Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №7 Охрана территорий с особым эколого - правовым режимом




1. Понятие территории с особым эколого-правовым режимом.

2. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.

3. Государственные природные заповедники. Национальные и природные парки.

4. Государственные природные заказники. Памятники природы.

5. Дендрологические парки и ботанические сады.

6. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

7. Правовой режим зон экологического бедствия.

Интерактивная форма занятия - тематическая дискуссия.

Цель занятия: сформировать у студентов понимание сущности «особо охраняемой природной территории», осознание ее «признаков» и «особого эколого – правового режима охраны»; сравнить правовой режим охраны различных видов «особо охраняемых природных территорий».

Дискуссия предусматривает три стадии её проведения: ориентация, оценка и консолидация.

Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.

Предварительное распределение между студентами и подготовка сообщений длительностью 3-5 мин. по основным вопросам проблемы дискуссии с обязательной постановкой проблемного вопроса: состояние и развитие:

а) Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Текст]: принят Гос. Думой 27 января 1995 г. (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 1995. №12. Ст. 1024 и

б) Федерального закона от 23 февраля 1995 г. №26- ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [Текст]: принят Гос. Думой 12 марта 1999 г.; одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 г. (ред. от 22.12.2008) // СЗ РФ. 1995.№9. Ст. 713 и

в) Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. №2. Ст.133.

Особо охраняемая природная территория - это участок земли или водного пространства, который имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, который изъят решением органов государственной власти или органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которого установлен режим особой охраны.

Какие научные концепции (теории), кроме вышеуказанной, высказаны учеными в юридической литературе по определению (дефиниции) особо охраняемой природной территории? Назовите признаки особо охраняемой природной территории? Дайте характеристику каждому признаку?

Для защиты большинства категорий ООПТ (государственных природных заповедников, национальных парков, курортов и т.д.) от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Создаются ли вокруг других категорий охранные зоны (например, вокруг государственных природных заказников)?

По признаку заповедности, правовой режим ООПТ может быть трех видов:

а) Абсолютное заповедование. Данный режим исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д. Каким видам ООПТ данный режим присущ?

б) Относительноезаповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов.

Этому признаку соответствует организация каких ООПТ?

в) Смешанныйрежим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма.

Каким видам ООПТ данный режим присущ?

1. Все оппоненты предварительно делятся на 2 группы: поддерживающие точку зрения докладчика и опровергающие точку зрения докладчика, при этом до всех студентов группы на предыдущем семинаре доводятся задания и вся информация о проведении тематической дискуссии.

Материалы и оборудование: на каждом столе лежат источники: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Текст]: принят Гос. Думой 27 января 1995 г. (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 1995. №12. Ст. 1024 и Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. №26- ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [Текст]: принят Гос. Думой 12 марта 1999 г.; одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 г. (ред. от 22.12.2008) // СЗ РФ. 1995.№9. Ст. 713.

Учебники: Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008.— 688 с.; Ерофеев Б.Е. Экологическое право России [Текст]: учебник для студентов учреждений СПО / Б.Е. Ерофеев.— 2-е изд. — М.: Форум: Инфра-М, 2005.— 320 с.

Конспекты лекций и других самостоятельно подобранных материалов.

Выступающие и дискутирующие используют источники для аргументации своей точки зрения.

2. Постановка проблемы дискуссии. Вступительное слово преподавателя.

В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии.

Происходит обсуждение поставленной проблемы по заданной схеме, при этом выступить должен каждый студент, а преподаватель играет роль ведущего-координатора.

Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

Оценка высказанных мнений, определение точек соприкосновения вопросов дискуссии и выработка общего группового мнения-компромисса.

Заключительное слово преподавателя: подведение итогов дискуссии, определение качества участия студентов.

Литература

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г..

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136- ФЗ //СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147.

3. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. №12. Ст. 1024; Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. №26- ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995.№9. Ст. 713; Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. №2. Ст.133.

Основная:*

1. Бринчук М.М. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005.— 670 с.

2. Бринчук М.М. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук.— М.: Высшее образование, 2005.— 472 с.

3. Винокуров А.Ю. Экологическое право [Текст]: программа курса, учебник, практикум / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, С.А. Фомин; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова.— М.: Экзамен, 2006.— 575 с.

4. Экологическое право [Текст]: учебник / под ред. С.А. Боголюбова.— М.: Проспект, 2008.— 400 с.

5. Крассов О.И. Экологическое право: учебник для вузов / О.И. Крассов. – М.: НОРМА, 2004. – 576 с.

Дополнительная:

1. Винокуров К., Винокуров А. Проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях // Законность. - 1996. - № 7.

2. Горбачев А.Н. Правовые проблемы оздоровления территорий РФ с кризисной экологической ситуацией // Государство и право. - 1996. - № 9.

3. Горбачев А.Н. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о зонах экологического неблагополучия // Государство и право. - 1999. - № 2.

4. Грибанов Е., Алябьева Г. Надзор за исполнением законодательства о региональных особо охраняемых природных территориях // Законность. - 2004. - № 3.

5. Кичигин Н.В. Каким быть новому закону об особо охраняемых природных территориях? // Журнал российского права. - 2003. - № 3.

6. Краснова И.О. Зона экологического бедствия: пути формирования новой правовой категории в зарубежном праве // Государство и право. - 1994. - № 6.

7. Кузнецова О.Н. Региональное законодательство об особо охраняемых природных территориях // Экологическое право. -2004. - № 2.

8. Малешин Н.А. Современные социально-экономические проблемы российских заповедников (на примере центрально-черноземного государственного биосферного заповедника им. В.В. Алехина) // Государство и право. - 1995. - № 7.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

Указанная дисциплина изучается на протяжении двух семестров со сдачей итогового зачета. В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятийуглубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

––изучить нормативно-правовые акты;

—изучить рекомендованную учебную литературу;

—дополнить конспекты лекций;

—изучить и законспектировать первоисточники по теме;

—подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).

В ходе изучения курса «Экологическое право» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и анализ конкретных практических ситуаций.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории экологического права. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у студентов знания по смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ГОУ ВПО РАП. Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, студент должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.

Интерактивное общение в учебной аудитории проводится и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании, что позволяет не только усвоить методику работы участников гражданского судопроизводства с противоположными процессуальными интересами, но и связано с необходимостью принятия какого-либо процессуального решения, а также составления соответствующего документа как в ходе игры, так и по ее окончании. При подготовке к ролевой игре студентам необходимо обстоятельно проанализировать фабулу гражданского дела, определить процессуальный статус каждого участника судебного процесса, составить проекты гражданско-процессуальных актов.

Метод анализа конкретной практической ситуации предполагает использование ранее накопленных студентом теоретических знаний и навыков в области гражданского, административного, гражданско- процессуального и др. отраслей права к их практическому применению в конкретных судебных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной фабулы гражданского дела, выявление проблемной ситуации, анализ законодательных вариантов ее решения, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой судебно ситуации. Необходимо обратить внимание на возможность использования не только экологического законодательства, но и судебной практики рассмотрения и разрешения конкретных гражданских дел, а также личного опыта практической деятельности студента по юридической специальности.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 89 % часовот объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

Кроме того, учебным планом бакалавриата предусмотрено выполнение контрольных заданий, которые также представляют собой форму самостоятельной работы студента. Контрольные задания должны представляться на кафедру в электронном виде. Проверка будет осуществляться на сайте филиала Академии с проставлением результата в электронной ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой гражданского права.

При изучении темы № 5 «Правовая охрана окружающей среды при строительстве хозяйственных и иных объектов. Охрана окружающей среды городских и сельских поселений», особое внимание обратить на следующие вопросы:

1. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности. Соотношений экологических требований и технических регламентов.

2. Экологические требования на стадиях проектирования, размещения, строительства и реконструкции хозяйственных и иных объектов.

3. Экологические требования, предъявляемые при эксплуатации и выводе из эксплуатации хозяйственных и иных объектов.

4. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.

5. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.

6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Литература

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190- ФЗ // Российская газета №190. 2004. 30 декабря; Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136- ФЗ //СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ.- 2002.- №2- Ст.133; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. №52 (часть 1). Ст. 5140; Федеральные закон от 30 марта 1999 г. №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999 г. №14. Ст. 1650; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003 г. №40. Ст. 3822.

Основная:*

1. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2006.— 688 с.

2. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Люббе-Вольфф.— М.: Эксмо, 2005.— 768 с.

3. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик.— М.: Проспект, 2005.— 584 с.

4. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008.— 688 с.

5. Ерофеев Б.Е. Экологическое право России [Текст]: учебник для студентов учреждений СПО / Б.Е. Ерофеев.— 2-е изд. — М.: Форум: Инфра-М, 2005.— 320 с.

6. Ерофеев Б.Е.Экологическое право России [Текст]: учебник для студентов вузов / Б.Е. Ерофеев.— 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Профобразование, 2003.— 656 с.

Дополнительная

1. Козырь О.М. Особенности правового режима земель поселений / О.М. Козырь // Экологическое право. — 2005. - №1. – С. 27- 34.

2. Круглов В.В. Проблемы совершенствования законодательства об охране окружающей среды в промышленности // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1996. - № 1.

3. Куляев В. Экологические правонарушения при строительстве и эксплуатации здравниц // Законность. - 1995. - № 6.

4. Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. - М.: Ось-89, 1998.

5. Терещенко Л.К. Технические регламенты в области строительства // Право и экономика. - 2004. - № 3.

6. Тимофеев Л.А. Правовая политика в сфере технического регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. - 2003. - № 4.

При изучении темы №6 «Правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов: земель, вод, воздуха, недр, лесов и животного мира» особое внимание обратить на следующие вопросы:

1. Особенности земли как природного объекта и ее экологическая роль. Цели и задачи охраны земли. Правовое регулирование охраны земель.

2. Понятие леса и лесного участка. Участники лесных отношений. Право собственности на лесные участки. Право собственности на древесину и иные лесные ресурсы. Подразделение лесов по целевому назначению. Виды лесопользования. Правовые меры охраны и защиты лесов. Платежи за пользование лесным фондом.

3. Юридическое понятие «животный мир». Право собственности на объекты животного мира. Государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира. Право пользования животным миром и его виды.

4.Понятие недр. Право собственности на недра. Государственный фонд недр. Виды пользования недрами. Права и обязанности недропользователей. Правовое регулирование охраны недр. Государственный контроль за использованием и охраной недр.

5. Объекты и субъекты водных отношений. Право собственности и иные права на водные объекты. Основания возникновения и прекращения права пользования водными объектами. Договор водопользования, Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Управление в области использования и охраны водных объектов. Виды водопользования.

6. Юридическое понятие «атмосферный воздух». Управление в области охраны атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.

Литература

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136- ФЗ //СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147; Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74- ФЗ //СЗ РФ. 2006. №23. Ст. 2381.

3. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395- 1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995. №10. Ст. 823; Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. №2. Ст.133; Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187- ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №49. Ст. 4694; Федеральный закон от 1 мая 1999 г. №94- ФЗ «Об охране озера Байкал» // СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2220; Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»// СЗ РФ. 1999. №18. Ст.2222; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №191- ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6273.

Основная:*

1. Бринчук М.М. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005.— 670 с.

2. Бринчук М.М. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук.— М.: Высшее образование, 2005.— 472 с.

3. Винокуров А.Ю. Экологическое право [Текст]: программа курса, учебник, практикум / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, С.А. Фомин; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова.— М.: Экзамен, 2006.— 575 с.

4. Экологическое право [Текст]: учебник / под ред. С.А. Боголюбова — М.: Проспект, 2008.— 400 с.

5. Крассов О.И. Экологическое право: учебник для вузов / О.И. Крассов. – М.: НОРМА, 2004. – 576 с.

Дополнительная:

1. Виноградов В.П. Состояние законности в сфере рационального использования и охраны недр // Экологическое право. 2004. №2.

2. Лопашенко Н. Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр // Российская юстиция. 2002. № 4.

3. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». - М., 2001. - С. 226-227.

4. Васильченко Н.М. Охрана атмосферного воздуха // Экологическое право. 2002. - № 4.

5. Габитов Р.Х. Проблемы повышения эффективности законодательства об охране атмосферного воздуха // Журнал Российского права. - 2000. - № 7.

6. Игнатьева И. А. Правотворческие проблемы защиты байкальского омуля // Экологическое право. - 2003. - № 3.

7. Калинин И. Правовой режим водных объектов // Российская юстиция. - 2004. - № 2.

8. Онищенко Г.Г. Состояние атмосферного воздуха и его влияние на здоровье населения Российской Федерации // Экологическое право. - 2002. - № 4.

9. Соловей, Ю.В. Гражданско-правовая ответственность при осуществлении деятельности, связанной с выбросами и поглощением парниковых газов / Ю.В. Соловей // Юрист. — 2005.— №5.— С. 43-46.

При изучении темы №8 «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» особое внимание обратить на следующие вопросы:

1. Понятие международного экологического права.

2. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

3. Объекты и механизмы международной охраны окружающей среды.

4. Источники международного права окружающей среды.

5. Международные природоохранительные организации.

Литература

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ. 2002. №2. Ст.133

3. Резолюция 236 (2007) изменение климата: подходы на местном и региональном уровне: [Четырнадцатая сессия (пленарная сессия, Страсбург, 30 мая - 1 июня 2007 г.] / Конгресс местных и региональных властей Европы // Государственная власть и местное самоуправление: практический и информационный журнал.— М., 2008.— № 7.— С. 31-33.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) с протоколами (20 марта 1952 г., 16 сентября 1963 г., 22 ноября 1984 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.

5. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

Основная:*

1. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2006.— 688 с.

2. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Люббе-Вольфф.— М.: Эксмо, 2005.— 768 с.

3. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик.— М.: Проспект, 2005.— 584 с.

4. Дубовик О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008.— 688 с.

5. Ерофеев Б.Е. Экологическое право России [Текст]: учебник для студентов учреждений СПО / Б.Е. Ерофеев.— 2-е изд. — М.: Форум: Инфра-М, 2005.— 320 с.

6. Ерофеев Б.Е. Экологическое право России [Текст]: учебник для студентов вузов / Б.Е. Ерофеев.— 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Профобразование, 2003.— 656 с.

Дополнительная:

1. Нурмухаметова Э.Ф. Способы воздействия на государства с целью вовлечения их в договоры в области охраны окружающей среды / Э.Ф. Нурмухаметова // Государство и право. — 2005.— №2.— С. 50-58.

2. Лю Хун Янь. Современное китайское экологическое законодательство и тенденции его развития / Хун Янь Лю // Государство и право. — 2005.— №2.— С. 67-75.

3. Аленов М.А. Значение судебной практики для охраны окружающей среды Республики Казахстан // Экологическое право. - 2002. - № 2.

4. Бернд Шунеман. Уголовное законодательство в постмодернистском обществе, принципы, касающиеся экологического права (на примере ФРГ и США) // Экологическое право. - 2003. - № 2.

5. Боголюбов СА Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы // Журнал российского права. - 2003. - № 6.

6. Васильев С.В. Доказывание и доказательства в делах о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием природной среды в гражданском процессе Украины // Государство и право. - 2000. - № 10.

7. Декларация Рио- де- Жанейро по окружающей среде и развитию (принята в Рио- де- Жанейро 14.06.1992) // Действующее международное право. Т.3. – М.: Московский независимый институт международного права. 1997. С. 687- 692.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.