КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание механизма международного управления 4 страница
Йоханнесбургская декларация. В 2002 г. в Йоханнесбурге была проведена Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбургский саммит). Если Стокгольмская конференция была сосредоточена на решении проблем окружающей среды, конференция в Рио-де-Жанейро - на раскрытии взаимозависимости проблем окружающей среды и развития, то Йоханнесбургский саммит в качестве основной цели выдвинул курс на достижение устойчивого развития. Еще одно отличие Йоханнесбургского саммита от прежних конференций заключалось в том, что на нем не была принята Декларация об основных принципах достижения устойчивого развития. Вместо этого были приняты Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне. В этих документах подчеркивается ключевое значение устойчивого развития и определяются пути реализации самых актуальных его задач. Были взяты обязательства с определенными сроками и целевыми показателями. Отдельно рассматривались особые потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств, при этом более пристальное внимание было уделено проблемам, касающимся устойчивой структуры производства и потребления, энергетики и горнодобывающей отрасли. Итоги Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге не были позитивно восприняты всеми участниками форума. Многие посчитали, что участники саммита сделали слишком мало в деле установления целевых показателей для обеспечения более широкого применения возобновляемых источников энергии. Разочарованы были те, кто ожидал создания какого-то обязывающего договора. Однако, по мнению Генерального секретаря конференции Н. Десаи, данная конференция заложила прочную основу для осуществления принятых решений и достижения дальнейшего прогресса. Йоханнесбургский план выполнения решений содержит в себе всего 50 страниц, это во многих отношениях более адресный и целенаправленный документ, чем Повестка дня на XXI век. Участники конференции согласовали первоочередные направления деятельности на глобальном уровне и договорились не останавливаться на словах <1>. Именно с этой точки зрения данная конференция оказалась успешной. -------------------------------- <1> Оценка результатов Встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге: что нового она принесла? (http://www.un.org/russian/conferen/wssd/story.htm).
4 декабря 2009 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о проведении в 2012 г. Конференции ООН по устойчивому развитию (КУР), которую также называют "Рио+20". Было заявлено, что целью проведения конференции будет подкрепление политического курса на устойчивое развитие. Основное внимание на этой конференции будет уделено таким вопросам, как искоренение нищеты, институциональные рамки устойчивого развития и "новый зеленый курс" мировой экономики <1>. -------------------------------- <1> Док. ООН A/RES/64/236. Осуществление Повестки дня на XXI век, Программы действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век и решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, 31 марта 2010 г. (http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/64/236).
Устойчивое развитие и финансовый кризис 2008 г. Большое влияние на процесс реализации концепции устойчивого развития оказал мировой финансовый кризис, который начался еще в 2008 г. Согласно Итоговому документу Конференции 2009 г. по вопросу о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для развития "кризис привел к возникновению или обострению серьезных и широкомасштабных, но не одинаковых последствий по всему миру. Со времени начала кризиса многие государства сообщили о негативных последствиях, различающихся по странам, регионам в зависимости от уровня развития и степени тяжести" <1>. -------------------------------- <1> Док. ООН A/RES/63/303. Итоговый документ Конференции по вопросу о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для развития, 9 июля 2009 г. (http://www.un.org/russian/documents/instruments/docs_subj_ru.asp?subj=61).
Среди наиболее важных последствий кризиса можно выделить сокращение денежных вливаний в реализацию целей развития за счет снижения иностранной помощи и инвестиций, сокращение объемов торговли и доступа к кредитам <1>. -------------------------------- <1> Так, в ежегодном Докладе Генерального секретаря о работе Организации за 2009 г. было обозначено невыполнение обязательств Группы 8 и Группы 20 по увеличению глобальной официальной помощи в целях развития к 2010 г. на 50 млрд. долл., в том числе и обязательства удвоить помощь Африке, увеличив годовой объем помощи на 25 млрд. долл. США (А/64/1. Доклад Генерального секретаря о работе Организации Объединенных Наций, 5 августа 2009 г. (http://www.un.org/ru/documents/sgreport/a-64-1/)).
Однако на последующих встречах по мере преодоления последствий кризиса был принят ряд серьезных мер по созданию устойчивой финансовой системы и реализации целей тысячелетия. Развитые страны подтвердили свои ранее принятые обязательства относительно увеличения помощи и содействия странам в достижении целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия. Устойчивое развитие и слаженность действий. Огромной проблемой в реализации концепции устойчивого развития является раздробленность среди различных акторов международных отношений. Все участники преследуют свои интересы. Так, например, даже в рамках ООН различные структуры Организации понимают саму концепцию и осуществляют деятельность по-разному. Комиссия по устойчивому развитию, одна из главных целей которой - координация различных структур ООН в достижении устойчивого развития, не справляется со своими задачами. Большое влияние на преодоление данной проблемы оказал доклад Группы высокого уровня по вопросу о слаженности в системе ООН применительно к развитию, гуманитарной помощи и окружающей среде, озаглавленный "Единство действий" <1>. В докладе содержится ряд рекомендаций, направленных на преодоление раздробленности Организации Объединенных Наций в целях обеспечения единства действий всей системы в условиях подлинного партнерства со всеми странами и в целях удовлетворения их потребностей, связанных с их усилиями по достижению целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия, и других целей развития, согласованных на международном уровне <2>. Было предложено создать центральные механизмы, обеспечивающие более логичную систему руководства, финансирования и управления. -------------------------------- <1> См.: Валеев Р.М. Защита окружающей среды на современном этапе развития международных отношений // Актуальные правовые проблемы охраны окружающей среды и природопользования: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. З.Ф. Сафин. Казань, 2009. С. 70. <2> Док. ООН А/61/583. Доклад Группы высокого уровня по вопросу о слаженности в системе Организации Объединенных Наций применительно к развитию, гуманитарной помощи и окружающей среде "Единство действий", 20 ноября 2006 г. (http://www.un.org/russian/events/panel/a61_583.pdf).
По инициативе Президента Французской Республики Жака Ширака 2 - 3 февраля 2007 г. в Париже состоялась конференция "Граждане Земли: управление окружающей средой на международном уровне". В ее работе приняли участие руководители неправительственных организаций, представители общественности из более чем 60 стран <1>. Было предложено создать в рамках системы ООН экологическую организацию с надлежащими полномочиями координировать необходимые природоохранные меры, направленные на сохранение нашей планеты для грядущих поколений. -------------------------------- <1> См.: Валеев Р.М. От Киотского протокола к новому Всеобъемлющему соглашению об изменении климата // Современные проблемы развития международного и конституционного права: Сб. материалов международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Д.И. Фельдмана / Отв. ред. Г.И. Курдюков, О.М. Смирнова. Казань, 2008. С. 60.
Участники Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге также уделили огромное внимание данной проблеме. Было создано свыше 300 добровольных сообществ, каждое из которых должно было обеспечивать сбор дополнительных ресурсов для поддержания усилий, предпринимаемых в целях достижения устойчивого развития. Диалог между заинтересованными сторонами, особенно правительствами, гражданским обществом и частным сектором вышел на новый уровень. Устойчивое развитие и бизнес. Большую роль в достижении устойчивого развития играет бизнес и, в частности, транснациональные корпорации (ТНК). Они аккумулировали в себе огромное количество финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение устойчивого развития. Именно поэтому задача привлечения ТНК к осуществлению целей развития становится наиболее актуальной. Основная проблема - заставить деловые круги и бизнес следовать принципам устойчивого развития. В целях решения этой задачи на Всемирном экономическом форуме 31 января 1999 г. Кофи Аннан в своем выступлении предложил руководителям деловых кругов присоединиться к международной инициативе - Глобальному договору <1>. В договоре содержится призыв к деловым кругам руководствоваться в своей деятельности девятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, норм трудовых отношений и охраны окружающей среды <2>. Среди экологических принципов можно выделить обязательство использовать принцип предосторожности, повышение ответственности деловых кругов за состояние окружающей среды и содействие развитию и распространению экологически безопасных технологий <3>. -------------------------------- <1> Press Release SG/SM/6881/Rev.1. Statement by the Secretary-General proposing the Global Compact on Human Rights, Labour and Environment in his address to the World Economic Forum in Davos, 31 January 1999 (http://www.un.org/News/ossg/sg/stories/statments_search_full.asp?statID=22). <2> См.: Валеев Р.М. Гражданское общество в деятельности Организации Объединенных Наций // Международные отношения и право: взгляд в XXI век: Материалы конференции в честь профессора Л.Н. Галенской / Под ред. С.В. Бахина. СПб., 2009. С. 468. <3> Принципы 7, 8, 9, Глобальный договор (http://www.unglobalcompact.org/Languages/russian/ten_principles.html).
