КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поэтика заглавий МЛ
Будучи важной, составляющей целого текста, заглавие имеет принципиальное значение для понимания текста, восприятия его художественных особенностей. Как категория поэтики оно представляет собой некий код, который подразумевает системность авторского выбора, открывает путь к интерпретации текста. По ключевым словам читатель узнает свой текст. Раздвигая границы книги, автор уже через заглавие начинает разговор с читателем, во многом предопределяя авторскую позицию, но в то же время оставляя возможность различных трактовок. . В текстах массовой литературы заглавия выполняют дополнительную роль — оно должно привлечь широкого читателя, сориентировать его в книжном потоке, помочь осуществить выбор в соответствии с индивидуальными запросами. Каноническое начало, эстетические шаблоны построения лежат в основе всех жанрово-тематических разновидностей массовой литературы (детектив, триллер, боевик, мелодрама, фантастика, фэнтези, костюмно-исторический роман и др.), именно они формируют «жанровые ожидания» читателя и «серийность» издательских проектов. Благодаря налаженному конвейерному производству массовой литературы принцип «формульности» проявляется на всех формально-содержательных уровнях литературного произведения — даже в заглавиях, являющихся, наряду с именем хорошо известного и разрекламированного автора и специфически оформленной обложкой, первичным сигналом о принадлежности данной книги к определенному жанрово-тематическому канону. Заглавие призвано маркировать начало текста, тем самым представляя текст в виде товара. В литературоведении, предметом которого являются тексты классической литературы, принято считать, что прямое значение заглавия имеет опору в авторском тексте, переносное — в речи персонажей. Как правило, в массовой литературе заглавие становится именно коммерческой маркировкой. Как известно, ряд издательств, работающих на рынке массовой литературы, оставляет за собой право издавать романы под именем уже «раскрученного» автора и давать названия произведениям, соответствующие той или иной серии. Одной из особенностей массовой литературы является нивелирование авторской точки зрения, некая анонимность. Современные авторы отечественного детектива с той же готовностью придумывают псевдонимы. Причем очевидна стереотипность в выборе псевдонима, чаще всего это производные от имени, что особенно характерно для авторов-женщин. Многие писательницы в названиях своих произведений сразу иронически или намеренно снижено определяют тип главной героини: «Куколка для монстра», «Проклятие стервы», «Все девочки любят богатых». Наличие серийного героя (следователя, сыщика, писателя- детективщика или даже преступника) как необходимое условие успешного существования «литературного проекта» предельно наглядно отражено и в заглавиях. Сравним: А. Бушков. Волк насторожился. Волк прыгнул. На то и волки. Волчья стая; А. Воронин. Лабиринт для Слепого. Мишень для Слепого. Слепой против маньяка Авторы боевиков часто выбирают себе псевдонимы, ассоциирующиеся с названиями бандитских группировок. Нередко возникают так называемые заглавия-двойники: «Последняя жертва» — пьеса А.Н. Островского и роман Ф. Не- знанского; «Игра без правил» — роман Д. Чейза и А. Воронова; «Дом свиданий» — роман А. Роб-Грие и Л. Юзефовича; «Черный тюльпан» — роман А. Дюма и А. Дышева. В этом приеме обнаруживается и игра с классикой, использование прецедентных феноменов, и эксплуатация наследия мастеров жанра. Таким образом, заглавия современной массовой литературы дают богатый материал для речевого портрета современника и для понимания того, на чьи речевые вкусы ориентируются многие. Ключевые слова заглавий четко соотносятся с актуальными для соответствующего жанра концептуальными полями, отражают высокую степень агрессивности, примитивизацию языка и, как следствие, примитивизацию картины мира. Массовая литература, с одной стороны, отражает очевидные трансформации в обыденном сознании, а с другой — оказывает на это обыденное сознание несомненное влияние. Заглавия текстов массовой литературы являются определенными доминантными символами национальной идентичности, представляющими портативный вариант современной культуры. Многозначность семантики заглавий, характерная для элитарной литературы, в массовой литературе или снижается, или вообще исчезает. Заглавие приобретает иную функцию — функцию товарного знака, маркировки.
18. Постмодернистская поэтика и ее использование в МЛ – лекции, теоретические работа классиков постмодерна. Зарождение русского постмодернизма Постмодернизм появился не только в литературе, но и в философии, и в искусстве, а позднее, это произошло в сер 20в, практически во всех гуманитарных дисциплинах. Движение возникло во Франции в конце 50х, у нас в кон.90х. Сам термин определяет широкий спектр культурных процессов-поиски синтеза между высоким искусством и массовой культурой. Постмод.-это критическое отношение к глобальным идеологиям и утопиям. Постмодернизм-это отказ от авангардийского культа новизны. Посмтмод. текст, как правило, никогда не скрывает своей цитатной природы, оперируя своими известными языками и моделями. Классикой европейского и американского модерна стали новеллы Хорхе Борхеса, «Лолита» В.Набокова, «Имя Розы» У.Эко, «Сто лет одиночества» Маркес. Философской основой постмодерна стало явление деконструкции Жака Деррида, Фуко Мишель - Археология знания и теория симулякра Жана Бодрийяр. Русский постмодернизм появляется на рубеже 60-70гг 20в(Андрей Битов «Пушкинский дом», Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки») Кризис утопической идеологии, эффект виртуальной реальности, исчезновение реальности как таковой. Бодрийяр утверждал, что в эпоху постмодерна действительность заменяется сетью симулякров, т.е. самодостаточностью знаковых комплексов, уже не имеющих соответствий в реальном мире. Симулякры всё-таки управляют поведением людей, их сознанием, что приводит к тому, что человеческое «я» уже складывается из совокупности симулякров. мир при таком подходе воспринимается как огромный многозначный текст, состоящий из беспорядочного сплетения различных языковых культур, цитат и перифраз. В современной массовой литературе большое значение имеют симулякры действительности. Наш мир приобретает характер огромного текста, который надо уметь считывать. Постмодерн-соотнесённость текста с другими культурными источниками. Эта соотнесённость приобретает значение центрального принципа миромоделирования(т.е. каждое событие. изоб постмодернистом, оказывается скрытой, а чаще явной цитатой). Если реальность исчезает под напором виртуальной реальности, то цитирование лит. и культ. текстов является единственно-возможной формой восприятия. Дискредитируется в постмодерне и такое важнейшее понятие реальной эстетики как правда. В мире-тексте, а точнее в хаотич. наборе множества текстов не может быть единой правды о мире. Пример постмод. подхода к истории- это ист. конструкции академ. Фоменко, где весь мир-это продукт фальсификации ученых-авторов, историков. Это яркий пример деконструкции официальной истории. В постмодернизме господствуют всеобщее смешение и тотальная насмешка над всем. Отсюда напоминание о том, что любой вывод и буква в культуре постмодерна уже когда-то была написана=>пастиш(от ит. опре, состоящая из кусков др. опер)- отличается от просто пародий тем, что можно пародировать что-то очень несерьёзное. Получается, что в совр. ситуации чтения лучших образцов постмод. лит. это в большей или меньшей степени поиск цитат в том или ином произведении. Специфика русского постмод. во многом продолжает прерванное рев1917 и послед. соцреализмом, развитие модерна и авангарда серебряного века. В наст время русский постмодерн перешёл к критике миф. концепции не только сов. периода, но и русской классической литературы. Разрушение существующей мифологии, постмодерн стремится как бы встроить их осколки в новую, не абсолютно игровую мифологию, отсюда ролевые игры. виртуальная реальность, реконструкции истор. действительности.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |