Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное славянское фэнтези, признаки жанра




Фэнтези (от англ. Fantasy – «фантазия») – жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов, легенд и эпоса. отголоски славянского фэнтези появились в русской литературе много раньше, еще в эпохе Просвещения. Назывались они только по-другому. В XVIII веке, во время становления авторской прозы и многих жанров, плодотворно развивались утопия и антиутопия (М. Херасков, Ф. Эмин, М. Щербатов, В. Левшин), научная фантастика ("Дворянин-философ" Ф. Дмитриева-Мамонова). Возникший в эти годы интерес к старине былинной, к славянской мифологии не мог не отразиться в литературном процессе, что вылилось в появление жанра волшебно-авантюрного романа. А уже в ХХ веке он стал называться на западный манер – фэнтещзи

Причем, речь идет именно о фэнтези – со всеми классическими признаками жанра. Здесь нельзя не сказать о трех авторах, произведения которых смело причислить к славянскому фэнтези:

1) книги М. Чулкова «Пересмешник, или Славенские сказки» – первая попытка систематизировать славянскую мифологию, упорядочить пантеон языческих богов, приравняв его к античному. «Краткий мифологический лексикон» и «Абевега русских суеверий» – эти книги являются своеобразными учебниками для авторов славянского фэнтези;

2) М. Попов и его волшебно-богатырский роман «Старинные диковинки» Это уже классическое героико-приключенческое фэнтези с яркой динамикой и магией;

3) В. Левшин «Русские сказки» – это обработка русских былин в духе западноевропейских рыцарских романов.

А. Сапковский выработал целую теорию о том, что славянское фэнтези создать вообще невозможно, поскольку о славянском язычестве слишком мало известно. Да, мифы о славянских богах в чистом виде почти не сохранились из-за христианизации славян, из-за того, что наше «деревянное прошлое» часто сжигалось. Но они реконструируются на основе былин, сказок, легенд, обрядов и обрядовых песен. И не только беллетристами, но и серьезными учеными. А низшая мифология славян (домовые-лешие) сохранилась превосходно и христианским влиянием почти не затронута. Серьезно работать со славянской мифологией писатели начали только в 90х годах ХХ века. Самым ярким представителем является Мария Семенова(«Волкодав»). Славянский воин не знаком с книжной премудростью и не владеет рыцарскими манерами, он – благородный дикарь, который, однако, часто оказывается выше «цивилизованного рыцаря». Противостояние благородного дикаря и цивилизованного человека, идущее ещё из литературы XVIII века, в славянском фэнтези имеет злободневное толкование. Первобытно-общинная мораль толкуется писателями как всеобщее братство, а отношения между людьми и природой изображаются гармоничными. Романтически красиво изображается древнеславянский быт. По сути дела, он был открыт для широкой публики именно писателями. Одежда, жилище, нравы и этикет древних славян выглядят в их книгах так привлекательно, что фанаты-читатели (а это в основном школьники и студенты) готовы подражать во всём нашим далёким предкам: делают украшения, проектируют наряды, а главное – начинают интересоваться этнографией, историей и древнерусской литературой. Это возрождает патриотизм, а главное – любовь к своему прошлому, гордость за него.

Мифологический и сказочный материал в славянских фэнтези служит основой для разного рода стилизаций. Авторы ведут повествование в возвышенном стиле, с характерными для него инверсиями, повторами, славянизмами, устаревшими и диалектными словами (иногда для их пояснения прикладывается словарик).

1. Основной особенностью славянского фэнтези является то, что авторы, работающие в этом жанре, опираются на национальный этнографический материал и создают вымышленный мир, границы которого часто совпадают с местами расселения восточных славян.

2. Картина мира фэнтезийных произведений практически всегда основывается на реальных мифологических системах, только в классическом западном фэнтези для этого используются скандинавская и кельтская мифологии, а в славянской – мифология славян.

3. Славянское и западное фэнтези схожи наличием в тексте образов противоборствующих сторон, но в классическом фэнтези сражаются силы Света и Тьмы, а в славянском – люди.

4. В классическом западном фэнтези герой побеждает врагов и остается жив, а в славянском – одолевает главного врага часто ценой собственной жизни.

Учитывая все вышеперечисленное можно утверждать, что славянское фэнтези вполне может претендовать на статус особого вида литературы фэнтези, имеющего как сходство, так отличия от классики жанра

25. Формирование детективного жанра. История и основные вехи развития до Первой мировой войны – лекция, п/з, книга С.Н. Филюшкиной о детективе – спрашивать на кафедре зарубежной литературы.

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина (1756—1836) «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828. Однако именно Эдгар По создал первого Великого Сыщика — сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е — 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи, Ф.Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке.

Особенности детектива:

· Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что — странным, выходящим за рамки.

· Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей.

· Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

 

26. Кич в современной массовой культуре.

Кич (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка») — одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объем, появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

В современном мире кич настолько распространен, что уже существуют его различные классификации. Можно выделить несколько его разновидностей.

 

Ретрокич - мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки.

Ярмарочный кич - современные рыночные кошки - копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и другие поделки.

Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка - карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами).

И, наконец, кэмп - псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений кича.

Сама этимология слова свидетельствует о том, что это халтура и безвкусица. Как правило, кичевые произведения мимикрируют под настоящие явления искусства, таковыми не являясь. Для кича характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность, излишества, космополитичность.

Кич однозначен: он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, он не вызывает духовных исканий сложного психологического дискомфорта. Наоборот, он служит созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, кич низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, кич тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в киче распространены упрощенные образцы сатанизма, чертовщины. Предметом интереса кича являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, опять же поданные в вульгаризованном, адаптированном, чаще поверхностном виде.

В конечном итоге кич формирует примитивность, комфортность, несамостоятельность мышления, которым легко манипулировать. Вот почему кич формирует людей, способных легко воспринимать самые античеловечные, антигуманные идеи. Не случайно, поэтому в век триумфа кича широко распространилась зараза фашизма, расистских идей и национальной разобщенности.

КИч - массовое искусство для избранных, произведения принадлежащие кичу, должно быть сделано на высоком худ уровне. как правило, в китчевом произведении всегда наличествует увлекательный сюжет. Получается, что это не настоящее произведение искусства. а искусная подделка. технически - оч хорошо может выполнено, но как правило в китчевой литре никогда нет подлинных худ открытий. хотя иногда есть интересный психологические ходы и занимательные коллизии.

Мастером китча, все исследователи, считают ежий Гофман. ПОэтика китча на примере одного из его фильмов "Знахарь". (гениальный хирург, теряет память, и попадает в деревню, где становится знахарем).

Квентин торантино "криминальное чтиво" Тарантино обыгрывают канву гангстерского фильма (детектива и триллера).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.