Следует отметить, что зачастую и сам бизнес проявляет подобную инициативу. Так, например, несколько международных банков приняли так называемые "Принципы экватора", согласно которым банк берет на себя обязательство предоставлять займы только тем проектам, спонсоры которых смогут доказать способность и готовность обеспечивать социальные нормы и требования защиты окружающей среды. В прошлом обеспечение экологически и социально ответственного развития оставалось исключительно уделом заемщиков. От позиции невмешательства банки постепенно пришли к осознанию своей роли и ответственности в области рационального природопользования и регулирования социальных аспектов <1>. Одним из основных "Принципов экватора" является обязательная социальная и экологическая оценка проектов. Оценка представляет собой процедуру, в рамках которой определяются социальные и экологические последствия и риски (в том числе касающиеся труда, здоровья и безопасности), связанные с предлагаемым проектом. -------------------------------- <1> Суэллен Лазарус. О "Принципах экватора" (http://www.biodat.ru/nera/banks.htm).
Финансирование устойчивого развития. В марте 2002 г. в Монтеррее ООН провела конференцию, посвященную ключевым вопросам финансирования и устойчивого развития. Впервые в таком мероприятии приняли участие главы государств и правительств 50 стран, свыше 200 министров, а также лидеры частного сектора и гражданского общества, старшие должностные лица всех крупнейших межправительственных финансовых, торговых, экономических и валютных организаций. Такой формат встречи дал возможность провести трехсторонний обмен мнениями между представителями правительств, гражданского общества и деловых кругов по глобальным экономическим вопросам. По итогам конференции был принят Монтеррейский консенсус, в котором были определены основные мероприятия по финансированию развития. Под этими мероприятиями подразумевается не только создание специальных фондов (например, фонда по реализации), но и увеличение инвестиций из развитых стран в развивающиеся, доступ к высоким технологиям, расширение торговли и т.д. Важным решением стало принятие развитыми странами обязательства выделять 0,7% своего валового национального продукта (ВНП) на оказание помощи в целях развития, что можно рассматривать в качестве односторонне принятого обязательства <1>. -------------------------------- <1> См.: Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды: Монография / Отв. ред. К.А. Бекяшев. М., 2010. С. 69.
Огромное влияние на финансирование проектов, направленных на устойчивое развитие, оказывает структура Всемирного банка, которая в начале 1990-х годов кардинально изменила свои внутренние правила финансирования. На данный момент Банк не выдает кредиты под проекты, угрожающие окружающей среде или нарушающие права человека. Следует отметить и работу Всемирной торговой организации (ВТО). Ее деятельность направлена на увеличение товарооборота между странами и поэтому в значительной мере помогает привлечь новые финансовые средства в развивающиеся страны. Все действия ВТО в области торговли и экономической политики "должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня... расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития" <1>. -------------------------------- <1> См.: Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации, преамбула (http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13).
За весь период своего формирования концепция устойчивого развития претерпела большие изменения. Она превратилась из теории, пропагандируемой учеными, в одну из главных концепций развития всего человечества. Многие ее принципы стали основополагающими для международно-правового регулирования. В то же время результаты ее реализации на сегодняшний день неоднозначны. Ее дальнейшая судьба будет во многом зависеть от того, в какой мере теория устойчивого развития будет способна соответствовать условиям развития человечества в XXI в. Но для этого помимо своей теоретико-методологической обоснованности и привлекательности эта теория должна подкрепляться наличием необходимых и влиятельных организационно-политических, финансовых механизмов и инструментов. Принципы устойчивого развития постоянно эволюционируют. Они постепенно становятся одними из важнейших норм международного права. Хотя не существует соответствующего консолидирующего документа "жесткого права", принципы устойчивого развития эпизодически появляются в различных международных документах. Постепенно эти принципы становятся частью международного обычного права. Концепция устойчивого развития, охватывающая различные аспекты жизни народов и стран, уже не является всего лишь частью международного права по окружающей среде или частью международного торгового права. Более того, по мнению многих ученых, устойчивое развитие является международно-правовым институтом <1>. -------------------------------- <1> См.: Sands Ph. Principles of International Environmental Law. 2nd ed. Cambridge, 2003; Sumudu A. Atapattu, Emerging Principles of International Environmental Law. Ardsley, 2006.
Глава XIII. РОЛЬ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
§ 1. Универсальные международные организации по охране окружающей среды
Механизм международного управления в сфере охраны окружающей среды в рамках системы ООН образуют различные органы, учреждения, организации. ООН в соответствии с Уставом призвана осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и быть центром для согласования действий государств в достижении этой цели. Центральное место в системе организации международного природоохранного сотрудничества занимает Генеральная Ассамблея, которая может обсуждать любые вопросы, в том числе касающиеся охраны окружающей среды. ООН, в лице Генеральной Ассамблеи, выступает надлежащим форумом для осуществления согласованных политических действий по решению глобальных экологических проблем, что находит отражение в принимаемых Резолюциях: Международная ответственность государств в отношении окружающей среды (1972); Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений (1980); Экологическая перспектива до 2000 г. и далее (1987); Охрана глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества (2008) и др. При Генеральной Ассамблее имеется Научный комитет по действию атомной радиации, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и др. В докладах Генерального секретаря акцентируется внимание на угрозах состоянию окружающей среды и определяются задачи международного сотрудничества в сфере ее охраны. Наиболее значимыми по данным вопросам являются доклады "Обновление Организации Объединенных Наций: Программа реформ" (A/51/950); "При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех" (A/59/2005), ряд докладов, посвященных проблемам Мирового океана и морского права. Комиссия международного права (КМП) содействует осуществлению кодификации и прогрессивному развитию международного права, в том числе по охране окружающей среды. Проблемы охраны окружающей среды обсуждались на заседаниях КМП при разработке темы международно-правовой ответственности за правонарушения, а также ответственности за вредные последствия видов деятельности, не запрещенных международным правом. Комиссией были подготовлены Проекты статей о предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности (2001) и о распределении убытков в случае трансграничного ущерба, причиненного в результате опасных видов деятельности (2006). Комиссия также разработала Проект статей о несудоходных видах использования международных водотоков. В 2002 г. в программу работы была включена тема "Разделяемые природные ресурсы", по которой Комиссия предполагала сосредоточиться на вопросах, связанных с водными ресурсами, особенно замкнутых грунтовых водах, а также единых геологических структурах, включая залежи нефти и газа. В 2008 г. КМП представила Генеральной Ассамблее доклад, содержащий Проекты статей по праву трансграничных водоносных горизонтов. Основным органом в области окружающей среды, который призван обеспечить координацию в рамках системы ООН и содействовать сотрудничеству в интересах окружающей среды, является ЮНЕП, штаб-квартира которой расположена в Найроби (Кения). ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) была учреждена на основании Резолюции Генеральной Ассамблеи 2997 "Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды" (XXVII) от 15 декабря 1972 г. Мандат и роль ЮНЕП были подтверждены целым рядом международных документов. В гл. 38 Повестки дня на XXI век (1992) указывается на необходимость того, чтобы ЮНЕП играла более масштабную и активную роль в реализации решений Конференции по окружающей среде и развитию. В принятой Советом управляющих ЮНЕП и одобренной Генеральной Ассамблеей ООН Найробийской декларации о роли и мандате ЮНЕП 1997 г. говорится, что ЮНЕП является "основным органом ООН в области окружающей среды", и прямо указывается, что она должна выполнять роль "ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды". Мандат ЮНЕП рассматривался на 19-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1997 г. и в Декларации Мальме 2000 г. Главным органом ЮНЕП является Совет управляющих, который состоит из представителей государств, - 58 членов избираются Генеральной Ассамблеей на четырехлетний срок по принципу справедливого географического представительства. Совет управляющих ЮНЕП через ЭКОСОС представляет свои доклады Ассамблее. В структуру ЮНЕП также входят Комитет постоянных представителей и Секретариат. Среди основных функций Совета управляющих: - осуществление содействия международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление по мере необходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики; - обеспечение общего руководства по направлению и координации программ по окружающей среде в рамках системы Организации Объединенных Наций; - проведение анализа состояния окружающей среды, с тем чтобы возникающие экологические проблемы важного международного значения соответствующим образом рассматривались правительствами; - содействие тому, чтобы сообщества ученых и другие профессиональные сообщества вносили свой вклад в получение и оценку знаний по окружающей среде и обмен ими и информацией, а также, по мере необходимости, в технические аспекты разработки и осуществления природоохранных программ в рамках системы ООН; - рассмотрение и одобрение программы использования ресурсов Фонда по окружающей среде. ЮНЕП возглавляется Директором-исполнителем в ранге Заместителя Генерального секретаря ООН. В круг полномочий Комитета постоянных представителей входят следующие вопросы: - в пределах политических и бюджетных рамок, установленных Советом управляющих, анализировать, контролировать и оценивать выполнение решений Совета по административным и бюджетным вопросам и по вопросам программ; - анализировать проект программы работы и проект бюджета в ходе их подготовки секретариатом; - анализировать доклады, запрашиваемые от Секретариата Советом управляющих, на предмет эффективности, действенности и транспарентности функций и работы Секретариата и предлагать по ним свои рекомендации Совету управляющих; - готовить проекты решений для рассмотрения Советом управляющих на базе получаемых от Секретариата данных и на основании результатов осуществления указанных функций. Финансирование ЮНЕП осуществляется из регулярного бюджета ООН, Фонда окружающей среды, целевых фондов, параллельных взносов на конкретные мероприятия и услуги по проектам. Необходимым условием для обеспечения способности ЮНЕП осуществлять руководство и продвигать реализацию своей глобальной повестки дня в области устойчивого развития и защиты окружающей среды является широкое участие регионов. ЮНЕП имеет свои представительства для регионов Африки, Азии и Тихого океана, Западной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Северной Америки и Европы. С 1972 по 1982 гг. деятельность ЮНЕП в сфере международного экологического права осуществлялась главным образом ad hoc в форме принятия разовых актов в отношении той или иной проблемы. Начиная с 1982 г. ЮНЕП функционировала в соответствии с 10-летней стратегической программой, принятой Советом управляющих (программа Монтевидео). Одна из последних программ (Монтевидео III) посвящена эффективности международного экологического права; сохранению и управлению природными ресурсами; взаимодействию между международным экологическим правом и другими областями права и политики. В 1998 г. в рамках общей реформы по обновлению ООН Генеральный секретарь учредил целевую группу по окружающей среде и населенным пунктам ООН, которая завершила свою работу представлением Доклада в 1999 г. Рекомендацией целевой группы стало предложение об учреждении Глобального форума по окружающей среде на уровне министров, который будет проводить свои совещания ежегодно в рамках сессий Совета управляющих ЮНЕП. В 2005 г. государства утвердили Балийский стратегический план технологической поддержки и создания потенциала, который был направлен на то, чтобы сделать деятельность ЮНЕП, включая поддержку развивающихся стран, более целенаправленной, поскольку это должно служить достижению стоящей перед ЮНЕП общей цели борьбы с нищетой за счет продвижения концепции охраны окружающей среды в интересах развития. В Резолюции 61/205 от 20 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея вновь подтвердила роль Программы ООН по окружающей среде как главного органа системы ООН в области окружающей среды, которому следует, в рамках своего мандата, учитывать потребности развивающихся стран и стран с переходной экономикой в области устойчивого развития. На конференции в Париже (февраль 2007 г.) будущее ЮНЕП оценивалось с более радикальных позиций в плане создания на ее основе новой международной организации - ЮНЕО (United Nations Environment Organisation). Усиление мандата ЮНЕП необходимо с целью принятия эффективных мер для решения глобальных экологических проблем путем управления и определения тех аспектов деятельности, которые в настоящее время стали наиболее востребованными: - анализ состояния глобальной окружающей среды и оценка глобальных и региональных экологических тенденций, заблаговременное предупреждение об экологических угрозах, активизация международного сотрудничества по этим вопросам; - стимулирование развития международного экологического права в интересах устойчивого развития, включая развитие согласованного взаимодействия между существующими международными природоохранными конвенциями, ответственность за эффективное договорное развитие в сфере охраны окружающей среды; - мониторинг и стимулирование соблюдения принципов и международных соглашений в области окружающей среды и поощрение совместной деятельности по решению возникающих экологических проблем; - укрепление роли в обеспечении координации природоохранной деятельности в рамках системы ООН, а также функций учреждения - исполнителя Фонда глобальной окружающей среды. Деятельность ЮНЕП охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием. В настоящее время рабочие программы ЮНЕП сосредоточены на следующих основных направлениях: 1) информация, оценка и изучение состояния окружающей среды, включая потенциал реагирования на чрезвычайные ситуации, а также усиление функций раннего оповещения и оценки; 2) улучшение координации деятельности конвенций по вопросам окружающей среды и разработка документов по экологической политике; 3) пресноводные ресурсы; 4) передача технологий и промышленность; 5) оказание поддержки Африке. Функциональными программами ЮНЕП являются: оценка состояния глобальной окружающей среды, прогнозирование возникающих проблем и раннее оповещение о них; разработка политики в области окружающей среды и вопросы права окружающей среды; проведение политики в области окружающей среды; технология, промышленность и экономика; региональное сотрудничество и представительство; многосторонние соглашения по вопросам окружающей среды; вопросы связи и информирования общественности. В среднесрочной стратегии ЮНЕП (United Nations Environment Programme Medium-term Strategy) на 2010 - 2013 гг. "Окружающая среда для развития" выделены шесть стратегических направлений, выбор которых был обусловлен: научными знаниями и теми областями, в которых ЮНЕП обладает сравнительными преимуществами и ее деятельность может сыграть решающую роль; установленным мандатом; приоритетами, озвученными на глобальных и региональных форумах. В качестве приоритетных объектов обозначены: a) изменение климата; b) катастрофы и конфликты; c) экосистемное управление; d) экологическое руководство; e) вредные вещества и опасные отходы; f) эффективность использования ресурсов - устойчивое потребление и производство. Широкой компетенцией по реализации международной природоохранной деятельности обладает Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), которому непосредственно представляют доклады функциональные комиссии (Комиссия по устойчивому развитию), Региональные комиссии (ЕЭК, ЭСКАТО и др.), экспертные органы (Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировке химических веществ). Особая роль среди этих органов принадлежит Комиссии по устойчивому развитию. Комиссия состоит из 53 членов, которые избираются ЭКОСОС на основе географического критерия. Основной формой работы Комиссии являются ежегодные, начиная с 1993 г., сессии. В известном смысле Комиссия сотрудничает с Генеральной Ассамблей, поскольку через ЭКОСОС предоставляет ей рекомендации на основе обзора деятельности по имплементации Повестки дня на XXI век. В соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи Комиссия среди прочего <1>: -------------------------------- <1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (A/RES/47/191) "Организационные механизмы по осуществлению решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию" от 22 декабря 1992 г.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |