КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование, архитектура и изобразительное искусство Украины второй половины XVIII в
Образование и книгопечатание. Начальное образование, как и раньше, дети казацкой старшины, духовенства, богатых мещан получали в школах при церквях и монастырях, высшее - в Киевской академии. В течение первой половины XVIII в. начали действовать также новые учебные заведения - коллегиума в Чернигове, Переяславе, Харькове.Центром образования была Киевская академия. Студенты изучали славянские, латинский, греческий и западноевропейские языки, историю, географию, математику,астрономию, естествознание, богословие. Это учебное заведение не просто давал основательные знания по тем или иным предметам. Студенты учились в нем дискутировать и отстаивать свои взгляды. Они пробовали силы в ораторском искусстве, пытались доходчиво и ясно выражать свои мысли. Преподавательской деятельностью здесь занималась группа профессоров, среди которых широтой научных интересов выделялся Феофан Прокопович. В своих лекционных курсах он выступал против суеверия, пустого красноречия, приверженности авторитетов. Академия имела большую библиотеку, в которой насчитывалось около 12 тыс. книг. Значительные библиотеки принадлежали представителям украинской старшины. Известно, например, что большую библиотеку имел гетман И. Мазепа. Современники свидетельствовали, что она поражала не только своими размерами, но и подбором книг. Здесь были представлены зарубежные и отечественные авторы, хранились различные хроники и летописи. Владельцем крупной библиотеки был и генеральный казначей Я. Маркевич. С его дневника известно, что книги были разделены по отраслям знаний.О заинтересованности старшины различными науками свидетельствует, в частности, тот факт, что в библиотеке М. Ханенко сохранялся гербарий, а также учебники по физике и географии. Не меньшие библиотеки имели монастыри, шляхта, школы. В течение XVIII в. совершенствовались техника печати, улучшилось оформление книг. В Украине, как и в России, в книгопечатании был введен гражданский шрифт, который лег в основу современного шрифта. Первую типографию с гражданским шрифтом в Украине было открыто в 1764 в Елисаветграде. Впоследствии такие типографии появились в Киеве, Екатеринославе, Харькове и других городах. Но книги оставались очень дорогими. Их могли приобрести только состоятельные люди.Однако развитие образования и книгоиздания на национальной основе тормозилось дискриминационными мерами российского царизма. В частности, в 1720 на Левобережье было запрещено печатать украинские книги, за исключением книг церковного содержания. За выполнением этого указа устанавливался контроль, а виновные в его нарушении жестоко карались. Не случайно много интересных исторических и художественных памятников распространялись только в виде рукописей. 13 Культура Киевской Руси. Киевская Русь - одно из могущественных государств Европы IX-XII вв. Она сыграла большую роль в истории восточных славян и других славянских народов. Древнерусское государство способствовало их общественно-политической, экономической и культурной развития. Древняя Русь влияла на международную жизнь Европы, поддерживала и развивала торговые, политические и культурные связи со многими странами Запада и Востока. Она тесно сотрудничала с Византией, Германией, Францией, Венгрией, скандинавскими странами, а также с восточнославянскими - Польшей и Чехией. Активно развивались культурные отношения с южными славянами, особенно с Болгарией; как известно, южнославянская письменность оказала влияние на письменность Руси, а с XI-XII вв. начинается обратное влияние Руси на южнославянскую письменность. Это еще раз подтверждает общность происхождения, языковой родство восточных, западных и южных славян, близость их культур и исторических судеб. Русские купцы торговали в государствах Поволжья, Волжской Булгарии, Хазарии, доходили в Среднюю Азию в Багдад. Не оставались в без внимания также народы Кавказа и Закавказья. Общность языка, территории, духовной и материальной культуры, общая мировоззренческая позиция, государственно-политическая жизнь, правовые отношения ("Русская Правда"), совместная борьба с врагами способствовали формированию у народов Киевской Руси сознательного отношения по объединению русских земель в одно государство. Культура Киевской Руси является результатом длительного процесса как внутреннего развития восточнославянского общества, так и внешнего влияния мировой цивилизации. С глубокой древности берет начало устное народное творчество - сказки, легенды, песни. Древнейшими и значительными в культурном отношении являются былины Володимирового цикла, которые создавались в Х-XI вв. и воспевали храбрость богатырей, которые защищали родную землю. Здесь фиксировались память об исторических событиях и отношение к ним. Первыми письменными произведениями в Киевской Руси были летописи - своды записей об исторических событиях, изложенные в хронологической последовательности. Самым древним летописем, который дошел до наших дней, является «Повесть временных лет» (рисунок), созданная в начале XII в. Она сохранилась в Лаврентиивському (1377 г.) и Ипатиевских (начало XV века) списках. Известны также «Киевский летопись» XII века, «Галицко-волынский летопись» XIII вв. Летописи являются основным источником истории Киевской Руси IX-XIII веков. Но кроме них, с письменного наследия можно вспомнить философскую проповедь митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», «поучения детям» Владимира Мономаха и др. Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное на основе конкретного исторического факта. Неизвестный автор этого произведения призывал князей забыть междоусобицы и объединиться во имя защиты родной земли. Развитие литературы Киевской Руси был непосредственно связан с распространением образования, созданием библиотек. Уже за Владимира Святославича существовали государственные школы и школа при Софийском соборе. Ярославом Мудрым создается первая известная на Руси библиотека. Значительное развитие получила архитектура. При Владимире Святославиче строится храм Богородицы, который потом назвали Десятинной церковью (на его содержание князь принимал десятую часть доходов своих нефинеев). Она была украшена фресками, мозаикой. В 1037 г. возведен самый большой храм Киевской Руси - Софийский собор. По его образцу в Чернигове строится Спасский собор, в Новгороде и Полоцке - Софийский собор. Ярослав Мудрый сооружает в Киеве Золотые ворота. Центрами культуры в Киевской Руси были монастыри. Одним из них был Киево-Печерский монастырь, основанный за Ярослава Мудрого преподобным Антонием, на образец того, который был уже основан в Чернигове. Во всех крупных городах существовали иконописные мастерские. Развивается книжная миниатюра «Остромирове евангелие», написанное в середине XI века, украшенное прекрасными заставками и миниатюрами. Расцветает ювелирное искусство. Киевские мастера владели различными способами обработки драгоценных металлов - зерна, сканню, перегород частою эмалью. 14. Кирилл и Мефодий – просветители славян (Кирилл - светское имя Константин, род. ок. 827 г., умер ок. 869 г., Мефодий - светское имя неизвестно, род. ок. 815 г., умер ок. 885 гг.) Кирилл и Мефодий - просветители славян, создатели славянской азбуки. Они были братьями, родились и выросли в византийском городе Солунь (совр. Фессалоники), в окрестностях этого города в то время проживало многочисленное славянское население, поэтому уже с детства им был известен один из славянских языков. Основными источниками изучения деятельности Кирилла и Мефодия служат их жития, которые были написаны учениками уже после смерти братьев. Согласно этим житиям, Мефодий в молодости сделал административно-военную карьеру, был управляющим византийским княжеством со славянским населением. Около 852 года он принял монашеский постриг, позднее стал игуменом. Кирилл уже в юном возрасте проявлял выдающиеся лингвистические способности и тягу к наукам, учился в Константинополе у крупнейших ученых того времени - Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения также принял сан священника, преподавал философию, принимал участие в византийском посольстве к арабам. Около 861 года оба брата в составе византийского посольства в Хазарский каганат дважды побывали в Херсонесе, затем были посланы императором Михаилом III в Великую Моравию. Великая Моравия в IX веке была одним из крупнейших государств Средней Европы; центральными областями государства были собственно Моравия и Западная Словакия, в его состав входили также часть Чехии, Малая Польша, Лужица; столицей Великой Моравии был город Велеград (в районе современной Братиславы). Эта миссия была организована по просьбе моравского князя Ростислава (846 - 879 гг.), который стремился ограничить в своем княжестве влияние немецкого духовенства и хотел, чтобы христианское учение проповедовалось на понятном славянам языке, а не на латыни. Кирилл и Мефодий осуществили перевод книг Священного Писания с греческого на славянский язык, в основу перевода легли хорошо известные им восточно-болгарские диалекты. В отличие от других практиковавшихся в ту эпоху способов записи славянской речи славянское письмо Кирилла и Мефодия представляло собой особую законченную систему, созданную с учетом всех специфических особенностей славянского языка. Для текстов переводов ими была создана особая азбука - глаголица. Братья также обучили местных священнослужителей совершать богослужение по-славянски. Этот опыт получил распространение и в соседних населенных славянами землях. В результате переводческой деятельности Кирилла и Мефодия был создан корпус текстов на славянском языке, который давал представление об основных нормах христианского мира, вместе с тем был создан и литературный язык, способный на столь же высоком уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы жизни славянского общества. После смерти Кирилла просветительскую деятельность продолжил Мефодий, а после его смерти последовало изгнание из Великой Моравии учеников обоих братьев. Климент Охридский, Наум, Ангеларий нашли прибежище в соседних странах, прежде всего, в Болгарии, где и была, предположительно, создана кириллица. Через посредство Болгарии кирилло-мефодиевское наследие оказало огромное воздействие на культуру Руси, Сербии, Чехии и Хорватии. 15.Музыкальная жизнь Украины XVIII – XIX вв. Театр и музыка. В процессе развития театра на Украине крепли его связи с народом. Новой формой искусства стал балаган. Как правило, он устраивался во временных деревянных помещениях, на ярмарках, базарах и собирал много людей. Сюжеты пьес были созвучны настроениям народных масс, актеры высмеивали и осуждали произвол феодалов. В XVIII в. возник также крепостной театр. В имениях крупных феодалов устраивались зрелища, в которых были заняты крепостные. Позднее театры действовали преимущественно в городах. В 1789 г. в Харькове возник первый постоянный театр на Украине. В нем, кроме местных актеров, выступали артисты из Москвы и Петербурга. Неотъемлемой составной частью духовной жизни народа оставалась музыка. Многие бандуристы, кобзари, лирники исполняли песня о тяжелой жизни трудящихся, их героической борьбе против феодалов и иноземных захватчиков. В городах появились новые музыкальные цехи, которые обслуживали преимущественно феодалов. В XVIII в. возросло профессиональное мастерство композиторов и исполнителей. Далеко за пределами Украины были известны имена композиторов Максима Березовского и Артема Веделя. Подлинной школой для многих поколений русских и украинских композиторов стало творчество Дмитрия Бортнянского. Он написал 45 хоровых концертов, много произведений для фортепиано, симфоний. Музыкальное творчество композитора высоко оценивали современники на родине и за рубежом! XIX в. На богатом украинском народно-песенном фольклоре развивалось музыкальное искусство Украины. Именно на этой основе в первые десятилетия XIX столетия были написаны неизвестными авторами "Українська симфонія", песни "Віють вітри" и "Сонце низенько", вариации киевского педагога и композитора И.Витвицкого на тему народной песни "Зібралися всі бурлаки". Историк-народовед Николай Маркович тоже составил и издал два нотных сборника украинских народных мелодий. Значительное распространение на западноукраинских землях приобрело хоровое искусство. Хоровые самодеятельные и профессиональные коллективы действовали во всех больших культурных центрах Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Наиболее популярным был перемышльский хор, под руководством чешского музыканта Алоиза Нанке. Участник польского освободительного движения в Галиции Жегота Паули на основе собственных записей из народных уст издал сборник украинско-галицких песен. С театральным искусством связано развитие украинской музыки. В 1862 году, появилась первая украинская опера "Запорожець за Дунаем". Ее создал певец и композитор Семен Гулак-Артемовский. Первой оперой на сюжет Шевченко была "Катерина" Николая Аркаса. Законченная рукопись оперы пять лет скиталась по цензурным учреждениям и наконец в 1897 г. была напечатана автором на его собственные средства. Еще два года общественность ожидала постановки оперы на сцене. Её взялся осуществить со своей труппой М.Кропивницкий. Однако премьера состоялась не в Украине, а в Москве в 1899 году. Композитор Петр Сокальский создал оперы "Мазепа", "Майська ніч", "Облога Дубна", либретто их написано по произведениям Александра Пушкина и Николая Гоголя. На стихи Т.Шевченко, И.Франко, Ю.Федьковича западноукраинские композиторы Михаил Вербицкий, Иван Воробкевич и Дмитрий Сичинский создали песни и романсы. Руководитель Львовского музыкально-культурного общества "Боян", дирижер и композитор Анатоль Вахнянин стал автором первой на западноукраинских землях оперы "Купало". На мелодию написанного им хора к трагедии "Ярополк" деятели освободительного движения сочинили текст песни "Шалійте, шалійте, скажені кати", которая приобрела большую популярность. Как и раньше, украинские композиторы увлекались профессиональной обработкой музыкального фольклора. В творческом наследии выдающегося украинского композитора Николая Лысенко насчитывается около 600 песен, как профессионально обработанных народных, так и написанных на тексты отечественных и зарубежных поэтов. В частности, почти 100 произведений из "Кобзаря" Т.Шевченко положено Николаем Лысенко на музыку, много произведений - на тексты И.Франко (среди них - прославленный "Вічний революціонер") и Леси Украинки. Вместе с тем Лысенко - создатель репертуара украинской оперной классики, в частности - опер "Наталка Полтавка" и "Тарас Бульба", первых украинских опер для детей - "Коза Дереза", "Пан Коцький", "Зима і весна". Композитора постоянно преследовали царские власти - за его последовательную и неотступную деятельность в области развития украинской национальной музыкальной культуры и за активное участие в украинском национальном движении.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |