Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудности, связанные с подготовкой, проведением и завершением игры, и способы их преодоления




Роли преподавателя в игре

Игра бросает своеобразный вызов не только слушателям, но и преподавателю. Практика проведения игр показывает, что преподавателю приходится выступать в качестве исполнителя целого ряда ролей. По аналогии со спортивными играми приводятся следующие из них.

Инструктор. Роль, исполняемая на подготовительной стадии игры. Цель — передача правил игры, прогнозирование последствий игровых действий. Практика показывает, что инструктирование лучше свести к минимуму, поскольку многие правила по-настоящему уясняются слушателями лишь по ходу игры.

Судья-рефери. Роль, исполняемая и на подготовительной стадии и во время игры. Цель — поддержание хода игры через обеспечение соблюдения игровых правил. В некоторых случаях имеет смысл предусмотреть данную роль в сценарии игры. Например, в игре «Собрание акционеров» отвести для преподавателя специальную роль «Защитника прав акционеров», которая позволит одновременно и контролировать ход игры, и руководить ею, не выходя за рамки «игрового пространства».

Тренер. Роль, которую желательно исполнять на подготовительной стадии. Цель — тренировка игроков (вплоть до их «натаскивания») на выполнение ролевых предписаний. Сюда относится как подготовка участников к решению содержательных задач, так и их игровой тренинг (как индивидуальный, так и групповой, или командный). По ходу игры желательно минимизировать подсказки тренера своим игрокам.

Председатель-ведущий. Роль, исполняемая на основной и завершающей стадиях игры. Цель — обеспечение продуктивной межличностной и межгрупповой коммуникации в игровом коллективе. В ходе игры преподаватель может взять на себя игровую роль, связанную с поддержанием игровой процедуры, например «Спикер парламента». Что же касается завершения игры, то преподавателю необходимо выступить своеобразным фасилитатором итогового группового обсуждения. Он не предлагает свои выводы, не оценивает действия участников, а с помощью вопросов и задания определенной процедуры (например, обратная связь «по кругу» с ответом каждого на вопрос о самом ярком впечатлении от игры) побуждает участников поразмышлять о связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом.

Основные трудности, осложняющие процесс игры, представлены в табл. 2.

Таблица 2

  Аспекты игры   Основные трудности   Способы преодоления
  Подготовка
Инструментальный Разный уровень подготовленности участников к игре Предварительная диагностика и доигровая подготовка участников
Недостаточность информации о моделируемой в игре ситуации Предварительное изучение объекта, моделируемого в игре. Разработка схем анализа ситуации и способов экспликации ее элементов участникам игры
Определение основного противоречия и механизма запуска и поддержания игры Выбор игровой формы, разработка замысла игры, например, путем задания типологии игровых коллективов. Выделение критических точек игры, формирование набора дополнительных вводных
Эмоциональный Высокая степень неопределенности по поводу событий предстоящей игры у участников Предварительное ознакомление участников с программой и правилами игры
Отсутствие информации о целях и ценностях участников игры Предварительная диагностика участников игры
  Проведение
Инструментальный Недостаточное включение участников в содержание игры Ясное описание исходных условий, точная формулировка задания и раздача исходных материалов
Недостаточная проблемная и целевая фокусировка участников игры Совместный анализ моделируемой ситуации и определение проблемы, формулирование цели и задач
Сложность самостоятельного принятия решения и разработки предложений по его реализации Проработка материалов индивидуально и в игровых подгруппах
Недостаточные умения презентовать результаты принятого решения Тренировка докладов в подгруппах
Сложности с обобщением результатов участниками Организация «рефлексивных пауз»
Эмоциональный Возникновение избыточного эмоционального напряжения Создание группы психологической поддержки
Трудности с установлением порядка, обеспечивающего принятие и соблюдение участниками правил игры Формирование игровых коллективов (подгрупп), распределение участников по ролям
  Завершение
Инструментальный Задержка с подведением итогов игры Провести обсуждение результатов с фокусировкой на анализе действий каждого из участников игры
Несогласие части участников с итогами игры Рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры
Эмоциональный Нежелание части участников выйти из игры «Разорвать» игровой контекст средствами символического выхода из игровой ситуации. Обсудить на итоговой сессии перспективы будущих встреч
Эмоциональная подавленность ряда участников Провести послеигровую консультацию с фокусировкой на анализе индивидуальной траектории движения участника по ходу игры

Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых. Как правило, ей предшествует подготовка слушателей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для проверки качества усвоения учебного материала «за пределами аудитории» и погружения слушателей в нормы деятельности и общения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.