языковую деятельность с танцем,которому свойственны не «иерархия» и «управление», «конкуренция»,а сотрудничество и взаимное партнерство. Подвергает сомнению сам термин «передача инф-ции, ведь в реальном процессе языкового взаимодействия ничего никому не передается в прямом смысле и «передача» информации-всего лишь неудачная метафора совместной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.