КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достижения древних славян в сфере искусства
От первобытного общества роды и племена на территории Украины использовали знаки- символы, отражавшие их верования, места жительства, некоторые особенности жизни и деятельности.Сначала это были простые рисунки: кресты, ромбы, квадраты, круги и другие фигуры. Впоследствии они усложнялись и разнообразились. Появились изображения небесных светил (Солнце, Луна, звезды), зверей (мамонты, олени, волки, собаки, львы), птиц (орлы, вороны), скота (быки, лошади, овцы, козы, свиньи), идолов (богов языческой веры).Роды и общины, а также и племена восточных славян определяли себе определенные знаки- эмблемы, отличали их от соседей. Такие знаки ставились на границах земель, лесов, около озер, рек, на орудиях труда, оружии, предметах быта, купеческих товарах для продажи и т.д.. Тавровые знаки ставили на своей скоту скотоводы, на изделиях ремесленники, на шкурах зверей охотники, на бортных деревьях и ульях - дуплянках пчеловоды. Эти клейма должны их охранять от краж. 9. Черняховская культура — раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территориях Украины (включая Крым[1]), Молдавии и Румынии в II-IV веках. Сменяет зарубинецкую культуру. Черняховская культура, занимавшая огромную территорию восточноевропейской лесостепи и степи от левобережья Днепра до Нижнего Подунавья, представляла собой одну из самых ярких культур второй четверти I тысячелетия н. э.. В изучении черняховской культуры выделяется несколько периодов, каждый из которых отличается особенностями в накоплении материалов и их интерпретации. Культура была открыта В. В. Хвойкой. В 1899—1900 гг. им были предприняты раскопки могильников у сел Ромашки и Черняхов в Среднем Поднепровье. Второй могильник и дал название всей культуре. Значительное место в раннем искусстве древнихславян занимает керамика так называемой Черняховской культуры. Вопрос о том, славянская она или нет, до сих пор не решен, но орнаменты, встречающиеся здесь на сосудах, невольно ассоциируются с хорошо нам известной геометрической орнаментикой в народном украинском искусстве. Изделия ювелирного ремесла встречаются уже в раннеславянских поселениях Среднего Поднепровья и других мест в Зарубинецкую эпоху (II—1 вв. до н.э.). Это бронзовые фибулы —застежки и пряжки так называемого латенского и среднелатенского типа, орнаментированные прямыми или косыми насечками. В Черняховскую эпоху (II—IV вв. н. э.) ювелирное дело получило дальнейшее развитие. Черняховские мастера знали искусство ковки, выполняли свои вещи по заранее приготовленной восковой модели, употребляли грубоватую зернь, составляя несложные геометрические узоры. Была им известна и выемчатая эмаль, типичная для многих европейских народов раннего средневековья. Нарядные, с красивым прорезным сквозным орнаментом, расцвеченные эмалью, эти изделия представляют высшее достижение ювелирного искусства в IV—V веках. Во всех этих разновидностях народного творчества любимыми были красный, зеленый, желтый, белый и черный цвета. Помимо металлических, дошли до нас от Черняховской эпохи изделия из кости, главным образом гребни.Но самым значительным явлением была керамика. Сосуды простой и сложной формы выполнялись из обычной обожженной глины, но часто продымливались во время обжига в горнах, приобретая нарядный черный цвет. Их украшали геометрическими линейными узорами (треугольниками, зигзагами, ромбами), иногда поверхность в отдельных местах просто заштриховывалась. Эти орнаменты напоминают будущие украинские узоры. В своих формах Черняховская керамика испытала воздействие греко-римского искусства, но в орнаментике строго придерживалась местных рисунков. Наряду с этой посудой, нередко подражавшей металлическим привозным кувшинам, встречается много безыскусственной скромной посуды. 7.Григорий Сковорода – просветитель, философ, поэт (1722-1794) Выдающийся философ, писатель и поэт XVIII ст. Григорий Сковорода, проповедовавший среди народа идеи гуманизма, основанные на критике социального неравенства и возвеличивании людей труда, родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи на Полтавщине в семье казака Лубенского полка. Его родители имели хозяйство среднего достатка. Семья была дружная и трудолюбивая. В семь лет Григорий уже читал Псалтырь и по воскресеньям и праздникам пел в церкви. Стремясь получить образование, он поехал в Киев учиться, в Киево-Могилянскую академию. В Киеве жил родственник семьи, служивший книгопечатником в Киево-Печерской лавре. Похвалив племянника за его решение стать студентом, он отвёл его на Подол, где находилась Киево-Могилянская академия. Дядя оформил поступление Григория в академию, в которой тот с перерывом учился десять лет. Сковорода как малообеспеченный жил в бурсе и на протяжении всего срока обучения сам зарабатывал себе на хлеб, одежду и обувь. Отличаясь большими способностями, он учился "ревностно и беспорочно", был в науках "скоропостижен" и "преизряден". Будучи общительным человеком, он имел много приятелей и друзей. Товарищи любили его за приветливость и доброту. Всю жизнь для него самым ценным была дружба. Он писал, что дружба для него "единственное утешение и сокровище", "её я ценю больше, чем пирамиды, мавзолеи, другие царские памятники". Дружба была для него способом самопознания, проявления любви, справедливости и человеческого достоинства. С детства отличаясь большими музыкальными способностями, он быстро научился играть на скрипке и флейте, был солистом в хоре и оркестре. В 1742 году он закончил последний грамматический класс, овладел многими языками, знал на память много античных текстов, в совершенстве владел латинским языком. Сковорода приехал в Петербург, имея опыт профессионального музыканта. Он знал нотную грамоту, принципы новой многоголосой музыки, большое количество так называемых киевских распевов. Он свободно играл на бандуре, гуслях, скрипке и органе, любил исполнять музыкальные пьесы на флейте. В Петербурге перед двадцатилетним Сковородой открывались большие возможности сделать карьеру. Он мог стать учёным, музыкальным, государственным или церковным деятелем. Но роль придворного, чины и богатства не прельстили его. Размышляя о смысле жизни, он мечтал познать мир, природу, познать значение мира не вообще, а познать внутренний мир человека, самого себя. С этого времени для него высшей ценностью в жизни стала свобода духа, личная независимость. Всё остальное стало суетой сует. Он всю жизнь оставался свободным, и это дало ему право в конце жизни сказать: "Мир ловил меня, но не поймал". 8. Особливості Трипільської культури. Племена эпохи трипольской культуры. За 4 тысячи лет до нашей эры первобытные люди освоили первый металл - медь, который легко поддавался обработке. Из него изготовляли орудия труда, оружие и украшения. Но наряду с медными изготавливались предметы и из камня. Период, когда сосуществовали изделия из меди и камня, археологи назвали медно - каменным веком (энеолитом). Именно в этот период на территории Украины жили многочисленные племена трипольской культуры (название от с. Триполье на Киевщине, где в конце XIX в. Археолог В. Хвойко исследовал их поселения). В течение 4-2 тысячелетий до н. е. трипольцы расселились на обширной территории: в бассейнах рек Прута, Днестра, Южного Буга, Днепра, а также на Волыни, Подолье, в Северном Причерноморье и других местностях. Археологи исследовали не менее двадцати крупных трипольских поселений и нашли там немало важных материальных памятников трипольской культуры: жилья, хозяйственные постройки, очаги, культовые места, орудия труда, оружие и т.д. Трипольские поселения располагались преимущественно на берегах рек или на труднодоступных холмах и на раннем этапе состояли из 10-15, а в период расцвета трипольской культуры - из нескольких сотен глинобитных жилищ, которые обогревались печами и имели круглые окна. Некоторые поселения имели оборонительные рвы и валы. Главным занятием трипольцев было земледелие и скотоводство; охота, рыболовство и собирательство играли вспомогательную роль. В пахотном земледелии использовались рала и мотыги, а тягловой силой были волы. Выращивались ячмень, пшеница, просо и другие культуры. Роговые или деревянные серпы с кремневыми вкладышами служили трипольцам для уборки урожая. Зерно перемалывалось ручными каменными зернотерками. Трипольцы разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. Приручали также диких лошадей. Орудия труда изготовлялись из камня и меди, костей и рогов животных: скребки, ножи, резцы, топоры, шила, мотыги, молотки и т.п.. Для производства полотна использовались примитивные ткацкие станки, удостоверяющий начало ремесленничества. Трипольцы изобрели первый механическое устройство - лучковый дрель с каменным сверлом. Посуда вилиплювався из глины и выжигался в горнах: горшки, миски, чаши, кувшины, амфоры, большие чаши для хранения воды и зерна и т.п.. Эти изделия украшались орнаментом или многоцветной росписью. На посуде изображались птицы, животные, люди, деревья, звезды, Солнце, Луна и т.д.. Всего материальная культура трипольцев была достаточно высокой.Трипольские племена сыграли выдающуюся роль в формировании первобытного общества на территории Украины и были древнейшими предками славян-праукраинцев.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |