Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выдержка из правил. 1 страница




И наконец, ядерный ущерб, являющийся результатом использования ядерного материала, вне зависимости от того, связано ли это с перевозкой, будет всегда подлежащим возмещению в соответствии с существующими режимами ядерной ответственности, если он не будет связан с добычей, переработкой урана или видами уранового топлива. Однако в модернизированных режимах ядерной ответственности сфера их охвата была существенно расширена, и новые механизмы способствуют дальнейшему расширению. Тем не менее неохваченные виды ущерба, связанные с ядерной деятельностью, могут инициировать применение других договоров, в особенности в случае несоблюдения договоров о ядерной ответственности, например в случае аварий, связанных с небольшими количествами ядерного материала, или аварий, связанных с незначительным риском, которые исключаются из сферы охвата.

Если не считать описанные выше ситуации, то существенное число инцидентов, которые могут привести к трансграничному ущербу, охвачены Луганской конвенцией. Несмотря на широкую сферу охвата, она тем не менее ограничивается регулированием деятельности, которая представляет опасность для окружающей среды или здоровья и осуществляется профессионально.

Кроме того, Базельским протоколом регулируется гражданская ответственность в отношении ущерба, вызванного трансграничным перемещением, захоронением или сбросом опасных отходов, перечень которых не является исчерпывающим, и можно получить возмещение по суду за традиционный или экологический ущерб. Это включает процессы погрузки и разгрузки, которые, вероятно, происходят около рек или озер.

Говоря о вопросах юрисдикции, следует отметить, что во всех проанализированных договорах об ответственности конкретно регулируются юрисдикция и вопросы компетентного суда. Исковые заявления о возмещении в соответствии с договорами могут, как правило, подаваться в суды договаривающейся стороны, где либо был причинен ущерб, либо произошел инцидент, либо постоянно проживает ответчик, либо находится основное место расположения его предприятия. В некоторых договорах юрисдикция устанавливается только после того, как будет нанесен ущерб. Однако она может быть расширена, для того чтобы предоставить юрисдикцию суду в государстве, на территории которого принимались превентивные меры. Точная территория, к которой она применяется, иногда зависит от конкретного указания договаривающейся стороны, ограничения территорией в пределах национальной юрисдикции, конкретного расширения, для того чтобы охватить исключительную экономическую зону. Только в небольшом числе случаев юрисдикция судов регулируется нормами международного права (например, Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами) или нормами европейского права, такими как Луганская конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам 1988 г.

Пределы по времени в соответствующих договорах очень различаются, но в целом они применяются на практике для того, чтобы иметь возможность воспользоваться страхованием. Фактически во всех договорах были установлены субъективные ограничения по времени. Положения о создании дополнительных фондов или механизмов финансирования предусмотрены лишь в нескольких конвенциях.

Как правило, строгая ответственность ограничивается по сумме и по времени во всех проанализированных международных договорах, для которых предусматривается система обязательного страхования или финансового обеспечения.

Особый пример возложения международной ответственности за вред, причиненный природной среде, представляет ответственность, применяемая вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных целях. Уже через несколько дней после начала войны действия иракских войск привели к разливу 6 - 8 млн. баррелей кувейтской нефти в водах Персидского залива. За четыре дня бомбардировок Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтяных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в Резолюции N 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака перед иностранными государствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесенный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой Резолюцией был создан фонд, средства в который должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его годовых доходов от добычи нефти. Эти средства предназначались для покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.

Другим важным инструментом в области международной гражданской ответственности за экологический ущерб на региональном уровне является принятый 21 мая 2003 г. в Киеве Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды, к Конвенции 1992 г. по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий (Протокол о гражданской ответственности). Протокол о гражданской ответственности наделяет индивидов, затронутых трансграничным воздействием промышленных аварий на международных водотоках, правом истребования адекватной и незамедлительной компенсации. В соответствии с Протоколом компании будут нести ответственность за аварии на промышленных установках, в том числе на хвостовых дамбах, а также в ходе транспортировки по трубопроводам. Ущерб, охватываемый Протоколом, включает телесное повреждение, повреждение имущества и утрату доходов. Протокол также охватывает затраты на меры по восстановлению и на меры реагирования. Протокол содержит недискриминационное положение, в соответствии с которым для жертв трансграничного воздействия не может быть установлен менее благоприятный режим, чем для жертв страны, в которой произошла авария.

Апреля 2004 г. в рамках ЕС была принята Директива 2004/35/EC об экологической ответственности с учетом предотвращения и возмещения экологического вреда. Директива устанавливает общие рамки экологической ответственности с учетом предотвращения и возмещения экологического вреда. Принцип ответственности применяется к экологическому вреду и неотвратимой угрозе нанесения вреда, вызванным профессиональной деятельностью, когда есть возможность установить связь между ущербом и рассматриваемой деятельностью.

Конвенция о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997 г. устанавливает общемировой режим ответственности в порядке дополнения и усиления мер, предусмотренных Венской конвенцией и Парижской конвенцией, в целях увеличения суммы компенсации за ядерный ущерб. Компенсация в случае ядерного ущерба за каждый ядерный инцидент подлежит страхованию из финансовых средств, предоставляемых соответствующими договаривающимися сторонами, включая государственные средства, предоставляемые в соответствии с формулой внесения взносов, предусмотренной Конвенцией. Определена процедура дополнительного финансирования, включающая уведомление о ядерном ущербе, требования о выделении государственных средств, перечень всех ядерных установок, права регресса и перечисление и распределение средств.

Протокол о внесении поправок в Венскую конвенцию (Венский протокол), принятый в 1997 г., расширяет возможные пределы ответственности оператора и географическую сферу применения Венской конвенции, включив в нее территорию государств, не являющихся договаривающимися сторонами, установленные морские зоны и исключительные экономические зоны. Он предусматривает юрисдикцию прибрежных государств в отношении действий, влекущих ядерный ущерб во время транспортировки. Он также продлевает срок, в течение которого могут предъявляться претензии в случае смерти и телесного повреждения применительно к Венской конвенции.

Следует также отметить значение Конвенции об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. Согласно Конвенции ответственность за ядерный ущерб возлагается на оператора, которым может быть как частная компания, так и государство. В Конвенции предусматривается, что оператор должен иметь обязательное страхование на сумму, определенную государством, выдавшим оператору лицензию. Если ущерб превышает эту сумму, то разница должна покрываться самим государством. В этом проявляется своеобразная гарантия возмещения со стороны государства, что особенно важно в случае нанесения ущерба в прибрежной зоне.

Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов (Брюссельская конвенция) была принята в 1971 г. в целях устранения затруднений и конфликтов, возникающих в случае одновременного применения в отношении ядерного ущерба некоторых морских конвенций, касающихся ответственности судовладельцев. Конвенция будет применяться в случаях, когда не будут применяться Парижская и Венская конвенции. Лицо, которое в ином случае ответственно за ущерб, причиненный в результате ядерного инцидента, освобождается от ответственности, если оператор ядерной установки также несет ответственность за такой ущерб в соответствии с Парижской конвенцией или Венской конвенцией или национальным законом с аналогичным объемом защиты. Конвенция вместе с Парижской конвенцией установила лимит ответственности оператора в 300 млн. СПЗ, из которых не менее 5 млн. СПЗ должно покрывать страхование, до 170 млн. СПЗ должно обеспечивать государство, на чьей территории размещена ядерная установка, и остальная часть покрывается совместно участниками конвенций.

Касательно ответственности за загрязнение морской среды следует отметить Международную конвенцию об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. Конвенция направлена на регулирование компенсации жертвам аварий, происходящих при транспортировке опасных и вредных веществ. Ущерб, как он определяется в Конвенции, включает лишение жизни, телесное повреждение, потерю или ущерб имуществу вне судна, потери или ущерб в результате загрязнения окружающей среды и расходы на превентивные меры. Действие Конвенции не распространяется на ущерб, вызванный радиоактивными веществами или причиненный боевым кораблям или иным судам, принадлежащим государству и используемым в некоммерческих целях. В соответствии с Конвенцией судовладелец несет строгую ответственность за ущерб и обязан иметь страховку и свидетельство о страховании. Конвенция закрепляет пределы ответственности для собственника судна, которая определяется в зависимости от вместимости судна, и устанавливает максимальную планку в 100 млн. расчетных единиц.

