Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проект Б. Акунина «Жанры».




В проекте «Жанры» представлены чистые образцы разных жанров беллетристики, причем каждая из книг носит название соответствующего жанра.

Проект Б. Акунина «Жанры» заявлен автором как «своеоб­разный инсектариум жанровой литературы, каждый из пестрых видов и подвидов которой будет представлен одним «клас­сическим» экземпляром. В эту «энтомологическую коллекцию» входят «Детская книга», «Шпионский роман», «Фантастика», заявлены «Семейная сага», «Триллер», «Производственный ро­ман», «Исторический роман» и др.

«Шпионский роман», по признанию Б. Акунина, олицет­воряет среднюю ступень в эволюции от ребенка к взрослому, от «Детской книги» к «Фантастике». Главному герою романа — Егору Дорину (фамилия явно отсылает к Фандорину)*, принад­лежавшему к поколению «первенцев новой эры» и служившему в Немецком отделе Главного Управления Госбезопасности, по­ручается обнаружить заброшенного в Россию немецкого шпио­на с целью убедить Сталина, что 22 июня войны не будет. Агент абвера «Вассер» оказывается безжалостной женщиной, посто­янной меняющей обличья и внедрившейся в НКВД. Излюб­ленный Акуниным прием стилизации в этом проекте сужается до стилизации жанровой. Не случайно название романов отсы­лают лишь к жанровой принадлежности, никоим образом не отражая содержания. К расследованию шпионского заговора Акунин обращался в романе «Турецкий гамбит», но в «Шпион­ском романе» автор пародирует стиль соцреалистических шпи­онских романов с их идеологическими константами и стерео­типами (забрасывание агентов через границу, радисты, шпио­ны, мистификации, засады, погони). Все атрибуты шпионского романа уточняются ироническим показом «языковой личности» настоящего «советского разведчика», его идеологической зашоренностью и ограничен­ностью. Например, Дорин, истинный комсомолец, с подозре­нием оценивает странную выборку из советских газет, которую делает отец его любимой девушки Нади врач Викентий Кирил­лович: «Выбор у него был чудной. Нет чтоб почитать про новости социалистической индустрии или про конференцию Московской облпарторганизациион выбирал всякую мелочовку, и в его ис­полнении звучала она как-то подозрительно. Завод “Совсоцпита- ние” осваивает производство растительного масла из крапивы и бурьяна. В сельхозартели имени Павлика Морозова свиноматка принесла 31 поросенка. Управление ЗАГС отмечает растушую по­пулярность имен нового типа: Солидарь, Цика (от ЦК), Черныш (в честь пролетарского писателя Чернышевского), Запоком (За победу коммунизма). Вроде ничего особенного, а в чтении Викен­тия Кирилловича выходило глупостью» [Акунин, 2005: 50].

Именно на примитивных формулах держатся условные реалии создаваемого Акуниным в его «Фантастике» ху­дожественного мира. Фантастика всегда предлагает эффективные художествен­ные средства моделирования нестандартных ситуаций, экстре­мальных коллизий. 10 мая 1980 г. на подмосковном шоссе пере­ворачивается рейсовый автобус. Погибают все пассажиры, кро­ме чудом спасшихся выпускника английской спецшколы Роберта Дарновского и пэтэушника Сергея Дронова (фамилии героев опять отсылают к Фандорину). Очнувшись в реанима­ции, каждый из них ощущает, что в голове у него звучит музы­ка: у интеллектуала звучит рок-н-ролл, у люмпена стучат ис­панские кастаньеты. Во время катастрофы они слушали по ра­дио пушкинское «Дар напрасный, дар случайный», — и вот, в дополнение к жизни они получают еще один подарок: Дарнов- ский становится телепатом, а Дронов теперь умеет передвигать­ся в несколько раз быстрее обычных людей. Пути человека- мозга и человека-молнии расходятся, но, движутся в одном на­правлении, — к неизбежной для них встрече с роковой женщиной Анной-Марией, которая, как оказалось, тоже стала свидетелем страшной аварии (ее «даром» стала гипертрофиро­ванная интуиция, умение невербальным образом воздейство­вать‘ на эмоции окружающих). Оба героя делают блестящую карье­ру: Дарновский с легкостью добивается карьерного роста, а Дронов становится знаменитым спортсменом. Невозможность соеди­нить два «дара» — это, по Акунину, — признание невозможности существования в наше время «идеального героя». Примечательно, что эта идея заложена и в «серийном» главном герое «фандоринского цикла». Эраст Фандорин представляет собой тип умного, та­лантливого, бесстрашного сыщика-интеллектуала, оказавшегося, по признанию самого автора, «эмоциональным инвалидом».Очевидно, что схема фантастического жанра используется Акуниным довольно примитивно и сводится к эксплуатации распространенных стереотипов.

Пародирование в проекте Б. Акунина «Жанры» варьируется в довольно широком диапазоне — отсюда использование раз­ного рода повторов, персонажей-двойников, парных ситуаций и т.д. Нельзя не отметить, что привлекательные для эстетически более иску­шенного читателя, тонкая стилизация, многообразие языковых игр, филологическая рефлексия, свойственные «фандоринскому циклу», в проекте «жанры» практически исчезают. Прими­тивные жанровые формулы привели и к некоему обеднению писательского инструментария.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.