Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 11. Детектив как жанр. Национальная специфика детектива (английский, французский, американский русский)




Детектив – от английского to detecteve (искать, делать явным). Европейские культуры спорят о генезисе детектива. В Америке считают, что родоначальником был Эдгар По «Убийство на улице морг», немцы отдают предпочтение Гофману «Мадмуазель Скюбери». К середине 19 в. Детективный канон уже сложился. Эстафету По подхватили английские писатели: Уилки Коллинс «Лунный камень», Артур Конан Дойль создал образ Шерлока Холмса, Честертон. В 20 веке на английском языке появились детективы Агаты Кристи «Эркюль Пуаро», «Мисс Марпл». Свой вклад в развитие жанра внесла и французская литература конца 19 века. Здесь возникает образ детектива, находящегося на государственной службе «Комиссар Мэгрэ» Жорж Сименон, до этого были только частные. В американских детективах больше экшена, движения, но не создали яркого запоминающегося героя.

В России в начале 19 века возникает жанр схожий с детективным – уголовный роман. Комаров «Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российского мошенника Ваньки Каина». Настоящие детективные романы стали появляться после судебной реформы 1866 года (суд – гласный, введен институт присяжных, в зал суда допускалась пресса и публика. Первый настоящий детектив – «Концы в воду» Николай Ахшарумов. Развитие русского детектива пошло по французскому пути, так как героем стал судебный следователь. Существует мнение, что этот образ является отражением русского образцового общества середины 19 века. С подачи народнической литературы детектив стали считать низкопробным жанром, который отвращает людей от решения серьезных проблем. Поэтому авторы стали подчеркивать документальную основу своих произведений. В произведениях А. Шкляревского наблюдается влияние француза Габарио и Достоевского, например «Рассказ судебного следователя».Его интересует не сам ход расследования, а причины побуждающие к преступлению, детектив перерастает в рассказ о человеческих судьбах, зависимости человека от обстоятельств. В русском детективе персонажи изливаю душу и сами анализируют свои поступки. Внимание к психологии и проявлению личности – прерогатива литературы, для детектива важна бытовая стихия. В русской литературе 80х гг. стал оформляться поджанр детектива – уголовно – бытовой роман, где с особой точностью описывалось столичное дно, экзотика окраин и т. д. Крестовский «Петербургские трущобы».

Расширение приключенческого начала приводит к модификации жанра детектива. Большое влияние оказала Первая мировая война, в детектив проникает политическая и военная тематика – Шпионский детектив. В США в это время – крутой детектив. Здесь развивается тема коррупции насилия (следствие великой депрессии).

Советский детектив определяется тяжелым историческим прошлым: гражданская война, НЭП, революции. Присутствует мотив тайны, четкое понятие героя и врага «Иприт» Всеволод Иванов. Законы детективного жанра в советской России размывались социальной фантастикой, изображались войны двух миров пролетариат и буржуазия. Марьетта Шагенян «Месс-менд». Создано по типу американского детектива о Найке Пинкертоне и Нике Карторе, были популярны. 20-30 и 60 гг являются периодом расцвета жанра детектива, стала вмешиваться критика и публицистика, стали выходить приложения к книжным сериям. Юлианн Семенов «Петровка 38», «17 мгновений весны». Братья Вайнеры «Эра милосердия». Леонов – политический и исторический детектив.

В 70 гг был ажиотаж на детективную литературу, всё закончилось в 90х так как рынок был перенасыщен некачественной литературой.

 

12.Классический английский детектив – лекции, Черняк. – с.190-214.

