Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык текстов современной МЛ




Небывалый коммерческий успех массовой литературы в наши дни во многом объясняется изменением ценностного отно­шения к языку. Именно поэтому терминологическое осмысление ключевого словосочетания «массовая литература» зависит от выявления типовых особенностей языка текстов, имеющих по­вышенный коммерческий спрос. Язык отдельного текста целесо­образно рассматривать в его соотношении с общественной и куль­турной ситуацией.

Активные языковые процессы рубежа веков оказали сильное влияние на общественное сознание, находившееся дол­гие годы под контролем государственной языковой политики.

К сожалению, авторы текстов, имеющих коммерческий спрос, нередко игнорируют проблему качеств речи. Стремясь макси­мально приблизить текст к «своему» адресату, они не пытаются «поднять» аудиторию, вывести ее из тисков обыденных стерео­типов, а напротив, ограничивают коммуникацию пространством субкультуры. Так, например, бедность речи — это своеобразная визитная карточка молодежной поп-культуры.

Массовая литература нацелена на упрощенный контакт с читателем. Именно поэтому авторы текстов целенаправленно используют готовые речемыслительные формулы (стереотипы, клише), обеспечивающие быстрое восприятие содержания про­изведения. Клишированность текстов современной массовой ли­тературы стимулируется ее серийностью (серия «Женские исто­рии», серия «Русский романс», серия «Любовь по-русски», серия «Русский бестселлер», серия «Иронический детектив».

Авторы подлинно художественных про­изведений попадают в ситуацию коммуникативной растерянно­сти, утрачивают чувство читателя как партнера собственно эсте­тической коммуникации: писатели «пишут для писателей» [Зо­лотусский. Там же], а не для публики, которая любит и ценит прекрасное. Все это усиливает позиции языковой «неразборчи­вости»: массовая литература беспрепятственно занимает основ­ную часть культурного пространства. Ее влияние на вкус читате­лей усиливается; язык текстов, фотографически воспроизводя­щий реальное языковое существование, все чаще воспринимает­ся читательской аудиторией и некритично оценивается как линг­вистический реализм.

Тексты современной массовой литературы нарушают нормоцентризм художественного творчества. Немотивированные от­ступления от норм литературного языка могут объясняться не­высоким уровнем речевой культуры автора, отсутствием редак­тора, корректора или непрофессионализмом последних. Немаловажный фактор не нормативности — отсутствие лингвис­тической цензуры и равнодушие лингвистической критики.

Вульгаризация речи — одна из форм проявления тенденции к нелитературности. Мы выделим три аспекта вульгаризации: употребление обсценизмов; жаргонизация речи; вербализация по­шлости. Обсценизмы нарушают этические нормы, наносят моральный вред партнеру по коммуникации, унижают честь и достоинство последнего. Их употребление в общественных местах «квалифицируется россий­ским законодательством как хулиганство. Тексты массовой литературы поддерживают общеязыковой процесс жаргонизации речи, укореняют слова и выражения как из общего городского жаргона, так и из социальных/профессио­нальных субъязыков.

Можно выделить две разновидности языкового образа автора.

1. Автор — носитель общенародного языка, использующий экс­прессивные возможности жаргонной лексики в целях воздействия.

2. Автор — носитель жаргона, или социального/профессио­нального субъязыка, использующий данный субъязык для достоверного воспроизведения языкового быта, характерного для соответствующей социальной/профессиональной среды.

Вульгаризация языковой среды открыла доступ вербализованной пошлости, хлынувшей на страницы текстов массовой литературы. В текстах современной массовой литературы проявляются все грани пошлости. Читатель, знакомый с произведениями классической лите­ратуры, брезгливо отодвинет подобное чтиво, а вот читателю не­искушенному, не приобщенному к высокой художественной ли­тературе и с доверием относящемуся к печатному слову, подоб­ные тексты могут нанести вред.

 

Выводы:

• Внутри массовой культуры и литературы существует своя градация, свой «верх» и свой «низ». Для низовой массовой лите­ратуры язык не является объектом, материалом для обработки. Она стремится к натуралистическому, но не образному воспро­изведению современного языкового существования.

• Лингвистический натурализм низовой литературы создает иллюзию языковой вседозволенности и фактически демонстри­рует полную подчиненность человека говорящего среде языко­вого обитания, направленно ограничивает функциональные воз­можности языка и языковых подсистем.

• Можно говорить о типологических смещениях в структуре языковой личности читателя, находящегося под влиянием тек­стов низовой массовой литературы. Свойственная этим текстам тенденция к обеднению речи способствует формированию ущер­бного типа языковой личности; клишированность текста, огра­ничивающая креативные возможности автора, способствует фор­мированию усредненного типа языковой личности; тенденция к нелитературности разрушает чувство нормы, способствует фор­мированию ортологически ущербной личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.