Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание механизма международного управления 3 страница




Вместе с тем между Дополнительным протоколом I и Конвенцией ЭНМОД 1976 г. существуют различия. Конвенция в отличие от Протокола применяется как в мирное, так и в военное время. Вместе с тем сфера применения Протокола шире, чем Конвенции, в том, что касается средств, подпадающих под действие документа, поскольку все средства, способные причинить обширный и долговременный ущерб природной среде, охватываются положениями Конвенции.

При характеристике уровня запрещенного ущерба Протокол характеризует его как "серьезный", "обширный", "долговременный", а Конвенция запрещает использование средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия. Данные понятия не раскрываются в указанных договорах. Если в соответствии с Протоколом при оценке причиненного ущерба все три характеристики должны наличествовать одновременно, то по Конвенции достаточно одного из названных условий. Иными словами, формула, используемая в Конвенции, подразумевает, что соответствие одному из критериев уже позволяет квалифицировать действие как запрещенное международным правом. Однако метод и средства ведения войны не становятся незаконными по ст. 35 Протокола, если эти условия не выполняются кумулятивно.

В пояснительных документах по разработке указанных соглашений уточняются условия, касающиеся широких, долгосрочных и серьезных последствий. Применительно к Конвенции долговременными являются последствия, когда они продолжаются в течение нескольких месяцев или одного времени года. Продолжительность долговременного ущерба, как он понимается в Протоколе, измеряется годами и даже десятилетиями. Последствия ущерба являются широкими, когда они охватывают пространство площадью несколько сот квадратных километров. Что касается пространственного масштаба ущерба, то документы по подготовке Дополнительного протокола I не содержат никаких общих пояснений по данному вопросу. Последствия оцениваются как серьезные, когда они приводят к серьезным или ощутимым нарушениям либо причиняют серьезный или ощутимый вред здоровью человека, природным и экономическим ресурсам или иным богатствам, а согласно Дополнительному протоколу I - ущерб здоровью или выживанию населения.

В настоящее время вопрос об оценке рассматриваемых характеристик ущерба, причиняемого природной среде в ситуации вооруженного конфликта, продолжает вызывать дискуссии. Тенденция его решения состоит в том, что узкое толкование ст. ст. 35 (ч. 3) и 55, которое преобладало в 1977 г., возможно, следовало бы рассматривать как устаревшее, особенно учитывая тот факт, что понятие обширного, долговременного и серьезного ущерба в том виде, в каком оно толковалось во время подготовительных работ, юридически не определено в самом Протоколе, в результате чего характер последнего остается относительным, подверженным изменениям и эволюции в зависимости от оценки квалифицирующим органом <1>.

--------------------------------

<1> Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Пер. с фр. М., 2011. С. 339 - 341. См. также: Hulme K. Taking Care to Protect the Environment Against Damage: a Meaningless Obligation? // Int. Review of the Red Cross. Vol. 92. N 879. Sept. 2010. P. 675 - 691.

 

Протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III) от 10 октября 1980 г. к Конвенции 1980 г. (п. 4 ст. 2) также содержит положение, направленное на защиту природной среды: "...леса или другие виды растительного покрова" не должны превращаться в "объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда они сами являются военными объектами".

Следующим шагом стал Римский статут 1998 г., учредивший Международный уголовный суд, который обладает юрисдикцией в том числе в отношении военных преступлений. К таким военным преступлениям относится умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством (ст. 8 (2) (b) (iv)).

Одним из значительных обстоятельств, влияющих на определение обязательств по защите природной среды, является квалификация вооруженного конфликта. В отличие от Дополнительного протокола I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г., включая нормы по защите гражданского населения, прямо не предусматривает положений о сохранении природной среды. Тем не менее в Протоколе содержатся нормы, выполнение которых косвенно обеспечивает защиту природной среды. К ним относятся нормы, к примеру, о защите объектов, необходимых для выживания гражданского населения, а также о защите установок и сооружений, содержащих опасность. Руководящие принципы для военных уставов и инструкций 1994 г. призывают сторон - участников вооруженного конфликта немеждународного характера применять те же нормы, обеспечивающие охрану окружающей среды, которые применяются в международном вооруженном конфликте.

