Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В сфере охраны окружающей среды 2 страница




"Итоги Найроби - Хельсинки" определяют различные потенциальные меры в ответ на вызовы действующей системы международного экологического управления, которые включают:

a) усиление взаимодействия между наукой и политикой, предусматривая полноценное участие развивающихся стран; учет в этом плане потребностей развивающихся стран и стран с переходной экономикой, включая улучшение научных исследований и развития на национальном уровне; использование существующих международных оценок состояния окружающей среды, данных научных экспертных групп и информационных сетей;

b) разработку общесистемной стратегии по охране окружающей среды в рамках ООН, чтобы усилить эффективность действий и таким образом внести вклад в экологический компонент устойчивого развития. Такая разработка должна включать вовлечение правительств и представителей гражданского общества;

c) поощрение синергизма между совместимыми многосторонними соглашениями по охране окружающей среды и определение возможностей по осуществлению такого синергизма, уважая автономию конференций сторон;

d) усиление стратегического взаимодействия на региональном уровне путем расширения способности региональных отделений ЮНЕП более эффективно реагировать на нужды государств в сфере охраны окружающей среды.

Повышение эффективности механизма международного управления в сфере охраны окружающей среды - ключевой компонент процесса более широкой институциональной реформы. Многочисленные предложения по совершенствованию механизма международного управления в сфере охраны окружающей среды в конечном счете могут быть сведены к пяти возможностям: усиление ЮНЕП; создание новой организации по устойчивому развитию; создание специализированного учреждения, такого как всемирная организация; реформирование ЭКОСОС и Комиссии по устойчивому развитию; усиление институциональных реформ и модернизации существующих структур. Наиболее перспективными представляются варианты, связанные с улучшением деятельности ЮНЕП и созданием Всемирной организации по окружающей среде.

Гипотетически Конференция "Рио+20", в повестке дня которой рассматривается тема об институциональных рамках для устойчивого развития, могла бы стать подходящим форумом для обсуждения проблемы повышения эффективности механизма международного управления в сфере охраны окружающей среды, в том числе его организационного оформления.

 

Глава XIV. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПРОЦЕССЕ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

§ 1. Роль неправительственных организаций в сохранении

объектов природы

 

Главенствующая роль в разрешении глобальных проблем человечества, поддержании мира на планете, обеспечении всеобщей безопасности принадлежит государствам и международным правительственным организациям (МПО), обладающим значительными финансовыми возможностями и властными полномочиями. Тем не менее становится очевидным, что решить экологические проблемы невозможно усилиями одних государств и правительственных организаций без широкого и решительного участия гражданского общества.

Охрана окружающей среды - одна из актуальнейших проблем современности. Именно этот фактор предопределил участие в решении экологических проблем подавляющего большинства международных организаций. Их количество постоянно возрастает, главным образом за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них целенаправленно созданы для охраны окружающей среды, другие - выполняют специфические функции по ее охране.

С точки зрения правового статуса международные экологические организации можно разделить на межправительственные и неправительственные (МНПО).

В данном разделе будет подвергнута анализу деятельность неправительственных организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды.

В современном мире насчитывается более 200 МНПО как специализированных на вопросах охраны окружающей среды, так и проявляющих интерес к экологическим проблемам помимо вопросов их основной сферы деятельности (науки, образования, здравоохранения, экономики, религии и др.).

В доктрине международного права отсутствует признаваемое всеми определение МНПО. Более того, в юридической литературе можно встретить утверждение, что понятие "неправительственная организация" является неточным и что вместо него следует употреблять понятие "международные общественные организации", которое точнее отражает их сущность <1>. Не случайно поэтому И.Б. Малкина в одной из своих работ предлагает "принять международный акт в форме резолюции ГА ООН, содержащей единое для всех учреждений системы ООН понятие МНПО..." <2>.

--------------------------------

<1> См.: Stosic B. Les Organizations non-gouvernementales et Les Nations Unies. Geneva; Paris, 1964. P. 12 - 13.

<2> Малкина И.Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: Автореф. дис.... к.ю.н. М., 2001. С. 9.

 

В Энциклопедии общественного международного права дано следующее определение неправительственной организации: "Неправительственными организациями являются частные организации (объединения, федерации, союзы, общества), группы, не учрежденные правительством или межправительственными соглашениями, но способные играть определенную роль в международных отношениях своей деятельностью, члены которых обладают независимым правом голоса. Членами МНПО могут быть как индивидуальные лица (частные граждане), так и юридические лица. В том случае, если членство или деятельность организации ограничивается пределами определенного государства, можно говорить о национальной МНПО, в случае же выхода за пределы одного государства - о международной МНПО" <1>.

--------------------------------

<1> Новицкий М.А. Неправительственная организация перед лицом Европейской комиссии по правам человека. М., 1999. С. 11.

 

По мнению Ф. Брайар и М.Р. Джалили, МНПО отвечают трем критериям:

- международный характер состава и целей;

- частный характер учредительства;

- добровольный характер деятельности.

Ф. Брайар и М.Р. Джалили под МНПО понимают структуру сотрудничества в специфических областях, объединяющего негосударственные институты и индивидов нескольких стран: религиозные организации (например, Всемирный совет церквей); организации ученых (например, Пагуошское движение); спортивные (ФИФА); профсоюзные (МФП); правовые (Международная амнистия) и тому подобные организации, учреждения и ассоциации <1>. Кроме всего прочего, политическая воля МНПО к сотрудничеству должна быть зафиксирована в учредительных документах; должно быть наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации и автономность компетенции и решений.

--------------------------------

<1> См.: Braillard Ph., Djalili M.R. Les relations internationales. Paris, 1988. P. 31.

 

Исходя из этого Ш. Зоргбиб считает, что термин МНПО включает три вида организаций или институтов. Во-первых, это "силы общественного мнения". Они не могут составить реальную конкуренцию государствам как международным акторам с точки зрения влияния на мировую политику, но оказывают существенное воздействие на международное общественное мнение. Сюда относятся разного рода "интернационалы": политические (например, Социнтерн); религиозные (например, Экуменический совет церквей); гуманитарные (Международный комитет Красного Креста). Во-вторых, это "частные транснациональные власти", т.е. организации и институты, символизирующие появление на мировой арене новых "экономических, оккультных и неконтролируемых" сил. Они выражают расхождение между политической и экономической властью в международных отношениях и серьезно влияют на организацию "мирового общества" <1>.

--------------------------------

<1> Zorgbibe Ch. Les Les relations internationales. Paris, 1991. P. 91 - 118.

 

Консультативный статус при межправительственной организации (например, при ЭКОСОС) предоставляет МНПО право участвовать в выработке повестки дня Совета, передавать ему письменные информационные заявления, специальные научные и технические исследования, обследования, разрабатывать по поручению Совета специальные документы, выступать с устными заявлениями. И самое главное, МНПО имеют возможность участвовать в международных конференциях, созываемых ООН, работать, в частности, на стадии их подготовки, что представляется немаловажным с точки зрения участия МНПО в международном правообразовательном процессе.

Консультативные отношения с межправительственными организациями дают МНПО практическую возможность оказывать непосредственное влияние на процесс международного правообразования в рамках МПО. Для этого существуют несколько путей: выявление МНПО пробелов в правовом регулировании в различных областях международного права; доведение информации о выявленных пробелах до соответствующего органа МПО или государства; оказание содействия межправительственным организациям в разработке проектов резолюций и конвенций; формирование общественного мнения и доведение до сведения государств и межправительственных организаций мировой общественной позиции относительно проблем, требующих международно-правового регулирования.

Подобным консультативным статусом при ЭКОСОС обладают следующие МНПО по охране окружающей среды: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Консультативный комитет по охране моря (АКОПС), ЭкоМир - форум неправительственных организаций Среднего Востока по защите окружающей среды, Международный экологический центр связи (ЕЛСИ), Всемирная организация законодателей за сбалансированную окружающую среду (ГЛОБЕ международная), Гринпис международный, Международные сообщества возрождения Земли (ИКРЕ), Международный фонд защиты животных (ИФАВ), Международная ассоциация нефтяной промышленности по охране окружающей среды (ИПИЕКА), международное общество "Врачи за охрану окружающей среды" (ИСДЕ) <1>.

--------------------------------

<1> Энциклопедия международных организаций / Гл. ред. Л.Н. Галенская. Т. 2: Международные неправительственные организации. СПб., 2006.

 

В настоящее время при всем разнообразии схем взаимодействия с МНПО наиболее широкое международное признание получило определение МНПО, заложенное в:

- Резолюции Экономического и Социального Совета ООН 228 (X) от 27 февраля 1950 г., принятой с целью конкретизации признаков МНПО, для проведения в соответствии со ст. 71 Устава ООН соответствующих консультаций, содержащей следующее определение МНПО: "Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной";

- Европейской конвенции о признании правосубъектности МНПО, принятой Советом Европы 24 апреля 1986 г., которая выделяет три главных признака МНПО: "некоммерческая цель деятельности, создание в соответствии с внутренним актом какого-либо государства, осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах".

Специальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) отмечает, что МНПО, как правило, представляет собой частные и некоммерческие организации с относительно небольшими и гибкими структурами. Они обычно создаются для целей обслуживания, религиозных и благотворительных целей и в значительной степени финансируются за счет добровольных взносов. Однако ЭСКАТО также отмечает, что в различных ситуациях возникают различные виды МНПО, играющие в значительной степени разные роли, и поэтому они не поддаются единому определению ввиду огромного разнообразия в их происхождении, структурах, целях и функциях.

Большинство МНПО, обладающих специальной природоохранительной компетенцией, занимаются вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них - Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.д.

Наиболее крупной и авторитетной МНПО является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г., штаб-квартира в Гланде (Швейцария). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. Членами МСОП могут быть как правительства стран, так и отдельные государственные органы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, вносящие свой вклад в дело охраны природы. От Российской Федерации членами МСОП являются Государственный комитет по охране окружающей среды, Всероссийское общество охраны природы и др.

Высшим органом МСОП является Генеральная ассамблея, сессии которой проводятся один раз в три года. В период между сессиями Генеральной ассамблеи делами Международного союза управляют Совет МСОП во главе с Президентом МСОП и бюро Совета (7 человек).

Союз объединяет 82 государства (в том числе и Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии), 111 правительственных учреждений, более 800 неправительственных организаций и около 10000 ученых и экспертов из 181 страны мира. Миссия организации состоит в том, чтобы влиять, поощрять и помогать обществам во всем мире сохранять целостность и разнообразие природы и гарантировать, что любое использование природных ресурсов равноправно и экологически жизнеспособно. В состав Союза кроме его организаций-членов входят шесть научных комиссий и профессиональный секретариат.

Природоохранительная деятельность МСОП ведется в шести основных направлениях, каждое из которых возглавляется комиссией (по национальным паркам, по политике, праву и управлению и др.), членами которой являются государственные и общественные деятели, ученые и другие лица, активно сотрудничающие в достижении целей охраны окружающей среды.

В рамках своей деятельности МСОП подготовил проекты международных конвенций об охране водно-болотных угодий, об ограничении международной торговли видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, и провел ряд мероприятий: одно из первых - целенаправленная работа по сбору данных о редких и исчезающих видах животных. В 1996 г. собранные данные были опубликованы под названием "Красная книга фактов", в которую были внесены исчезающие и редкие животные, разделенные на четыре категории: исчезающие виды, редкие, сокращающиеся виды и виды, степень угрозы для которых не установлена. Позже добавилась еще одна категория: виды, которым угрожало исчезновение.

Деятельность МСОП направлена на сохранение почвы, вод, атмосферного воздуха, растений, животных и других природных богатств. Союз стремится предотвратить ухудшение окружающей природной среды, в том числе нетронутых участков природы, разрабатывает методы, с помощью которых можно было бы наилучшим образом разрешить эти проблемы. МСОП играет ведущую роль в охране редких видов животных и растений, особенно тех, которые находятся под угрозой вымирания и исчезновения, в сохранении условий обитания диких животных, в развитии заповедного дела, поддерживая создание национальных парков и резерваторов.

Тот факт, что охрана природы неуклонно превращается в одну из самых животрепещущих проблем человечества, неразрывным образом связанную с борьбой за мир и социально-экономическим прогрессом, вынуждает МСОП разрабатывать естественнонаучные принципы и методы охраны природы. В деле разработки естественнонаучных принципов и методов охраны природы и бережливого использования природных ресурсов исключительно важная роль принадлежит регулярно проводимым МСОП с Генеральной Ассамблеей ООН научно-техническим конференциям, "являющимся фактически сессиями "Всемирного парламента" по охране природы" <1>.

--------------------------------

<1> См.: IUCN Tenth Anniversary. 1948 - 1958. Brussels, 1958. P. 8.

 

Первая из подобных конференций, созванная при содействии ЮНЕСКО 22 - 29 августа 1949 г. в Лейк-Саксессе (США), была посвящена развитию природоохранительного просвещения, расширению экологических исследований в решении вопросов сбережения природных ресурсов, усилению охраны редких и исчезающих видов животных <1>. В работе конференции приняли участие председатель ЭКОСОС ООН и ряд глав делегаций стран - членов ООН <2>.

--------------------------------

<1> См.: Proceedings and Papers of the International Technical Conference on the Protection of Nature. Lake Success. August. 1949 // Oryx. Vol. 1 Issue 04. December 1951. P. 210 - 211.

<2> См.: Proceedings of the First World Conference on National Parks. June 3 - July 7, 1962. Seattle; Wash., 1964. P. 331.

 

Из 40 резолюций, принятых на VIII сессии Генеральной ассамблеи МСОП в 1963 г., только три резолюции относительно установления более строгого правового режима охраны некоторых заповедников на Суматре, введения абсолютной защиты ряда уникальных видов животных, обитающих на Занзибаре, не были выполнены правительствами Индонезии и Танзании. Сам круг затрагиваемых в резолюциях Генеральной ассамблеи МСОП вопросов непрерывно расширяется главным образом за счет рекомендаций, касающихся международных, а не внутригосударственных природоохранных проблем. Почти все рекомендации IX Генеральной ассамблеи МСОП по усилению межгосударственного сотрудничества и контактов с другими международными организациями, совершенствованию охраны китов, анчоусов у побережья Перу, мигрирующих птиц, установлению строгой регламентации использования ядохимикатов дали положительные результаты.

В 1962 г. XII сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО и XVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН деятельность МСОП по охране природы получила всеобщее признание. В 1949 - 1961 гг. ЭКОСОС, ЮНЕСКО и ФАО предоставили Союзу статус консультативной организации категории "В", что предполагает обмен консультациями, информацией и взаимную помощь.

МСОП в процессе своей деятельности разрабатывает не только научные концепции, но и проекты международных нормативных актов. По просьбе Организации африканского единства МСОП разработал проект нового международного договора по охране фауны и флоры африканского континента взамен Лондонской конвенции по охране фауны и флоры Африки 1933 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М., 1970. С. 80.

 

МСОП оказывал содействие Межправительственной морской консультативной организации в создании улучшенной редакции Лондонской конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. В тесном сотрудничестве с Международным советом по охране птиц был подготовлен проект Парижской конференции по охране птиц 1950 г., подписанный некоторыми странами. Кроме того, в 1961 г. Международным бюро по изучению водоплавающих птиц, Международным советом по охране птиц и МСОП была разработана программа учета сохранения и улучшения водно-болотных угодий (проект MAR) <1>.

--------------------------------

<1> См: МНПО и учреждения: Справочник. М., 1982. С. 285.

 

Таким образом, МСОП, являясь смешанной МНПО, не обладая правами субъекта международного права на создание норм международного права, тем не менее принимал участие в подготовке проектов международных нормативных документов, что свидетельствует об увеличении роли международной общественности, выступающей в лице МНПО, в международных отношениях и праве.

Как мы видим, МНПО оказывают активное влияние на нормотворческую деятельность в области международного и национального экологического права. Хотя формально-юридически их решения не являются обязательными для государств, тем не менее в определенных случаях, особенно с учетом роста масштабов и значения народной дипломатии, эти организации оказывают существенное воздействие на государства и международные отношения путем подготовки для принятия правительствами и МНПО текстов международных конвенций и соглашений, парламентами - национальных законодательных актов в области экологического права, силой общественного мнения, организованностью своих массовых мероприятий и все более возрастающей компетентностью своей деятельности.

Как отмечал в марте 2000 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, "сегодня глобальные вопросы уже не являются исключительной прерогативой министерств иностранных дел, а государства перестали быть единственным инициатором решений для многочисленных проблем нашей небольшой планеты. Вместе с национальными механизмами принятия решений в творческой разработке новых форм глобального управления принимают участие многочисленные, разнообразные и все более влиятельные негосударственные субъекты. Чем сложнее проблема - будь то переговоры о введении запрета на наземные мины, введение ограничений на выбросы, которые способствуют глобальному потеплению, или учреждение Международного уголовного суда, - тем чаще мы видим, что в поиске консенсусных решений вместе с государствами участвуют неправительственные организации, учреждения частного сектора и многосторонние агентства" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Аннан Кофи. Мы народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке. Нью-Йорк, 2000.

 

Тенденции к решению проблемы охраны природы с учетом естественнонаучных, социально-экономических и политико-правовых ее аспектов становятся все более отчетливыми и во всех международных ассоциациях - членах МСОП. Данное обстоятельство представляется особенно важным в настоящее время, когда вопросы охраны природы настоятельно требуют совершенствования правовой основы деятельности международных специальных учреждений, консолидаций их усилий и программ. Международный союз охраны природы и природных ресурсов неуклонно развивает свои связи с международными правительственными организациями системы ООН. Данный процесс отражает тенденции к упрочению сотрудничества государств, межправительственных организаций, международной общественности в решении обостряющихся вопросов разумного отношения общества к естественным богатствам мира, в частности в рамках ООН. ЭКОСОС в ответ на неоднократные обращения МСОП признал заповедники одним из методов комплексной охраны природы, разумной формой использования земли. XXVII и XXXI сессии ЭКОСОС (1959, 1961 гг.), выразив единодушное убеждение в том, что "национальные парки и другие заповедники служат источником вдохновения для человека и способствуют развитию его культуры и подъему его благосостояния, а также имеют ценность с экономической и научной точек зрения", приняли решения о составлении Генеральным секретарем ООН в сотрудничестве с МСОП, ФАО и ЮНЕСКО полного перечня природных резерватов государств, входящих в ООН. Подготовленный МСОП "Список национальных парков и аналогичных заповедников" стран - участниц ООН получил одобрение ЭКОСОС и опубликован в качестве документа ООН в 1967 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Liste des Unies des Pares Nationaux et Reserves Analogues, UICN/Publications Nouvelle. Serie N 11. 1967.

 

Из числа международных неправительственных организаций юридического профиля, вносящих существенный вклад в решение проблем в сфере охраны окружающей среды, можно также выделить:

- Консультативный комитет по охране моря, АКОПС (The Advisory Committee on Protection of the Sea, ACOPS), создан в 1952 г. Это одна из первых природоохранных всемирных неправительственных организаций, основной целью которой является изучение, исследование проблем загрязнения морской среды. Штаб-квартира АКОПС находится в Лондоне (Великобритания);

- ЭкоМир - форум неправительственных организаций Среднего Востока по защите окружающей среды (The EcoPeace - Middle East Environmental NGO Forum), образованный в 1994 г. и занимающийся вопросами повышения способности природоохранных неправительственных организаций работать совместно с правительствами для решения вопросов охраны окружающей среды; совместного решения общих для регионов проблем; помощи в сборе информации и участии в деятельности по защите окружающей среды и публичному обучению; решения трансграничных или общих региональных проблем в области охраны окружающей среды путем эффективного сотрудничества природоохранных неправительственных организаций; содействия рациональному использованию природных ресурсов и наследия региона, а также достижения устойчивого развития и мира в регионе. Штаб-квартира находится в Иерусалиме (Израиль);

- Форум средиземноморских неправительственных организаций по экологии и устойчивому развитию, созданный в 1995 г. (The Forum of Mediterranean NGO's for Ecology and Sustainable Development, MED Forum), является сетью неправительственных организаций стран бассейна Средиземного моря. Основными целями Форума являются содействие защите окружающей среды в рамках устойчивого развития и совместное управление районом Средиземного моря и его побережья на основе содружества. Штаб-квартира находится в Барселоне (Испания);

- Международный фонд защиты животных, ИФАВ (The International Fund for Animal Welfare, IFAW), создан в 1969 г. Цели ИФАВ: защита диких и домашних животных во всем мире путем сокращения их коммерческого использования; оказание помощи животным при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях; поощрение альтернатив в использовании диких животных в традиционной медицине; мониторинг торговых переговоров, которые затрагивают животных и места их обитания. Штаб-квартира находится в Ярмут-Парке (США);

- международное общество "Врачи за охрану окружающей среды", ИСДЕ (The International Society of Doctors for the Environment, ISDE), создано в 1990 г. Цели организации: содействие здоровью человека через защиту и восстановление окружающей среды; проявление осторожности врачами и представителями других профессий в принятии решений и обнародовании сведений о воздействии на здоровье человека ухудшения окружающей среды в регионах и во всем мире; содействие устойчивому развитию. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария);

- Средиземноморский совет по пожарам, МБК (The Mediterranean Council for Burns and Fire Disasters, MBC), создан в 1983 г. Цели организации: поддержание постоянного сотрудничества по вопросам предотвращения пожаров и преодоления их последствий между специалистами из средиземноморских государств, с тем чтобы внедрить высокие стандарты противопожарной безопасности во всех государствах; обеспечить сотрудничество между всеми государствами посредством информационного обмена с использованием всех доступных средств. Штаб-квартира находится в Палермо (Италия);

- Фонд Рейнфорест (The Reinforest Foundation) создан в 1998 г. Цели Фонда: оказание помощи коренным народам и населению тропических лесов в их усилиях защитить свою окружающую среду и использовать свои права путем оказания им содействия в обеспечении контроля над естественными ресурсами, необходимыми им для их благосостояния, и управления этими ресурсами таким образом, чтобы не причинять вред окружающей среде и их культуре; разработка средств защиты их индивидуальных и коллективных прав. Деятельность Фонда проводится в соответствии с проектами, разработанными для зоны тропических лесов. Такие проекты имеются для Африки (из них три реализуются в Демократической Республике Конго), Мадагаскара, Перу, Венесуэлы. Штаб-квартира находится в Лондоне (Великобритания);

- Всемирный фонд дикой природы, ВВФ (The World Wide Fund for Nature International, WWF), основан в 1961 г. Основная цель создания и деятельности ВВФ - остановить нарастающую деградацию природной среды планеты для достижения гармонии человека и природы.

Исходя из цели важнейшими направлениями деятельности Фонда являются: защита наземных биологических ресурсов внутри экосистем; создание и поддержание уникальной системы особо охраняемых природных территорий; охрана редких животных и растений; развитие программ по сохранению лесов и устойчивому лесопользованию; поддержка природоохранного просвещения и образования; развитие возможностей достижения "баланса интересов" человека и окружающей его среды. Штаб-квартира находится в Швейцарии;

- Гринпис международный (Greenpeace International) - международная экологическая организация, созданная в 1971 г. в Канаде. Основная задача Гринпис - изменение отношения людей к природе, воздействие на общественное мнение. Штаб-квартира находится в Амстердаме (Нидерланды). Гринпис появился как группа единомышленников, готовых своим примером, протестом изменить ситуацию, способствовать решению экологических проблем. Сегодня Гринпис - это мощная международная сила, опирающаяся на поддержку более 2,5 млн. человек. Таким образом, организация способна оказывать давление на правительства и корпорации, оставаясь при этом независимой общественной организацией. Национальные организации Гринпис существуют более чем в 40 странах мира, объединяя людей, живущих на разных континентах, с различным цветом кожи, говорящих на множестве языков.

Основная цель - добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Гринпис существует только за счет пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.

Гринпис известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам. Свидетельствование - один из принципов Гринпис. Организация стремится побывать на месте экологического преступления и предоставить людям независимую и достоверную информацию. В 1970-е годы Гринпис проводил множество кампаний против коммерческой охоты на китов. Первая экспедиция Гринпис отправилась из канадского города Ванкувер, чтобы провести акцию протеста возле советских китобойных кораблей. Активисты Гринпис маневрировали на небольших надувных лодках между кораблями и животными, на которых были направлены гарпуны, прикрывая исполинов своими телами. Впервые в истории китобойной индустрии охотники на китов столкнулись с противостоянием против их жестокого промысла. Гринпис продолжал подобную тактику протеста перед исландскими, испанскими и японскими охотниками на китов. В 1982 г. Гринпис добился рассмотрения Международной китобойной комиссией моратория на коммерческую охоту на китов, который с 1986 г. вступил в силу. В 1994 г. зона антарктических морей была объявлена заповедником для китов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.