Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные договоры и другие международно-правовые акты 2 страница




Нетрудно заметить, что страны-участницы Пакта об экономических, социальных и культурных правах обладают большой степенью свободы в поиске форм и методов, а также в определении сроков реализации прав и свобод. Неопределенность формулировок имплементационных норм указанного договора обусловлена различным уровнем экономического развития его стран-участниц и имеющихся у них возможностей для полноценного осуществления положений этого акта на своей территории.

Доклады государств об осуществлении ими норм Пакта рассматриваются комитетом экспертов, который назначается Экономическим и Социальным Советом ООН.

В Пакте о гражданских и политических правах признается, в частности, право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; на свободу от рабства; на защиту от произвольного ареста; на справедливый суд; на свободу мысли, совести и религии; на свободу мнений и выражение своего мнения; на свободу передвижения, включая право на эмиграцию; на мирные собрания и свободу ассоциаций.

Обязательства государств по осуществлению положений данного международно-правового соглашения носят более жесткий характер по сравнению с обязательствами, зафиксированными в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Так, например, п. 2 ст. 2 указанного договора: «Если это уже не предусмотрено действующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте».

Наиболее общие международные соглашения, такие как пакты о правах человека, не только определяют способы осуществления государствами-участниками их норм на внутригосударственном уровне, но и устанавливают масштабы или границы соответствующей деятельности. Они касаются предусмотренных в пактах возможностей государств ограничивать реализацию на своей территории ряда прав и свобод, приостанавливать действие некоторых из них, а также толковать положения пактов.

В ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, например, подчеркивается, что изложенные в этом документе права могут быть ограничены государством только в соответствии с законом постольку, “поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе”. Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит общей нормы, допускающей ограничения и определяющей их границы. Однако отдельные его статьи предусматривают возможность их применения, но только в отношении специально оговоренных прав и в тех пределах, которые установлены национальным законом и необходимы в интересах обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения (ст. 12, 18, 19, 21, 22).

Наряду с указанными “правами по ограничению”, ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах позволяет государству принимать меры в отступление от своих обязательств по пакту во время официально объявленного чрезвычайного положения, когда жизнь нации находится под угрозой. Вместе с тем, реализация этой возможности допускается лишь тогда, когда этого требует “острота положения”, а также при том условии, что она не влечет за собой дискриминации и не является несовместимой с другими обязательствами государства по международному праву.

Любая страна, использующая такое право, должна незамедлительно информировать другие государства “через посредство Генерального секретаря ООН о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению”, равно как и о дате прекращения отступления.

В п. 2 ст. 4 пакта содержится перечень прав, ограничение или приостановление которых не может быть осуществлено ни при каких обстоятельствах. К их числу относятся право на жизнь, свобода от пыток, свобода от рабства и подневольного состояния, право на защиту от лишения свободы за невыплату долга, свобода от обратной силы уголовного законодательства, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести, религии.

Оба пакта оговаривают также невозможность такого их толкования, при котором допускаются действия, направленные на уничтожение любых прав и свобод, признанных в них, или их ограничение в большей мере, чем это предусмотрено в пактах (п. 1 ст. 5).

Наконец, в некоторых международно-правовых соглашениях о правах человека содержатся конкретные указания относительно категории лиц, которым должны быть предоставлены соответствующие права. Это видно, например, из формулировок статей Международного пакта о гражданских и политических правах.

Так, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что “каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность”, ст. 10; что “все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”, ст. 12; что “каждый человек имеет право покидать любую стану, включая свою собственную”, ст. 18; что “каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии”. В то же время ст. 25 пакта устанавливает: “Каждый гражданин (выделено мною ¾ В.Г.) должен иметь без какой бы то ни было дискриминации… и без необоснованных ограничений право и возможность: а) принимать участие в ведении государственных дел…; б) голосовать и быть избранным…; в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе”. В данном случае проводятся различия между правами, которыми должны обладать все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, и правами, которые должны быть предоставлены его гражданам.

Защита прав человека в рамках специализированных учреждений ООН.

В рамках системы Организации Объединенных Наций четко различаются два уровня органов, координирующих и направляющих многостороннее межгосударственное сотрудничество в области защиты прав и основных свобод человека: уровень главных органов ООН и их вспомогательных подразделений, которые призваны разрабатывать основы подхода международного сообщества к решению проблем прав человека, и уровень ее специализированных учреждений, рассматривающих в соответствии со своей компетенцией более узкие, специальные вопросы регламентации правового положения личности.

Среди последних наибольшую активность проявляют Международная организация труда (МОТ) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Будучи связанными с ООН специальными соглашениями, они координируют усилия государств и содействуют созданию международно-правовых норм применительно к конкретным группам основных прав и свобод индивида ¾ трудовых, социальных, культурных и др.

Статус МОТ и ЮНЕСКО как специализированных учреждений ООН предопределяет их особое место в ряду других международных межправительственных организаций. Обладая всеми признаками самостоятельных субъектов международного права, они, тем не менее, имеют ряд обязательств по отношению к ООН, которая координирует и направляет их деятельность. Наиболее значительными полномочиями ООН в этой области являются:

а) право согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и дачи рекомендаций (п. 1, 2 ст. 58; п. 2 ст. 62; ст. 63 Устава ООН);

б) право требовать и получать от специализированных учреждений доклады о мерах, предпринятых ими во исполнение рекомендаций ООН (п. 1 ст. 64 Устава);

в) право получать и рассматривать доклады специализированных учреждений об их текущей работе (п. 1 ст. 64 Устава).

Указанные нормативные положения получили подтверждение и дальнейшее развитие в учредительных документах специализированных учреждений (смотри, например, ст. 12 Устава МОТ и ст. Х Устава ЮНЕСКО), а также заключенных ими с ООН специальных соглашений о связи.

Для реализации своих задач в области прав человека МОТ и ЮНЕСКО наделены широкими полномочиями. К их числу, в частности, относятся: созыв и проведение конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам международного регулирования трудовых и культурно-образовательных прав индивидов; осуществление научных исследований; разработка и реализация комплексных программ межгосударственного сотрудничества в области науки, культуры, образования, улучшения условий труда и т.д.; оказание информационной и технической помощи государствам в процессе создания ими соответствующих законодательных, административных и иных актов. Однако сердцевиной функциональной деятельности специализированных учреждений ООН, безусловно, является разработка конвенций и рекомендаций, посвященных социально-экономическим правам, а также организация контроля за их осуществлением.

Так, например, за годы своей деятельности Международной организацией труда было принято более 180 конвенций и 190 рекомендаций, которые имели отношение практически ко всем областям труда и трудовых отношений. Достаточно привести примеры таких известных соглашений, принятых МОТ, как Конвенция о принудительном труде от 28 июня 1930 г.; Конвенция о защите заработной платы от 1 июля 1949 г.; Конвенция относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г.; Конвенция о политике в области занятости от 9 июля 1964 г.; Конвенция о минимальном возрасте приема на работу от 26 июня 1973 г., Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы от 21 июня 1988 г.; Конвенция о найме и трудоустройстве моряков 22 октября 1996 г. и многие другие.

Значительный объем работы по нормативной регламентации вопросов прав человека выполняет и ЮНЕСКО. За время существования этой организации ею были подготовлены и одобрены следующие международно-правовые соглашения: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.; Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г., Конвенция о техническом и профессиональном образовании от 10 ноября 1989 г. а также ряд других.

МОТ, ЮНЕСКО и другие специализированные учреждения не выступают в таких случаях в роли национальных законодательных учреждений. Как и органы собственной системы ООН, они выполняют функции содействия осуществлению межгосударственного сотрудничества в сфере нормотворчества. Это положение закрепляется и в их учредительных документах. Так, в п. 4 ст. IV Устава ЮНЕСКО говорится лишь о возможности принятия ее Генеральной конференцией проектов конвенций, предлагаемых государствам-членам для ратификации. В свою очередь ст. 19 Устава МОТ оговаривает полномочия главного представительного органа этой организации только относительно оформления того или иного предложения по пунктам повестки дня в конвенцию, принятия ее и направления на ратификацию. При этом право окончательного решения вопроса об участии в таких договорах сохраняется за государствами.

Механизм разработки проектов международно-правовых соглашений о правах человека в рамках специализированных учреждений имеет определенную специфику. В этих организациях комитеты и комиссии не играют такой важной роли в процессе осуществления правотворческой функции, как в ООН. Первостепенное значение здесь принадлежит секретариатам.

Вот как это происходит, например, в рамках Международной организации труда. На основе решения Административного совета МОТ вопрос о принятии той или иной конвенции в рамках этой организации включается в повестку дня ее Генеральной конференции за 18 месяцев до открытия той сессии, на которой он должен обсуждаться. В течение этого времени Международное бюро труда (МБТ) подготавливает и рассылает правительствам предварительный доклад, содержащий анализ законодательства и практики различных государств, а также вопросы по тем проблемам, которые должны найти свое решение в конвенции. Правительства рассматривают этот доклад и сообщают свои мнения по нему МБТ. На основе сообщений правительств составляется доклад, который МБТ представляет Генеральной конференции. Доклад Бюро обсуждается на ее первой очередной сессии, после чего конференция может принять решение о рассмотрении проекта конвенции по существу. В соответствии с п. 2 ст. 19 Устава МОТ квалифицированное большинство в 2/3 голосов всех присутствующих на Конференции делегаций считается достаточным для окончательного принятия конвенции.

В целом аналогичная процедура используется и ЮНЕСКО. Здесь следует только отметить, что при разработке конвенции по важным вопросам, имеющим политическое значение, эта организация иногда прибегает к смешанному порядку их принятия. На предварительной стадии ЮНЕСКО сама подготавливает проект конвенции. Затем она созывает международную правотворческую конференцию, на которой этот документ принимается окончательно. Таким образом, например, были подготовлены Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. и Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.

Существуют также некоторые различия между актами органов ООН и ее специализированных учреждений, завершающими стадию согласования текстов договоров. Если, в частности, Генеральная Ассамблея ООН утверждает проекты соглашений посредством принятия специальных резолюций, то актами МОТ и ЮНЕСКО в данном случае являются сами конвенции, одобряемые генеральными конференциями этих организаций.

Значительный интерес представляет вопрос об определении характера обязательств, налагаемых на государства-члены рекомендациями МОТ и ЮНЕСКО. Указанные акты, как правило, издаются по тому же кругу вопросов, что и конвенции, принимаемые данными организациями. Рекомендации детализируют их положения, предлагая более широкий круг прав и закрепляя более высокие их пределы. Они не предусматривают необходимости принятия государствами твердых юридических обязательств по их исполнению, а содержат нормы рекомендательного типа, не влекущими юридической ответственности за их неисполнение.

В то же время указанные рекомендации нельзя признать и актами, имеющими только номинальное значение. В соответствии с п. 6 ст. 19 Устава МОТ ее рекомендация «сообщается всем членам Организации для рассмотрения с целью придания ей силы путем национального законодательства или иных мероприятий». В течение 18 месяцев с момента завершения работы сессии Генеральной конференции МОТ каждое государство обязано предоставить рекомендацию своим компетентным органам «для оформления ее в качестве закона или принятия мер другого порядка». Члены МОТ должны постоянно информировать Организацию о своей деятельности по выполнению этого обязательства и, в частности, «о положении законодательства и соответствующей практике по вопросам, которых касается рекомендация, и о том, какие меры были приняты или намечены для придания силы любым ее положениям». Обязанность принимать конкретные меры по осуществлению конвенций и рекомендаций, а также информировать свою организацию о ходе этого процесса возложена и на государства-члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ст. IV и VIII Устава ЮНЕСКО).

Контроль за претворением в жизнь нормативных актов МОТ и ЮНЕСКО осуществляется в основном в рамках институционных структур этих организаций. Для этих целей в рамках Международной организации труда был, в частности, создан комитет экспертов, рассматривающий доклады государств-участников конвенций и рекомендаций и представляющий свои заключения руководящим органам МОТ, а в ЮНЕСКО – Комитет по конвенциям и рекомендациям.

МОТ и ЮНЕСКО оказывают также большой объем технической, организационной и финансовой помощи государствам, их органам, организациям и частным лицам при разработке законов и других нормативных актов в области прав человека, для проведения научных исследований и переподготовки кадров в соответствующих областях.

Наряду с Международной организацией труда и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры вопросы защиты прав человека находят заметное воплощение также в деятельности таких специализированных учреждений ООН, как Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Основными целями ВОИС является содействие охране интеллектуальной собственности и защите прав авторов и изобретателей во всем мире путем организации сотрудничества между государствами; обеспечение административного взаимодействия Союзов, созданных Парижской 1883 г., Бернской 1886 г., и рядом других конвенций об охране интеллектуальной собственности, а также участников договоров, заключенных в рамках Парижского союза об охране промышленной собственности. В процессе решения указанных задач ВОИС занимается работой по подготовке и пересмотру соответствующих международных нормативных актов, осуществляет информационную, регистрационную и издательскую деятельность, проводит научные исследования, оказывает юридическую и техническую помощь развивающимся государствам. ВОИС также осуществляет тесное сотрудничество с МОТ и ЮНЕСКО в сфере авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст. 1 Устава Всемирной организации здравоохранения целью деятельности ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья», понимаемого не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Работа ВОЗ сконцентрирована на четырех основных направлениях: борьба с инфекционными заболеваниями; разработка медико-санитарных правил; оказание технической помощи развивающимся странам; статистическая и издательская деятельность. Организация предоставляет государствам такие услуги как публикация обобщенных статистических данных о рождаемости, болезнях, эпидемиях, травматизме, причинах смерти и т.д. Оказываемая отдельным странам по их просьбе помощь включает стипендии для обучения за границей и повышения квалификации, содействие в ликвидации редких, но опасных заболеваний и улучшении специальных служб. Важным направлением деятельности ВОЗ является поощрение и координация медицинских исследований. Для этого она организует международную сеть лабораторий, изучающих болезнетворные организмы, улучшающих вакцины и ведущих подготовку научных работников.

В центре внимания Организации находятся также такие политические и социальные вопросы как роль врачей и других работников здравоохранения в сохранении и укреплении мира как важнейшего условия достижения здоровья для всех, последствия ядерной войны для здоровья населения и служб здравоохранения.[61]

Как МОТ и ЮНЕСКО Всемирная организация здравоохранения имеет право принимать конвенции и соглашения по любому вопросу, входящему в ее компетенцию. Еще одной важной сферой деятельности ВОЗ является разработка карантинных и санитарных правил, регламентирующих борьбу с инфекционными заболеваниями, стандартов в отношении продуктов, являющихся предметом международной торговли, способов диагностики и т.п. В соответствии со ст. 21 Устава Организации эти международные нормативные документы принимаются высшим представительным органом ВОЗ – Всемирной ассамблеей здравоохранения.

Отличительной особенностью правил и стандартов ВОЗ, как впрочем и подобных им актов других специализированных учреждения ООН является то, что они имеют упрощенный порядок вступления в силу, а тексты таких правил и регламентов после их принятия органами специализированных учреждений не могут быть изменены государствами-членами. В них окончательно формулируется правило поведения, и государство имеет право только принять или не принять его в таком виде. В случае явно выраженного или молчаливого согласия государств-членов специализированных учреждений ООН с положениями таких правил и регламентов они приобретают для них юридически обязательную силу.

Основная литература

1. Международное публичное право: учебник для вузов / [Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев; Московская государственная юридическая академия. Москва: Проспект, 2010 -2011 г.

2. Международное право: учебник для вузов /П.Н. Бирюков. М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

3.Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы jus cogens. Тбилиси, 1982.

4.Гаврилов В.В. Европейская конвенция о правах человека и правовая система России: некоторые проблемы взаимодействия // ХХI век: юридическая наука – практике (проблемы теории, законотворчества и правоприменения). Владивосток, 1999. С.469-473.

5.Зайцев Р.В. Проблемы реализации актов Европейского суда по правам человека // Европейская интеграция и развитие цивилистического процесса в России. М., 2006. С. 236.

6.Зайцева О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 1989

7.Положение об Уполномоченном Российской Федерации приЕвропейском Суде по правам человека. (утверждено указомПрезидента РФ от 29 марта 1998 г.)

8.Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. М.: Норма, 2000.

9.Европейский Суд по правам человека и Российская Федерация. Постановления и решения, вынесенные до 1 марта 2004 года. / М.В. Виноградов, Ю.Ю. Берестнев. М.: Норма, 2005. 960 с.

10.Международные акты о правах человека: Сб. документов. 2-е изд. доп. М.: Норма, 2002. 994 с.

Интернет ресурсы:

1. www.un.org – (сайт ООН);

2.http://www.coe.int – официальный сайт Совета Европы

3.http://www.pict-pcti.org – Международные суды и Трибуналы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.