Большинство международных правовых положений, защищающих окружающую среду во время вооруженного конфликта, были разработаны для международных вооруженных конфликтов и не могут непосредственно применяться к внутренним конфликтам. Вместе с тем и общие принципы различия, необходимости и пропорциональности не могут быть достаточными, чтобы ограничить ущерб окружающей среде. Такие выводы сделаны в исследовании экспертов ЮНЕП "Защита окружающей среды во время вооруженного конфликта", проведенном в 2009 г.

Эксперты МККК отмечают, что практика государств устанавливает соответствующие нормы по защите природной среды в качестве норм обычного международного права, применяемых во время международных и, по некоторым утверждениям, немеждународных вооруженных конфликтов. К ним относятся следующие нормы.

1. Общие принципы ведения военных действий применяются и к окружающей среде. Никакая часть окружающей среды не может стать объектом нападения, за исключением случаев, когда она является военным объектом. Запрещено уничтожение любой части окружающей среды, если этого не требует настоятельная военная необходимость. Запрещены нападения на военный объект, которые, как можно ожидать, попутно повлекут за собой такой ущерб окружающей среде, который был бы чрезмерным по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу.

2. При использовании методов и средств ведения войны должны надлежащим образом приниматься во внимание защита и сохранение окружающей среды. При проведении военных операций должны быть приняты все возможные меры предосторожности, чтобы избежать случайного ущерба окружающей среде или во всяком случае свести его к минимуму. Отсутствие точных научных знаний о последствиях определенных военных операций для окружающей среды не освобождает сторону в конфликте от принятия таких мер предосторожности.

3. Запрещается использовать методы и средства ведения войны, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб окружающей среде.

В ходе вооруженных конфликтов, как международных, так и немеждународных, применение определенных методов и средств ведения войны может иметь серьезные, а иногда и катастрофические последствия для окружающей среды. В международном праве существуют специальные нормы по защите природной среды в период вооруженных конфликтов, однако повышение уровня защиты требует более четкого определения сферы применения норм обычного права и дальнейшего развития договорных норм. Действующее международное право призывает государства заключать между собой другие соглашения, предусматривающие дополнительную защиту природной среды в период вооруженных конфликтов.

 

Глава XII. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

§ 1. Понятие концепции устойчивого развития

 

Устойчивое развитие - это общественно-политическая концепция развития человечества, предполагающая гармоничное развитие природы и человека, а именно "взаимодействие экономического роста, социального развития и защиты окружающей среды, в целях удовлетворения потребностей существующих и будущих поколений населения всех стран" <1>.

--------------------------------

<1> Шакиров А.Д. О концепции устойчивого развития и ее принципах // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманит. науки. 2011. Т. 153. Кн. 1. С. 224.

 

Концепция устойчивого развития является достаточно новым явлением для международных отношений. Однако еще в начале XX в. академик В.И. Вернадский впервые стал рассматривать человека и природу как единое целое. Его теория существования ноосферы стала одним из предвестников возникновения концепции. Зародыши концепции устойчивого развития можно найти и в работах К.Э. Циолковского. Он предложил идею обживания других планет, так как существующие темпы роста человечества становятся опасными для Земли <1>. Последовавшие две мировые войны затормозили разработку данного направления в науке, выдвинув на первый план задачу недопущения подобных разрушительных войн и обеспечение мира и безопасности на Земле.

--------------------------------

<1> Там же. С. 216.

 

Но уже в 50-е годы XX в. нарушение равновесия между деятельностью человека и окружающей средой снова стало темой общественно-политического обсуждения. В печати появилось много статей и книг на экологическую тему. Наиболее заметные из них роман Рэчел Карсон "Безмолвная весна" <1>, посвященная вредному действию пестицидов на живые организмы, и сочинение Гаррета Хардина "Трагедия общественного достояния" <2>, провозгласившее окружающие нас воздух и воду общественным достоянием и требующее принятия незамедлительных мер по их защите.

--------------------------------

<1> Carson R. Silent Spring. Boston, 1962.

<2> Hardin G. The Tragedy of the Commons // Science. 1968. Vol. 162. N 3859. P. 1243 - 1248.

 

Серия экологических катастроф в 1950 - 1960-е годы актуализировала проблему. Отравление талидомидом <1> вызвало случаи врожденного уродства у младенцев. Затем произошли авария танкера "Торри Каньон" <2> и авария на АЭС "Три-Майл Айленд" <3>. Тогда же шведские ученые установили, что гибель рыбы и других живых организмов в тысячах озер страны связана с трансграничным воздушным переносом загрязнений из Западной Европы <4>.

--------------------------------

<1> Талидомид - седативное снотворное лекарственное средство, получившее широкую известность из-за своей тератогенности, после того как было установлено, что в период с 1956 по 1962 гг. в ряде стран мира родилось по разным подсчетам от 8 тыс. до 12 тыс. детей с врожденными уродствами. Талидомидовая трагедия заставила многие страны пересмотреть существующую практику лицензирования лекарственных средств, ужесточив требования к лицензируемым препаратам.

<2> 18 марта 1967 г. либерийский танкер "Торри каньон" сел на мель у Лендс-Энда, Англия. В результате утечки около 30 тыс. т нефти на поверхности моря образовалось пятно площадью около 260 кв. км. 26 марта танкер раскололся. Данная и несколько последующих аварий танкеров привели к появлению "двухкорпусных" танкеров, что уменьшает возможность разлива нефти в случае аварии.

<3> 28 марта 1979 г. в США, штат Пенсильвания, г. Харрисбург, на АЭС "Три-Майл Айленд" произошла крупнейшая авария в истории ядерной энергетики США. В результате серии сбоев в работе оборудования и ошибок операторов на втором энергоблоке АЭС произошло расплавление 53% активной зоны реактора. В результате эта авария привела к всплеску общественного движения против ядерной угрозы.

<4> Специальное издание ЮНЕП. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее. 2003 (http://www.unep.org/geo/geo3).

 

В 1972 г. большой резонанс вызвала модель человеческого развития, разработанная Римским клубом и опубликованная в книге "Пределы роста" <1>. Суть данного исследования заключается в том, что земные ресурсы небесконечны и если сохранить те же темпы развития человечества и не принимать никаких мер по защите окружающей среды, то они истощатся уже к 2000 г., что приведет к катастрофическим последствиям.

--------------------------------

<1> Donella H. Meadows, Dennis L. Meadows, Jorgen Randers, William W. Behrens, III. The Limits to Growth: a Report for the Club of Rome's Project on the Predicament of Mankind. N.Y., 1972.

 

Таким образом, к началу 1970-х годов мировое сообщество, осознав важность проблемы сосуществования человека и природы, включило обсуждение данной проблемы в повестку дня практически всех крупных международных форумов. Среди наиболее значимых международных документов, формирующих основные нормы и положения концепции устойчивого развития в международном праве, можно выделить пять: Стокгольмская декларация 1972 г. по проблемам окружающей человека среды, доклад Комиссии Брундтланд "Наше общее будущее", Рио-де-Жанейрская декларация 1992 г. по окружающей среде и развитию, Декларация тысячелетия и Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 г.

Стокгольмская конференция. Точкой отчета в истории эволюции международного права по окружающей среде и становления в дальнейшем концепции устойчивого развития стало принятие в 1972 г. Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды. В данном документе не было никакого упоминания термина "устойчивое развитие", в то же время он заложил основу для формирования основных принципов концепции.