Таким образом, государства несут обязательства по принятию мер по предотвращению случаев трансграничного причинения вреда окружающей среде и по возмещению ущерба в случаях трансграничного причинения вреда окружающей среде.

В период со второй половины XX в. по настоящее время принято значительное количество международных соглашений, устанавливающих правила гражданской ответственности за экологический и связанный с ним ущерб, однако многие из них до сих пор не вступили в силу.

Несмотря на то что современная международная практика признает объективную ответственность, главным основанием для привлечения к ответственности является наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением субъекта международного права и причиненным экологическим ущербом.

Как известно, проблема международной ответственности является одной из актуальных проблем современного международного права, которая играет важную роль в обеспечении международной безопасности. Одним из оснований применения международной ответственности служат правонарушения, влекущие за собой нанесение вреда окружающей среде, которые могут выражаться либо в невыполнении международного обязательства в области охраны окружающей среды, либо в причинении экологического ущерба посредством действия (бездействия) субъекта международного права, в частности загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и т.п.

Трансграничного ущерба окружающей среде

Гражданская ответственность за причинение

Несомненно, следует отметить важность положений документа "Ответственность государств за международно-противоправные деяния" <1> в ракурсе применимости их и к проблемам ответственности за экологические преступления и деликты. Кроме того, важно заметить, что в случаях нанесения ущерба окружающей среде преобладает материальная ответственность.

--------------------------------

<1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. A/RES/56/82.

Прежде следовало бы определиться с использованием таких понятий, как "ущерб окружающей среде" или "вред, причиненный окружающей среде", "экологический ущерб". В международно-правовых документах данные понятия являются носителями одной правовой нагрузки отличного от гражданско-правового вреда, используемого в гражданском законодательстве. Окружающая среда рассматривается как объект причинения ущерба. Экологический вред, используемый в международном праве, - более широкое понятие, чем вред в общегражданском смысле. Отсюда объем гражданской ответственности будет определяться в зависимости от понимания экологического вреда. Ниже будут проанализированы положения международных актов и позиции международных судебных инстанций относительно определения экологического ущерба.

Основной движущей силой по заключению международных договоров, касающихся ответственности в данной сфере, была разработка мер по борьбе с последствиями экологических катастроф. Этот процесс начался с 60-х годов прошлого столетия, когда имели место крупномасштабные разливы нефти в результате аварий танкеров в море, аварий на ядерных установках и инцидентов трансграничного сброса опасных отходов. Все эти экологические инциденты имели международный резонанс. Кроме того, предпринимались усилия по решению проблемы ответственности в других областях, связанных с потенциально опасными видами деятельности, установками или веществами. Эти договоры охватывают такие области, как опасные отходы, загрязнение морской среды, ядерная безопасность, транспорт и др. Главное место в этих действующих международных договорах отводится вопросу гражданской ответственности. В целом получила признание ответственность государств за обеспечение того, чтобы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией или контролем, не причиняла вред окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции, как это подчеркивается в Декларации Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. (Стокгольмской декларации) и Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (Декларации Рио-де-Жанейро). Эта ответственность сочетается с суверенным правом государств разрабатывать национальные ресурсы в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития согласно Уставу ООН и принципам международного права. Признание ответственности государства в случаях причинения трансграничного вреда окружающей среде происходило также в судебных решениях. Так, в решении по делу о металлургическом заводе в Трейле <1> (1938 - 1941 гг.) арбитражный трибунал подтвердил, что согласно "принципам международного права, а также закону Соединенных Штатов Америки ни одно государство не имеет права использовать или разрешать использовать его территорию таким образом, чтобы причинялся вред в результате воздействия дыма на его территории или территории другого государства или имуществу или лицам, находящимся на этой территории". Данный принцип ответственности государства впоследствии был также подтвержден Международным судом ООН в его решении по делу о проливе Корфу (1949 г.) <2>, в котором отмечается, что существуют широко распространенные и общепризнанные принципы норм международного права в отношении "обязанности каждого государства не допускать сознательного использования своей территории для совершения актов, ущемляющих права других государств", а затем и Арбитражным трибуналом по делу об озере Лану (1956 г.). Позже, в 1996 г. в своем консультативном заключении о законности угрозы или использования ядерного оружия Международный суд ООН заявил, что существует общая обязанность государств "обеспечивать, чтобы при осуществлении деятельности в рамках его юрисдикции и под его контролем учитывались аспекты охраны окружающей среды других государств или районов за пределами их национального контроля, и это положение в настоящее время стало частью свода норм международного права, касающихся охраны окружающей среды" <3>.

--------------------------------

<1> Организация Объединенных Наций. Отчеты о международных арбитражных решениях. Т. III. 1906 - 1982 гг.

<2> 1949 г. Международный суд. Отчет 4 (http://www.un.org/ru/icj).

<3> Консультативное заключение от 8 июля 1996 г. N 35. ILM P. 809.

В целом же общий принцип норм международного права заключается в том, что государство, которое нарушило это международное обязательство, обязано компенсировать нанесенный вред. Постоянный суд международного правосудия четко определил в решении по делу о фабрике Чорзоу, что государство, нарушившее действующие нормы, обязано возместить другим государствам причиненный им ущерб, что должно помочь, "насколько это возможно, устранить последствия незаконного акта и восстановить ту ситуацию, которая, по всей вероятности, существовала бы, если бы этот акт не был бы совершен" <1>. Однако Международный суд в своем решении по делу, касающемуся проекта в Габчиково - Надьмарош (Венгрия, Словакия) (1997 г.), обратил внимание на то, что самому механизму возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде, присущи определенные ограничения. По этой причине, а также вследствие того, что такой ущерб часто необратим, суд особо подчеркнул необходимость проявлять бдительность и принимать предупредительные меры <2>.

--------------------------------

<1> PCIJ. Ser. A. N 13. P. 46 - 48.

<2> http://www.icj-cij.org/homepage/ru/files/sum_1997-2002.pdf

Касательно развития национального и международного права в области ответственности Декларация Рио-де-Жанейро также провозглашает, что "государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба" и что "государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции". Что касается последнего, то об этом также идет речь в Стокгольмской декларации, которая провозглашает, что "государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции" <1>.

--------------------------------

<1> http://www.ecolife.org.ua/laws/inter/1972/04.php

Во исполнение Принципа 13 Декларации Рио-де-Жанейро, согласно которой государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за наносимый потерпевшим ущерб от загрязнения и других видов экологически вредной деятельности и компенсации такого ущерба, Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде 26 октября 2010 г. принял Руководящие принципы по разработке национального законодательства в области ответственности, ответным мерам и компенсации за ущерб, причиненный действиями, представляющими опасность для окружающей среды. Цель этих Руководящих принципов, затрагивающих такие вопросы, как ответные меры, ответственность, освобождение от ответственности, иски на получение компенсации и финансовые лимиты, - обеспечить государствам руководящие принципы в отношении внутренних правил об ответственности, ответных мерах и компенсации.

В целом режимы гражданской ответственности, следуя аналогичному подходу, установили правила, которые определяют виды деятельности или вещества, ущерб, источник ответственности; устанавливают стандарты опасности; предусматривают размер ответственности и освобождение от ответственности; требуют обеспечения адекватного страхования или финансовой безопасности; определяют суды или трибуналы, рассматривающие споры, и обеспечивают признание и исполнение судебных решений <1>.

--------------------------------

<1> Sands Philippe. Principles of International Environmental Law. Cambridge University, 2003. P. 905.

Положения международных соглашений, предусматривающих ответственность за ущерб, нанесенный окружающей среде, применимы в случаях инцидентов, вызвавших экологический трансграничный ущерб в результате опасной деятельности, в том числе той, которая охватывается режимами ядерной ответственности. Наряду с международными нормами, которые непосредственно касаются вопросов ответственности, существуют и нормы, как-то затрагивающие отдельные, связанные с ответственностью, аспекты. Например, в Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. хотя и отсутствуют положения, касающиеся ответственности, тем не менее ее положения, гарантирующие доступ к информации о пострадавших, помогают им установить причинную связь между ущербом и причиняющими ущерб деятельностью или веществом. Также можно отметить значение положений Конвенции о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам 1998 г. с точки зрения ситуаций, когда иные международные соглашения не предусматривают подобных положений. Международные соглашения, закрепляющие нормы гражданской ответственности, охватывают различные сферы. Хотелось бы кратко проанализировать ряд соглашений, затрагивающих вопросы гражданской ответственности, с целью вынесения соответствующих выводов.

Катастрофа 18 марта 1967 г., вследствие которой с либерийского танкера Torrey Canyon в Атлантику было вылито 120 тыс. т сырой нефти, и связанное с нею дело стали движущей силой принятия в 1969 г. в рамках Международной морской организации Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, которая впоследствии была дополнена протоколами 1976 и 1992 гг. Целью этой Конвенции были обеспечение выплаты надлежащей компенсации лицам, понесшим ущерб в результате загрязнения нефтью, и стандартизация международных правил и процедур решения вопросов ответственности и адекватной компенсации в таких областях. Конвенция возлагает ответственность за такой ущерб на собственника судна, на котором произошли утечка или слив нефти, вызвавшие загрязнение.

Протокол 1992 г. расширил сферу действия Конвенции, включив в нее ущерб от загрязнения в исключительных экономических зонах. Протокол также дополнительно ограничил ответственность расходами, понесенными в связи с разумными мерами по восстановлению окружающей среды. Данная Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке судном более 2 тыс. т нефти наливом (ст. VII Протокола). В качестве альтернативы страхованию Конвенция дает владельцу судна возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру гарантию банка или свидетельство, выданное международным компенсационным фондом, на сумму, соответствующую пределу ответственности, установленному Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может быть запрещено заходить или покидать порт государства - участника Конвенции. Конвенция установила предел ответственности, равный 210 млн. условных золотых франков (2 тыс. франков за 1 рег. т вместимости судна). Собственник судна может быть освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления, был всецело вызван действием или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб или был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным действием правительства или другого органа власти, отвечающего за содержание в порядке огней и других навигационных средств.

В целях обеспечения выплаты адекватной компенсации лицам, понесшим ущерб в результате загрязнения нефтью, вызванного ее сливом судами, в тех случаях, когда компенсация в соответствии с Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. является недостаточной или не может быть получена, было принято решение о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью, деятельность которого должна была регулироваться Конвенцией, принятой в 1971 г. Пределы ответственности, установленные данной Конвенцией, выросли с 60 млн. SDR до 135 млн. SDR за каждый инцидент. Право на компенсацию и право на возмещение погашаются (выплаты не будут производиться), если в течение трех лет со дня причинения ущерба не будет предъявлен иск на основании этих статей или не будет направлено уведомление. Однако ни в коем случае иск не может быть предъявлен по истечении шести лет со дня, когда произошел инцидент, причинивший ущерб. Если инцидент состоял из ряда происшествий, шестилетний срок исчисляется со дня первого из этих происшествий (ст. VIII) <1>.

--------------------------------

<1> Международное экологическое право в документах / Сост. Т. Гусейнов. Баку, 2007. С. 680.

Взносы в Фонд вносят лица, перевозящие нефть морем. Следует напомнить, что Фонд выплачивает компенсацию за ущерб от загрязнения, под которым понимаются "убытки или ущерб, причиненные вне судна, перевозящего нефть, загрязнением, происшедшим вследствие утечки и слива нефти, где бы такая утечка или слив ни произошли, и включают стоимость предупредительных мер, и, кроме того, убытки или ущерб, причиненные предупредительными мерами" <1>. В первом обращении в Фонд, сделанном в связи с делом советского судна "Антонио Грамши" 27 февраля 1979 г., был поднят вопрос о том, что включать в определение ущерба. СССР и ряд других государств настаивали на включении в это определение экологического ущерба или повреждения природных ресурсов. В ответ Ассамблея Фонда в 1980 г. приняла Резолюцию N 3, которая установила, что "оценка компенсации, подлежащей выплате из Фонда, не должна быть сделана на основе абстрактной количественной оценки ущерба, рассчитанного в соответствии с теоретическими моделями". Кроме того, относительно определения ущерба и применения Резолюции N 3 можно обратиться к делам Patmos (1985 г.) и Haven (1991 г.).

--------------------------------

<1> См. п. 6 ст. I Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (КГО/CLC) 1969 г.

Осознавая опасность загрязнения нефтью, создаваемую разведкой и разработкой некоторых минеральных ресурсов морского дна, в 1977 г. была принята Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна. Целью Конвенции было обеспечение достаточного возмещения лицам, которые потерпели ущерб, причиненный таким загрязнением, и принятие единообразных правил и процедур решения вопросов ответственности и предоставления такой компенсации. Согласно положениям Конвенции оператор несет ответственность за ущерб, исходящий с установки, и ответственность продолжает действовать в течение пяти лет после оставления установки. Вместе с тем оператор не отвечает за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб явился результатом военных действий, враждебных действий, гражданской войны, восстания или стихийного явления по своему характеру исключительного, неизбежного и непреодолимого (ст. 3 Конвенции). На оператора возлагается обязанность иметь и поддерживать страхование или иное финансовое обеспечение на такую сумму, такого типа и на таких условиях, которые установлены контролирующим государством, при условии что эта сумма не будет менее 22 млн. специальных прав заимствования (СПЗ) до истечения пяти лет с даты открытия настоящей Конвенции для подписания и менее 35 млн. СПЗ после этого (ст. 8 Конвенции). Права на возмещение погашаются, если в течение 12 месяцев со дня, когда лицо, потерпевшее ущерб, узнало или, как разумно полагать, должно было узнать об ущербе, истец не уведомил письменно оператора о своем требовании или не предъявил иск о возмещении ущерба. Однако ни в коем случае иск не может быть предъявлен по истечении четырех лет со дня, когда произошел инцидент, причинивший ущерб.

Относительно опасных отходов следует выделить принятый в 1999 г. в качестве протокола к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г. Протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления (Базельский протокол) <1>. Цель Протокола заключается в обеспечении всеобъемлющего режима материальной ответственности и надлежащей и оперативной компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления, включая незаконный оборот этих отходов. Ущерб, определяемый в Протоколе, включает традиционный ущерб (лишение жизни, телесное повреждение или повреждение имущества), экономический ущерб и затраты на меры по восстановлению и предупреждению (ущерба окружающей среде) (ст. 2 Протокола). Ответственность является строгой, и лицо, которое представляет уведомление, или экспортер несут ответственность за ущерб до того момента, пока лицо, отвечающее за удаление, не вступит во владение отходами. Виновная ответственность может быть возложена за умышленные халатные или небрежные действия или бездействие. Действие Протокола распространяется на территории, находящиеся под национальной юрисдикцией сторон, включая любые поверхности земли, морские акватории или воздушное пространство, в пределах которых сторона осуществляет административную и регулирующую ответственность в соответствии с международным правом в отношении защиты здоровья человека или окружающей среды. Его действие распространяется лишь на ущерб, причиненный в районе, находящемся под национальной юрисдикцией стороны, в результате аварии, как она определена в Протоколе, а также в районах за пределами национальной юрисдикции и на государства транзита, не являющиеся договаривающимися сторонами, при том условии, что эти государства предоставляют взаимные льготы на основе международных соглашений. Иски о компенсации в соответствии с настоящим Протоколом не принимаются к рассмотрению, если они не были представлены в течение 10 лет после даты аварии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.