Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционный материал 7 страница




Отношения перевозки подвергнуты в Казахстане подробному правовому регулированию. Систему специального транспортного законодательства составляют:

1) законодательные акты о транспорте;

иные законодательные акты;

изданные в соответствии с законодательными актами пра­вила.

Законодательными актами о транспорте сегодня являются:

- Закон РК "О транспорте в Республике Казахстан" от 21 сен­тября 1994 г;

- Указ Президента РК, имеющий силу Закона, "Об использовании воздушного транспорта и деятельности авиации Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г.;

- Закон РК «О торговом мореплавании» от 17 января 2002 г.;

- Закон РК «О железнодорожном транспорте» от 8 де­кабря 2001 г.;

- Закон РК «О государственном регулировании гражданской авиации» от 15 декабря 2001 г.;

- Закон «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 года;

- а также Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом и на воздушных линиях РК и др.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п.1 ст. 688 ГК РК).

Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под отгрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель- предъявить груз к перевозке (ст. 696 ГК РК). Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать правовые формы: заявок, договоров об организации перевозок, административно- плановых актов и др.

Гражданский кодекс Республики Казахстан различает следующие договоры перевозки: договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договор фрахтования, договоры об организации перевозки, договор перевозки транспортом общественного пользования и др.

Договор перевозки грузов является взаимным, возмездным, реальным; договор перевозки транспортом общего пользования еще и публичным.

Договор перевозки пассажира - взаимный, возмездный, консенсуальный, а если перевозка осуществляется транспортом общего пользования – публичный.

Однако, следует иметь в виду, что природа договора перевозки вызывает споры. В основном они ведутся вокруг статуса грузополучателя. Одни авторы полагают, что последние являются самостоятельными участниками договора, а сам договор носит трехсторонний характер (*Тарасов М. А. Договор перевозки,- Ростов-на-Дону, 1965; Гражданское право. Учебник. Т.2 /Под ред. Суханова Е.А.,-М.: БЕК, 1993). Другие авторы придерживаются мнения, что в договоре перевозки отправитель и получатель груза являются одной стороной договора (*Либба И.П. Перевозочные документы по Уставу железных дорог СССР / Сб. Основные вопросы железнодорожного права,-М., 1925). Существует мнение, что договор грузовой перевозки является договором о вручении исполнения третьему лицу. (*Личков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов,-М., 1958). Наиболее распространенная точка зрения, что этот договор в пользу третьего лица.

Договор перевозки - это такой договор, в котором одна сторона, перевозчик, обязуется в срок доставить вверенный груз, пассажира, багаж, в пункт назначения а другая сторона клиент, обязуется оплатить вознаграждение оказанные транспортные услуги (внести провозную плату) (ст. ст. 689, 690 ГК РК.

Сторонами договора перевозки с одной стороны является пере­возчик, а с другой - клиент.

Перевозчиками могут быть юридические или физические лица, владеющие транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющие на это соответствующее разрешение или лицензию, выданную в уста­новленном порядке.

Транспортом Республики Казахстан является за­регистрированный на ее территории железнодорожный, автомобиль­ный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электриче­ский, а также находящийся на территории Республики Казахстан маги­стральный трубопроводный транспорт.

Клиентами являются грузоотправитель, грузополучатель, пасса­жир, фрахтовщик или фрахтователь. Хотя грузополучатель и не за­ключает договор с перевозчиком, но он как третье лицо наделен опре­деленными правами и обязанностями по договору перевозки, заклю­ченному грузоотправителем.

Предметомдоговора перевозки являются услуги по доставке гру­за, пассажира, багажа.

Срок договора перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз пассажир, багаж, почта должны быть доставлены в пункт назначения. В соответствии со ст.698 ГК перевозчик обязан дос­тавить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев (например, в автомобильных перевозках) сроки достав­ки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии — обычно принятыми сроками. При прямых смешанных перевозках сроки дос­тавки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основа­нии правил, действующих на соответствующих видах транспорта.