В преамбуле Декларации подчеркивалась связь экологических проблем с социально-экономической отсталостью. В развивающихся странах большинство проблем окружающей среды возникает из-за недостаточного развития. Миллионы людей продолжают жить в условиях, далеко отстающих от минимально необходимых для достойного человека существования, испытывают нехватку в пище и одежде, жилище и образовании, медицинском и санитарно-гигиеническом обслуживании. Поэтому развивающиеся страны должны направлять свои усилия на развитие, исходя из своих первоочередных задач и необходимости сохранять и улучшать качество окружающей среды.

В Декларации также подчеркивалось равенство между поколениями <1> и право народов на использование своих ресурсов <2>. Однако данное право должно быть ограничено определенными рамками - его действие заканчивается тогда, когда наносится ущерб окружающей среде другого государства <3>.

--------------------------------

<1> Охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества (преамбула).

<2> Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости (Принцип 2).

<3> Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции (Принцип 21).

 

Базовыми для становления права устойчивого развития стали Принципы 13 и 14 Стокгольмской декларации. Они гласили, что в целях обеспечения более рационального управления ресурсами государства должны выработать единый и скоординированный подход к планированию своего развития для обеспечения того, чтобы это развитие соответствовало потребностям охраны и улучшения окружающей среды на благо населения этих государств. Рациональное планирование является важным средством урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды. Баланс между окружающей средой и развитием, рациональное планирование и согласованный на международном уровне подход - эти основные компоненты международного права по устойчивому развитию были сформулированы именно в Стокгольме.

Результатом принятия Стокгольмской декларации стало усиление внимания к проблемам окружающей среды. Многими странами были приняты законы, охраняющие окружающую среду. Значительное число международных организаций выработали документы, признающие основным правом человека право на здоровую окружающую среду. По итогам Стокгольмской конференции была создана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Таким образом, несмотря на то что Стокгольмская декларация не носила обязывающий характер, она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие международного права в сфере защиты окружающей среды и на формирование концепции устойчивого развития.

Доклад Комиссии Брундтланд "Наше общее будущее". В целях изучения проблемы сосуществования природы и человека в 1983 г. была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, известная также как Комиссия Брундтланд. К разработке данного документа были привлечены правительства развитых и развивающихся стран, международные организации, представители деловых кругов и гражданского общества.

Доклад Комиссии под названием "Наше общее будущее" был опубликован спустя три года после проведения общественных слушаний по вопросам окружающей среды и развития. Именно в данном документе впервые было определено понятие "устойчивое развитие" как развитие, которое "удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности" <1>. По мнению известного американского правоведа Дэниела Мэгроу, данное определение пока не обладает статусом международной правовой нормы, но оно стало настолько часто употребляться, что приобрело полуофициальный статус <2>.

--------------------------------

<1> World Commission on Environment and Development. Our Common Future / Brunt-land G. (ed.). Oxford, 1987. P. 43.

<2> Daniel Barstow Magraw, Lisa D. Hawke. Sustainable Development // The Oxford Handbook of International Environmental Law / Daniel Bodansky, Jutta Brunnee, Ellen Hey (eds.). Oxford, 2007. P. 618.

 

Комиссия выделила новые для того времени глобальные экологические проблемы - глобальное потепление и истощение озонового слоя - и пришла к выводу, что существующие институциональные возможности, а также процесс принятия решений на национальном и международном уровне не позволяют справиться с решением текущих проблем.

В рамках Комиссии была сформирована Группа экспертов по экологическому праву. Этой Группой был представлен доклад под названием "Защита окружающей среды и устойчивое развитие: правовые принципы и рекомендации" <1>. Эксперты представили проект новой универсальной конвенции, консолидирующей и устанавливающей новые правовые принципы, нормы и ответственность стран по отношению к окружающей среде. Было предложено создать Комиссию ООН по защите окружающей среды и устойчивому развитию для наблюдения за исполнением данной конвенции. Более того, Группа предложила учредить должность Комиссара ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. Доклад также содержал такие положения, как право всех людей на здоровье и жизнь в благоприятной окружающей среде, экологическая защита, сохранение биоразнообразия, оптимальное использование природных ресурсов, оценка влияния на экологию, общественное участие в принятии решений и урегулировании споров.