ДЕТЕКТИВ (DETECTIVE) — популярный литературный жанр, характерный для XX века. Определяется типом сюжета с тайной (mystery) в его основе, которую надлежит расследовать (англ. to detect). Процесс расследования диктует движение сюжета вспять – действие начинается с загадки, ответ на которую лежит в прошлом. В отличие от приключенческой литературы, с которой детектив связан генетически, читательские ожидания вызывает вопрос что произошло?, а не что произойдет? Европейские ученые считают, что родоначальником детектива был Эдгар По (1809-1849) с его новеллой «Убийство на улице Морг». В новеллах 1840-х годов он создал тип Великого Детектива, эксцентричного сыщика, наметил технику дедуктивного раскрытия преступления, многие сюжетные ходы (ложные ключи, наименее подозреваемый преступник, тайна запертой комнаты). Немцы отдают предпочтение Э.А. Гофману Мадмуазель де Скюдери. К 19веку детективный жанр уже сложился и эстафету перехватил английские писатели: Уилки Коллинз «Лунный камень», «Женщина в белом», Артур Конан Дойл (1859 – 1930) Произведения о Шерлоке Холмсе. Начало истории английского детектива положил Артур Конан Дойл публикацией повести Этюд в багровых тонах в 1887 и первых двух сборников рассказов (Приключения Шерлока Холмса и Записки о Шерлоке Холмсе) в 1892 году. До этого времени детективная интрига не играла жанрообразующей роли и Детектив не вычленялся из магистрального русла литературы. Созданный Дойлом сыщик — Шерлок Холмс — остается архетипической фигурой на протяжении всего столетия. Без отсылок к нему, почтительных, иронических или саркастических, не обходится практически ни один из авторов детектива XX века. Персонажи многих романов будут обмениваться его словечками — шерлокизмами, его биография и новые приключения составят многотомную холмсиану. В 20в на англ. языке появляются детективы Агаты Кристи, образы мисс Марпл, Эркюля Пуаро. Англ. детектив-детектив частный, фр. детектив-гос. инспектор представлен примером Комиссар Мигрэ Жоржа Сименона, американский детектив-экшн.

 

Билет №13. Классический французский детектив.

Французский социолог Мессак называет детективом - повествование, посвященное методическому и последовательному раскрытию с помощью рациональных и научных средств точных обстоятельств таинственного события. Он считает основателем жанра в его очищенном рационалистическом виде американского писателя Эдгара По, а классиком создавшим образцы лучшей литературы английского писателя Конан Дойля. Но работа этого социолога вышла в один год с «Комиссаром Мегре» и поэтому не могла предвосхитить Сименона. Тем не менее эти люди являются канонами детективного искусства.

Развитие детектива во Франции шло особым путем. Первое детективное произведение Эдгара По «Убийство на улице Морг» стало моделью жанра, который получил название «детективный» от английского «to detecte» (обнаруживать, раскрывать). Однако логическое мышление человека, таинственные события не всегда у него связаны с преступлением. Этот прием сразу же оказался включен в рамки жанра, под названием романа-фельетона, который публиковался в газетах (Бальзак, Террай). Эмиль Габорио пытается в основу фельетона положить детективную историю. Так и родился французский детективный роман. Детектив Лекок всячески подчеркивает научность своего метода, дедуктивность выводов, но он всегда в центре интриги и событий. В начале ХХ века детектив начинает именоваться «полицейским романом». Таким образом, во Французской литературе возник образ детектива, который находится на государственной службе. До этого были только частные. Появление романов Жоржа Сименона о комиссаре Мэгре внесло демократическую струю в развитие детективной литературы во Франции. Внешне Сименон придерживается уже отработанной схемы, но она наполняется социально-разоблачительным содержанием и живыми человеческими характерами. Его произведения могут быть причислены к гуманистической литературе. Серия «Фантомас», созданная в 1911–1913 годах Пьером Сувестром и Марселем Аллэном, повествуетя о борьбе таинственного и неуловимого Фантомаса с ограниченным комиссаром Жювом. Особенную популярность завоевала эта серия благодаря снятым по ней фильмам, в которых играют такие актеры, как Жан Марэ и Луи де Фюнес, дающим несколько ироническое прочтение этого романа.

После второй мировой войны устоявшаяся структура детективного романа претерпевает изменения. Так как активно начала развиваться массовая культура, спросом стали пользоваться бестселлеры-однодневки, низкопробные детективы и т.д. Начало этому положила «Черная серия». Для героев этих книг главным являлось наглость, сила, деньги, обаяние. Сложившийся в 60-70 годы тип полицейско-шпионского романа стал самым читаемым видом массовой литературы во Франции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.