Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество продукции




Минск, 2006

БЕЛКООПСОЮЗ

Учреждение образования «Минский торговый колледж»

Цикловая комиссия экономических дисциплин

 

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Консультация по теме:

« КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ »

Автор-составитель: Забелина Е.А.

 

Рассмотрено и обсуждено на заседании

цикловой комиссии экономических дисциплин

Протокол № ____

от «___» ___________ 2006г.

Председатель цикловой комиссии

_______________ Е.А. Забелина

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшение объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Выход любого товара на рынок предполагает его вступление в конкурентную борьбу. Борьба за предпочтение потребителя обусловлена тем, что на рынке продается не сам товар как таковой, а выгоды от него. Удовлетворить одну и ту же потребность на равных или незначительно варьирующих экономических условиях можно с помощью различных товаров. В этой ситуации предпочтение потребителя отдается наиболее конкурентоспособному из них.

Конкурентоспособность продукции – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств относительно требований рынка или свойств другого товара.

В процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта (Э) к затратам на его приобретение и использование (С) будет максимален по сравнению с другими аналогичными товарами. Условие предпочтения одного товара другим (У) можно выразить:

У = Э / С → max У = С / Э → min

Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции:

1. Внешние (учет их способствует адаптации товара на рынке):

· потребители, их платежеспособность;

· конкуренция;

· насыщенность ранка аналогичными товарами;

· наличие на рынке запасных частей;

· экономическое развитие региона;

· правительственные меры, размер налогов и таможенного обложения;

· прогресс в развитии техники и технологии и др.

Достижения НТП позволяют расширить ассортимент продукции, создать товары рыночной новизны. Такие товары являются ключевыми для коммерческого успеха фирмы. На них могут устанавливаться монопольные цены, что позволяет товаропроизводителю увеличивать прибыль.

2. Внутренние:

· финансовые возможности предприятия;

· направления инновационной деятельности;

· уровень материально-технической базы производства

· цена товара;

· организация и расходы на рекламу и др.

Признание продукции потребителем позволяет расширять объемы производства, сокращать издержки, расширять границы ее эффективного применения. Повышение уровня конкурентоспособности улучшает материальное благосостояние народа, а у предприятий появляется возможность расширять рынки сбыта, увеличивать экспортные поставки.

Качество продукции – это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

! Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.

Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировке, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).

Показатель качества продукции – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых) предприятий и технических условиях.

Система показателей качества продукции:

1. Обобщающие – характеризуют общий уровень качества продукции: потери от брака, экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с повышением качества (объем и удельный вес новой продукции, объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню, объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт и др.);

2. Комплексные – характеризуют несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, производством и эксплуатацией;

3. Единичные – характеризуют отдельные свойства продукции:

· назначение – приспособленность изделий для использования по назначению (мощность двигателя, производительность станки, ходимость шин или их пробег до износа и т.п.);

· надежность – это свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах и фиксированных условиях эксплуатации (частота отказа изделия, вероятность отказа, безотказность, работоспособность и т.п.);

· долговечность – это свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния (срок службы, ресурс работы и т.п.);

· технологичность – эффективность конструкции машин и технологии их изготовления (простота монтажа изделия, удельная трудоемкость, материало-, энергоемкость изготовления и обслуживания);

· транспортабельность – приспособленность продукции к перевозкам;

· эргонометрические – позволяют определить удобство и безопасность эксплуатации изделий. Они характеризуют систему «человек - изделие - среда» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека (освещенность, влажность, шум, вибрация, запыленность, расположение и удобство сидений и т.п.);

· эстетические – характеризуют способность продукции удовлетворять потребность в красоте (внешний вид, гармоничность, оригинальность, соответствие среде, стилю, моде и т.п.);

· экономические – характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, экономическую эффективность ее эксплуатации (цена, прибыль, себестоимость, рентабельность изделия и др.);

· экологические – характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду;

· стандартизации и унификации – определяют степень использования в продукции стандартизированных составных частей изделия и уровень их унификации;

· патентно-правовые – характеризуют удельный вес отечественных изобретений в данном изделии и возможность беспрепятственной реализации продукции как в своей стране, так и за рубежом.

Ø Качество - величина не постоянная. Она зависит от:

· уровня применяемой техники и технологии;

· уровня квалификации работников;

· дисциплины труда и т.д.

Методы оценки уровня качества и конкурентоспособности продукции:

1. Дифференциальный – основан на использовании единичных показателей качества и экономических показателей продукции. Сравниваются единичные показатели качества и затраты потребителя, связанные с приобретением и эксплуатацией товара (цена потребления = цена приобретения + издержки по эксплуатации за нормативный срок службы товара). Относительный показатель определяется как:

Qд = Pi / Piб, где

Pi – значение показателя оцениваемого изделия;

Piб – значение показателя базового изделия.

Если базовыми значениями показателей являются значения, установленные нормативно-технической документацией, а также специальными условиями и т.п., то Qк ≥ 1. Только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции можно признать удовлетворительным.

2. Комплексный – основан на применении комплексных (групповых, обобщающих, интегральных) показателей качества. Сравниваются обобщающие показатели качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарные затраты потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т.е. определяется интегральный показатель качества продукции (Qи):

Qи = (Ку х За) / (Ку.а. х З), где

Ку, Ку.а. – обобщающие показатели технического уровня оцениваемого изделия и базового образца соответственно;

З, За – суммарные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и базового образца соответственно.

Интегральный показатель экономической эффективности свидетельствует об экономической целесообразности замены устаревшей продукции, если Qи > 1.

3. Смешанный – предполагает совместное применение единичных и комплексных показателей.

В результате сравнения с базовым образцом дается одно из следующих заключений: продукция обладает высокой (достаточно высокой), недостаточной конкурентоспособностью или продукция неконкурентоспособна. Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с продукцией ведущих конкурентов и предложениями о мерах, которые должны быть приняты для повышения ее конкурентоспособности.

К показателям, характеризующим уровень качества продукции, можно отнести:

Þ удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции:

Уд. вес = объем сертифицированной продукции / общий объем продукции х 100

Он характеризует долю продукции, соответствующей требованиям условий внутреннего и внешнего рынка.

Þ сводный коэффициент качества:

Сводный коэффициент качества = ∑(фактический уровень качества / базовый уровень качества) х Ci x Cj, где

Ci - весовой коэффициент значимости соответствующего признака качества;

Cj - коэффициент весомости товарной группы в общем объеме продаж.

Þ эффект от изменения качества товара:

Эффект от изменения качества товара = фактическая стоимость продаж товаров по ценам соответствующего качества – фактическая стоимость продаж товаров по средним ценам реализации товара в базисном периоде.

Ø Продажа продукции низкого качества влечет за собой внеплановые издержки по возмещению причиненного ущерба (выплата неустойки, пени, замена товара, возмещение морального ущерба по решению суда и др.) в соответствии с законодательными актами (Закон о защите прав потребителей и др.) и заключенными договорами поставки. Кроме явных затрат предприятия в случае применения санкций за поставку некачественной ̿родукции, часто наблюдается и утрата престижа торговой марки вследствие снижения конкурентоспособности товара и предприятия.

 

Проблема качества продукции не может быть решена на основе проведения разрозненных мероприятий, а требует применения системных методов управления качества.

Система качества – представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества.

Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции, сочетания обеспечения управления и улучшения качества, предупреждения проблем.

Управление качеством продукции – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации или потреблении путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Система качества должна:

· обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукции;

· обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия;

· устанавливать ответственность на всех этапах управления;

· обеспечивать непрерывность деятельности по качеству с деятельностью снижения затрат;

· обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;

· обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю и т.п.

Одним из элементов системы управления качеством является организация технического контроля на предприятии.

Технический контроль – проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий, обеспечивающих его. Его основная задача – обеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Технический контроль за качеством продукции производится на предприятиях централизовано, через отдел технического контроля (ОТК). Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия.

 

В соответствии с Законом РБ «О защите прав потребителей» введена обязательная сертификация производимой в республике и ввозимой продукции, на которую законодательством либо нормативно-технической документацией установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества потребителей, охраны окружающей среды.

Сертификация – процедура, по средствам которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие определенных видов продукции требованиям стандарта.

Подтверждение соответствия (сертификация) может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательной сертификации подлежит продукция, включенная в перечень, разработанный Белстандартом (продукты питания, электрооборудование, автомобили, мебель, моющие средства и т.п.).

Ø Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Добровольная сертификация в основном затрагивает технические и эксплуатационные характеристики продукции, определяющие надежность, долговечность продукции, эргономические, эстетические, экономические и другие показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.

 

По результатам сертификации выдается сертификат или свидетельство, знак соответствия, подтверждающие соответствие продукции принятой системе стандартов.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации и подтверждающий соответствие сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.

Продукция, прошедшая добровольную сертификацию, маркируется знаком соответствия той системы, в которой она сертифицировалась.

 

В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием деятельности предприятия.

Стандарты – это нормативы, которые являются эталоном для сравнения получаемых в производстве параметров с теми требованиями к качеству продукции, которые в них закреплены.

В настоящее время в республике в качестве государственных внедряются международные стандарты серии ИСО 14000. Основной целью межгосударственной стандартизации является:

· защита интересов потребителей и каждого государства-участника соглашения в вопросах качества продукции, обеспечивающих безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды;

· содействие экономии всех ресурсов и улучшению экономических показателей производства;

· содействие повышению конкурентоспособности продукции на мировых товарных рынках.

В межгосударственные стандарты включены:

· требования к качеству продукции, технике безопасности и производственной санитарии, упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;

· методы контроля и правила обеспечения качества продукции.

Причем стандарт распространяется не только на продукцию, но и на технологические процессы, методы испытаний, измерений и анализа. Требования межгосударственных стандартов нашли отражение в республиканских, отраслевых стандартах и стандартах предприятия и законодательно закреплены в Законе РБ «О стандартизации».

Стандартизация и сертификация оказывают большое влияние на изменение системы качества на всех стадиях жизненного цикла изделия: поиск и изучение рынка товара, разработку технических требований к проектируемой продукции; материально-техническое обеспечение производства; разработку технологического процесса и обеспечение оснасткой; стадии производства продукции, проведение испытаний; упаковку, хранение и сбыт продукции; техническую помощь в обслуживании, монтаже и эксплуатации товаров; утилизацию после испытания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.