--------------------------------

<1> Док. ООН A/42/427. Our Common Future: Report of the World Commission on Environment and Development, Annexe 1: Summary of Proposed Legal Principles for Environmental Protection and Sustainable Development Adopted by the WCED Experts Group on Environmental Law Summary of Proposed Legal Principles for Environmental Protection and Sustainable Development Adopted by the WCED Experts Group on Environmental Law (http://www.un-documents.net/ocf-a1.htm).

 

Результатом работы Комиссии Брундтланд стало увеличение роли общественности в принятии решений по проблемам окружающей среды. В разных странах стали образовываться соответствующие неправительственные организации. В Европе "партии зеленых" активно включились в политическую жизнь своих стран, значительно возросло число сторонников общественных экологических организаций. Многие положения доклада оказали огромное влияние на последующие форумы, касающиеся проблемы взаимодействия окружающей среды и концепции устойчивого развития.

Рио-де-Жанейрская декларация и Повестка дня на XXI век. Крупнейшим форумом за всю историю человечества стала проведенная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая приняла так называемую Декларацию принципов и Повестку дня на XXI век <1>.

--------------------------------

<1> Док. ООН A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I). Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (http://www.un.org/russian/document/declarat/riodecl.htm).

 

Отличием Рио-де-Жанейрской декларации (Декларации Рио) от Стокгольмской декларации было то, что защита окружающей среды уже не рассматривалась отдельно, а только в контексте общего развития человечества. Так, согласно Принципу 4 Декларации для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Страны имеют право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития. Наряду с правом человека на чистую окружающую среду было упомянуто право на развитие, которое должно быть реализовано так, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды (Принципы 1 - 3).

Кроме того, Декларация Рио содержит несколько процессуальных принципов, которые необходимы для достижения устойчивого развития. Государства должны немедленно уведомлять другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах (Принцип 18). Необходимо направлять предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводить консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли (Принцип 19). Эти принципы происходят из обычных норм международного экологического права и Декларация Рио включает их в контекст правового обеспечения устойчивого развития.

Таким образом, Декларация Рио попыталась конкретизировать правовые аспекты концепции устойчивого развития, указывая на ее основные компоненты, а также определяя механизмы достижения устойчивого развития.

Повестка дня на XXI век представляет собой план действий по реализации идеи устойчивого развития с учетом трех составляющих - социальной, экономической и экологической. Документ состоит из 40 глав, а содержащиеся в них рекомендации разделены по четырем основным направлениям:

- социальные и экономические проблемы: борьба с бедностью, изменение структуры и объема потребления, динамика и устойчивое развитие демографических процессов, защита и поддержание здоровья человека;

- проблемы окружающей среды: защита атмосферы, борьба с обезлесением и опустыниванием, устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских регионов, сохранение биологического разнообразия, защита ресурсов пресных вод и Мирового океана, экологически безопасное размещение и утилизация вредных отходов;

- усиление роли различных социальных групп: гендерное равенство, защита детей, молодежи, коренных народов, повышение роли неправительственных организаций, рабочих и профсоюзов, предпринимателей, фермеров и ученых;

- средства реализации Повестки дня на XXI век, такие как финансовые ресурсы, передача экологически чистых технологий, образование и обучение, международные институциональные соглашения, правовые инструменты и механизмы, предоставление информации для принятия решений.

