КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Театральное искусство Украины XVII в
Театр. В концеXVI - первой половине XVII в. на украинских землях возник школьный театр. В славяно- греколатинських школах ребят учили складывать и провозглашать стихи и речи. Учителя писали стихи в форме декламаций на светские и духовные темы, а ученики выступали с ними в школах на рождественские, пасхальные, зеленые и другие праздники,в церквях, во время торжественных встреч почетных гостей и т.д. Исполнители выходили и декламировали фрагменты произведения, объединенные общей темой. В последствии декламировать произведения стали в форме диалога. В 30-х гг XVI в. во Львовской братской и Киевской лаврской школах была начата школьная драма и театр. Декламация – Искусство выразительного чтения литературных произведений, в частности стихов. Драма – Литературно театральний произведение, построен в форме диалога без авторской речи и предназначен для сценического исполнения. Первой из известных памятников украинским пасхальной драмы считается напечатан 1631 произведение учителя Львовской братской школы Иоанникия Волковича «Размышления о муке Христа Спасителя нашего». Развития школьного театра в Киево-Могилянской коллегиуме способствовали программы обучения в классах поэтики и риторики. В письмах и произведениях его преподавателей есть упоминания о школьных спектакли, которые выполнялись учащимися коллегиума. В первой половине XVII в. появились первые мистерии - Духовные драмы на библейские сюжеты. Так, в настоящее времена Волыни или Галиции было создано «Слово о возмущению (разрушению) ада». Мистерии выполнялись на площадях городов и городков странствующими актерами в дни церковных праздников. Между действиями мистерии, а впоследствии школьной драмы разыгрывались интермедии. В этих комедийных сценках из бытовой жизни значительное место занимала импровизация, т.е. выполнение без предварительной подготовки. Интермедия – Коротенькая сценка преимущественно юмористически-комедийного характера, выполнялась в перерывах между актами серьезной драмы. Вертеп - Старинный передвижной кукольный театр, где выполнялись пьесы на религиозные и светские темы. В XVII в. в Украине значительную популярность получил рождественский кукольный театр - вертеп. Вертепников странствовал со специальной сундуком, разделенной на два этажа, с боковыми дверцами, через которые «заводили» кукол. На верхнем этаже разыгрывали сцены, связанные с Рождеством,а на нижнем - сказки, предания, комедийные бытовые сценки. Кукол мастер выпиливал из дерева и разрисовывал. Вертепников водил их с помощью дротиков, разговаривал и пел их. Его помощники пели хором и играли на музыкальных инструментах. Росту популярности вертепного театра способствовали ученики Киево - Могилянского коллегиума, которые ходили с вертепом людным местам, домами и зарабатывали себе на проживание. Украинское театральное искусство берет свое начало еще в древних народных гуляниях, играх и песнях. Если проследить церковные обряды Древней Руси, но можно заметить в них яркие театральные действа. Многие искусствоведы считают, что зарождение украинского театра появилось в 11 веке с развитием искусства скоморохов (бродячие актеры). Даже сегодня в Софиевском Соборе можно наблюдать фреску, на которой изображены театральные сцены скоморохов. В Львовской братской школе также стало популярным на религиозные праздники ставить церковные пьесы. А вот драматическое искусство впервые было представлено широкой публике учениками Киево-Могилянской Академии в 17 веке. Шумные представления игрались на площадях Киева. Уже тогда прослеживалась главная особенность украинского театрального искусства – музыкальность. Представления того времени не обходились без песен, инструментального искусства и танцев. Однако, театр носил не только развлекательный характер. С помощью театра разыгрывались исторические ситуации, моральные и религиозные конфликты. Первый стационарный театр в Украине возник в 1776 году. В Львове был возведен костел французского монастыря, зал которого был специально создан для театральной игры. Первым руководителем театра стал немецкий театральный деятель – Франц Геттрсдорф. Труппа театра также состояла исключительно из немецких актеров. В основном в стенах театра разыгрывалась оперетта, комедия, балет и пантомима. Первый профессиональный театр в Киеве появился в 1806 году. С развитием театра постепенно возникла потребность в пьесах. Наиболее популярная драматургия того времени – это «Наталка Полтавка» и «Энеида» Котляревского. Пьеса «Энеида» стала первой драматургией, написанной на украинском языке. 5.Религия славянских племён. Древние славяне были язычниками. Основными причинами возникновения языческой религии славян являются: социально экономические, политические, познавательные, а также и психологические корни, связанные с загадкой смерти. С помощью языческих представлений славяне пытались объяснить свое существование и происходившие на их глазах природные процессы. Религия выполняла регламентирующую функцию через систему ритуальных запретов и разрешений. Это должно было вырабатывать в сознании славян нравственные ценности. Условно верования можно разделить на три большие группы: 1) вера в богов, которые представляли собой основные стихии, и богов-покровителей тех или иных видов хозяйственной деятельности; 2) вера в духов; 3) культ предков. К высшему уровню богов относились два праславянских божества: Перун и Велес, а также древнерусские Сварог и Дажьбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги небольших замкнутых коллективов: Мокошь, Чур, Купало. Славянские языческие верования делили весь мир на три космические зоны: потусторонний мир, мир (землю) людей, небесное царство богов. Общеславянским богом, объединявшим военную, религиозную, хозяйственную функции, был громовержец Перун, небесный бог войны. Стрибог олицетворял ветер, Хорс, Дажьбог - солнце; Велес (Волос) - бог скота; Сварог - бог неба; Месяц олицетворял время; Лада - добро, богиня красоты, любви, весны, очарования; Купало олицетворял время наивысшего развития творческих сил природы. Сегодня насчитывают 15 главных астральных богов Руси. Богам иногда строили святилища, или капища. Все языческие боги являются созвездиями или другими небесными телами. Например, Велес - созвездие Тельца, Перун - созвездие Стрельца, Дана - созвездие Девы, Мокошь - созвездие Водолея и т.д. Боги славян были антропоморфны, то есть подобны людям. С ними было легче договориться, вступить в нормальные отношения, а святилища служили для поддержания этих отношений. Человеческими чертами наделялись и духи, населявшие леса (лешие), источники (водяные), поля (полудницы), вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы и т. д. Духи окружали человека повсюду: например, дома - домовой, берегини и рожаницы способствовали семейным предприятиям. Один и тот же дух мог быть и добрым, и злым, поэтому его нужно было задобрить. Но, будучи связанными с человеческим родом и почитаемыми им, предки становились покровителями потомков в ином мире, проводниками их желаний. Поэтому все хозяйственные праздники славян сопровождались поминовением-почитанием предков. Это были дни объединения предков и потомков за общим жертвенным пиром. Пир являлся главным обрядом, сопровождающим все события жизни человека: рождение ребенка, свадьбу, похороны. Смерть не пугала потому, что род был вечным и бессмертным. Славяне считали, что умерший рождается в потомке. Поминальная тризна - это не грустный обряд, а праздник обновления и возрождения рода. Отсюда - сочетание траура и ритуального веселья, воинских ристалищ (состязаний) и игрищ. Существовал цикл календарных праздников, включая такие, как праздник Коляды, примерно 25 декабря; Масленицу, примерно период весеннего равноденствия; день Купалы - 23 июня (5 июля); летнее солнцестояние - 24 июня (6 июля); Ярилин день и др. Жертвоприношения совершал князь или глава рода. Были волхвы (предсказатели), с мнением которых считались не все представители рода. Перуну приносились человеческие жертвы, это были либо пленники, либо чужестранцы. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья. Широко были распространены различные виды гаданий о будущих событиях.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |