Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэтика заглавий МЛ




Будучи важной, составляющей целого текста, заглавие имеет принципиальное значение для понимания текста, восприятия его художественных особенностей. Как категория поэтики оно представляет собой некий код, который подразумевает систем­ность авторского выбора, открывает путь к интерпретации тек­ста. По ключевым словам читатель узнает свой текст. Раздвигая границы книги, автор уже через заглавие начинает разговор с читателем, во многом предопределяя авторскую позицию, но в то же время оставляя возможность различных трактовок.

. В текстах массовой литературы заглавия выполняют дополнительную роль — оно должно привлечь широкого читателя, сориентировать его в книжном потоке, помочь осуществить выбор в соответствии с индивидуальными запросами.

Каноническое начало, эстетические шаблоны построения лежат в основе всех жанрово-тематических разновидностей массовой литературы (детектив, триллер, боевик, мелодрама, фантастика, фэнтези, костюмно-исторический роман и др.), именно они формируют «жанровые ожидания» читателя и «се­рийность» издательских проектов.

Благодаря налаженному конвейерному производству мас­совой литературы принцип «формульности» проявляется на всех формально-содержательных уровнях литературного произ­ведения — даже в заглавиях, являющихся, наряду с именем хо­рошо известного и разрекламированного автора и специфически оформленной обложкой, первичным сигналом о принадлежнос­ти данной книги к определенному жанрово-тематическому ка­нону. Заглавие призвано маркировать начало текста, тем самым представляя текст в виде товара. В литературоведении, пред­метом которого являются тексты классической литературы, принято считать, что прямое значение заглавия имеет опору в авторском тексте, переносное — в речи персонажей. Как пра­вило, в массовой литературе заглавие становится именно ком­мерческой маркировкой. Как известно, ряд издательств, рабо­тающих на рынке массовой литературы, оставляет за собой пра­во издавать романы под именем уже «раскрученного» автора и давать названия произведениям, соответствующие той или иной серии. Одной из особенностей массовой ли­тературы является нивелирование авторской точки зрения, не­кая анонимность. Современные ав­торы отечественного детектива с той же готовностью придумыва­ют псевдонимы. Причем очевидна стереотипность в выборе псевдонима, чаще всего это производные от имени, что особен­но характерно для авторов-женщин. Многие писательницы в названиях своих произведений сразу иронически или намеренно снижено определяют тип главной героини: «Куколка для монстра», «Проклятие стервы», «Все девочки любят богатых». Наличие серийного героя (следователя, сыщика, писателя- детективщика или даже преступника) как необходимое условие успешного существования «литературного проекта» предельно наглядно отражено и в заглавиях. Сравним: А. Бушков. Волк на­сторожился. Волк прыгнул. На то и волки. Волчья стая; А. Воро­нин. Лабиринт для Слепого. Мишень для Слепого. Слепой против маньяка

Авторы боевиков часто выбирают себе псевдонимы, ассо­циирующиеся с названиями бандитских группировок. Нередко возникают так называемые заглавия-двойники: «Последняя жертва» — пьеса А.Н. Островского и роман Ф. Не- знанского; «Игра без правил» — роман Д. Чейза и А. Воронова; «Дом свиданий» — роман А. Роб-Грие и Л. Юзефовича; «Черный тюльпан» — роман А. Дюма и А. Дышева. В этом приеме обна­руживается и игра с классикой, использование прецедентных фе­номенов, и эксплуатация наследия мастеров жанра.

Таким образом, заглавия современной массовой литературы дают богатый материал для речевого пор­трета современника и для понимания того, на чьи речевые вку­сы ориентируются многие. Ключевые слова заглавий четко соотносятся с актуальными для соответствующего жанра концептуальными полями, отра­жают высокую степень агрессивности, примитивизацию языка и, как следствие, примитивизацию картины мира. Массовая литература, с одной стороны, отражает очевидные трансформа­ции в обыденном сознании, а с другой — оказывает на это обы­денное сознание несомненное влияние. Заглавия текстов массовой литературы являются опреде­ленными доминантными символами национальной идентич­ности, представляющими портативный вариант современной культуры. Многозначность семантики заглавий, ха­рактерная для элитарной литературы, в массовой литературе или снижается, или вообще исчезает. Заглавие приобретает иную функцию — функцию товарного знака, маркировки.

 

18. Постмодернистская поэтика и ее использование в МЛ – лекции, теоретические работа классиков постмодерна.

Зарождение русского постмодернизма

Постмодернизм появился не только в литературе, но и в философии, и в искусстве, а позднее, это произошло в сер 20в, практически во всех гуманитарных дисциплинах. Движение возникло во Франции в конце 50х, у нас в кон.90х. Сам термин определяет широкий спектр культурных процессов-поиски синтеза между высоким искусством и массовой культурой.

Постмод.-это критическое отношение к глобальным идеологиям и утопиям. Постмодернизм-это отказ от авангардийского культа новизны. Посмтмод. текст, как правило, никогда не скрывает своей цитатной природы, оперируя своими известными языками и моделями.

Классикой европейского и американского модерна стали новеллы Хорхе Борхеса, «Лолита» В.Набокова, «Имя Розы» У.Эко, «Сто лет одиночества» Маркес.

Философской основой постмодерна стало явление деконструкции Жака Деррида, Фуко Мишель - Археология знания и теория симулякра Жана Бодрийяр.

Русский постмодернизм появляется на рубеже 60-70гг 20в(Андрей Битов «Пушкинский дом», Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки»)

Кризис утопической идеологии, эффект виртуальной реальности, исчезновение реальности как таковой.

Бодрийяр утверждал, что в эпоху постмодерна действительность заменяется сетью симулякров, т.е. самодостаточностью знаковых комплексов, уже не имеющих соответствий в реальном мире.

Симулякры всё-таки управляют поведением людей, их сознанием, что приводит к тому, что человеческое «я» уже складывается из совокупности симулякров. мир при таком подходе воспринимается как огромный многозначный текст, состоящий из беспорядочного сплетения различных языковых культур, цитат и перифраз.

В современной массовой литературе большое значение имеют симулякры действительности. Наш мир приобретает характер огромного текста, который надо уметь считывать.

Постмодерн-соотнесённость текста с другими культурными источниками. Эта соотнесённость приобретает значение центрального принципа миромоделирования(т.е. каждое событие. изоб постмодернистом, оказывается скрытой, а чаще явной цитатой). Если реальность исчезает под напором виртуальной реальности, то цитирование лит. и культ. текстов является единственно-возможной формой восприятия.

Дискредитируется в постмодерне и такое важнейшее понятие реальной эстетики как правда. В мире-тексте, а точнее в хаотич. наборе множества текстов не может быть единой правды о мире.

Пример постмод. подхода к истории- это ист. конструкции академ. Фоменко, где весь мир-это продукт фальсификации ученых-авторов, историков. Это яркий пример деконструкции официальной истории.

В постмодернизме господствуют всеобщее смешение и тотальная насмешка над всем. Отсюда напоминание о том, что любой вывод и буква в культуре постмодерна уже когда-то была написана=>пастиш(от ит. опре, состоящая из кусков др. опер)- отличается от просто пародий тем, что можно пародировать что-то очень несерьёзное. Получается, что в совр. ситуации чтения лучших образцов постмод. лит. это в большей или меньшей степени поиск цитат в том или ином произведении.

Специфика русского постмод. во многом продолжает прерванное рев1917 и послед. соцреализмом, развитие модерна и авангарда серебряного века.

В наст время русский постмодерн перешёл к критике миф. концепции не только сов. периода, но и русской классической литературы. Разрушение существующей мифологии, постмодерн стремится как бы встроить их осколки в новую, не абсолютно игровую мифологию, отсюда ролевые игры. виртуальная реальность, реконструкции истор. действительности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.