На конференции были заключены еще несколько важных соглашений, которые непосредственно связаны с устойчивым развитием, среди них Рамочная конвенция ООН об изменении климата - договор, который обязывает государства направлять все свои усилия на стабилизацию "концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему" <1>. Документ, подтверждая основные принципы устойчивого развития, подчеркивает, что стороны имеют право на устойчивое развитие и должны ему содействовать (ст. 3). Конвенция о биологическом разнообразии, принятая на этой же конференции, призывает международное сообщество осуществлять в отношении природы "устойчивое использование компонентов [биологического разнообразия] и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов" (ст. 1). Положение о принципах устойчивого управления лесами (Принципы лесоводства) рекомендует государствам "содействовать рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию лесов" (преамбула, абз. "b").

--------------------------------

<1> Статья 2. FCCC/INFORMAL/84, Рамочная конвенция ООН об изменении климата (http://unfccc.int/resource/docs/convkp/convru.pdf).

 

Кроме того, по итогам конференции была учреждена Комиссия по устойчивому развитию. Она была создана "в целях эффективного осуществления решений конференции, а также укрепления международного сотрудничества и рационализации межправительственного механизма принятия решений для учета вопросов окружающей среды и развития и анализа прогресса в деле осуществления Повестки дня на XXI век на национальном, региональном и международном уровне" <1>.

--------------------------------

<1> Док. ООН A/Res/47/191. Institutional Arrangements to Follow up the United Nations Conference on Environment and Development, para.1 (http://www.un.org/documents/ga/res/47/ares47-191.htm).

 

Таким образом, акты, принятые в Рио-де-Жанейро, являются не только простым сводом норм существующего экологического международного обычного права, а обобщающим законотворческим документом, имеющим целью обеспечить устойчивое развитие человека в окружающей его среде <1>. При этом если сама Декларация Рио и Повестка дня на XXI век подпадают под категорию мягкого права, то Рамочная конвенция ООН по изменению климата и Конвенция ООН о биологическом разнообразии стали двумя обязывающими правовыми регуляторами для международного сообщества.

--------------------------------

<1> См.: Sumudu A. Atapattu. Emerging Principles of International Environmental Law. Ardsley: Transnational Publishers. 2006. P. 86 - 87.

 

В дальнейшем принципы устойчивого развития были подтверждены на многих международных конференциях 1990-х годов. Среди них:

- Всемирная конференция по правам человека, Вена, 1993 г.;

- Глобальная конференция по устойчивому развитию малых островных государств, Бриджтаун, Барбадос, 1994 г.;

- Четвертая всемирная конференция по правам женщин, Пекин, 1995 г.;

- Конференция ООН по проблемам населенных пунктов, Стамбул, 1996 г.;

- Всемирный саммит по проблемам обеспечения населения продовольствием, Рим, 1996 г.;

- Декларация тысячелетия.

В 2000 г. в Нью-Йорке состоялся Саммит тысячелетия. Мировое сообщество, проанализировав прошлое и подтвердив приверженность Уставу ООН и его основным принципам, приняла устойчивое развитие в качестве основополагающей концепции будущего развития человечества. В Декларации тысячелетия были выделены восемь целей развития, которые являются наиболее важными для достижения устойчивого развития:

- ликвидация крайней нищеты и голода;

- обеспечение всеобщего начального образования;

- поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

- сокращение детской смертности;

- улучшение охраны материнства;

- борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

- обеспечение экологической устойчивости;

- формирование глобального партнерства в целях развития.

Таким образом, главным итогом Саммита тысячелетия стало принятие восьми конкретных целей на период до 2015 г. Был разработан план действий, аккумулированы финансовые средства. В то же время этих действий оказалось недостаточно. Сегодня, по истечении почти 12 лет, мало у кого осталась надежда, что эти цели будут достигнуты к 2015 г. Во многом данная ситуация сложилась из-за того, что развитые страны слишком озабочены борьбой с последствиями финансового кризиса 2008 г. и сохранением уровня жизни собственных граждан, развивающиеся страны зачастую слишком коррумпированы, чтобы с толком использовать даже предоставляемые им в данный момент средства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.