Ценадоговора перевозки - плата, взимаемая за оказанные услуги,
устанавливается соглашением сторон, за исключением перевозки
транспортом общего пользования, где плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном законодательными актами о транспорте (ст.697 ГК РК).

Формадоговора перевозки зависит от характера перевозки.

Договора перевозки груза оформляются составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного законодательными актами о транспорте. Договор перевозки пассажира и багажа оформляется проездным билетом и багажной квитанцией.

В главе 34 ГК «Перевозка» предусмотрена целая система договоров, регулирующих перевозку. Наряду с обычным договором перевозки груза (ст.ст. 689-690 ГК) в ГК перечис­ляются и другие договоры, регламентирующие перевозки: договор фрахтования (чартера - ст. 691); договоры об орга­низации перевозок (ст. 692); договоры между транспортны­ми организациями (узловые соглашения, договоры на центра­лизованный завоз (вывоз) грузов и др. - ст. 693); договор пря­мого смешанного сообщения (ст. 694); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 695).

Эти договоры имеют свою специфику, касающуюся пра­вового положения, субъектного состава, характеристики прав и обязанностей и по другим признакам, но у них общая цель регламентация перевозок. Таким образом, ГК регулирует целую систему договоров, опосредствующих перевозочные отношения.

Особенности договора перевозки груза

Согласно действующему законодательству о перевозках по договору перевозки груза перевозчик обязан.

1) Подать транспортные средства в количестве, согласованном с
грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. В
установленных случаях и по согласованию с отправителем допускает­
ся подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в
заявке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъез­дных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на
путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорт.
Так, на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на
подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъезд­ных путей или договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесуточной погрузки или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определенные
интервалы времени. Место подачи транспортных средств зависит
особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. Исправное состояние перевозочных средств должна быть обеспечивать сохранность груза в процессе транспортировки средство подается очищенным от остатков или промытым и продезинфицированным и т.п. При этом получатель груза вправе отказаться от транспортных средств, поданныхв не пригодном для перевозки соответствующего груза состоянии (ст. 696 ГК РК).

Обязанности по выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные органами самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего пользования. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузоч­но-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправите­лем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за не сохран­ность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследст­вие обстоятельств, связанных с действиями отправителя при погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

2) Доставить груз (пассажира) в срок в пункт назначения. Требу­ется не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохран­ности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю.

Обязанностью грузоотправителя (получателя) является оплата перевозки и организация приемки груза в пункте назначения.

Срок исковой давности по договору перевозки груза составляет один год.

Особенности договора перевозки пассажира и багажа

По данному договору перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в предусмотренный договором и законом срок.

Согласно действующему законодательству пассажир имеет право:

- осуществлять поездки на любом транспорте;

- приобрести проездной документ до станции назначения по
пути следования транспорта;

- получить место согласно приобретенному проездному документу;

- провезти с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

- провозить бесплатно ручную кладь в пределах норм и габа­ритов, установленных правилами перевозки пассажиров на определенном виде транспорта;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу; (ст.700 ГК РК).

- возвратить проездной документ до начала перевозки и по­лучить обратно уплаченную за перевозку сумму за вычетом предусмотренных сборов.

Пассажир имеет и иные права и несет иные обязанности, преду­смотренные законодательством Республики Казахстан. Осуществление перевозки различными видами транспорта имеет свои специфические особенности, и отношения по перевозки регули­руются дополнительно определенными нормативными документами.

Договор пассажирской перевозки является возмездным, оплата осуществляется на основании соглашения или тарифа. Лица, которые в виде исключения имеют право на бесплатный проезд, не могут рассматриваться как участники договора; они - пассажиры, право которых на проезд обусловлено не дого­вором с перевозчиком, а законодательством, предписываю­щим перевозчику перевозить их бесплатно или предоставлять им иные льготы по оплате проезда. В этих случаях расходы транспорта возмещаются за счет источников финансирования, которые определяются органами, устанавливающими льготы на транспортные услуги (ст.13 Закона «О транспорте в РК»).

Договор перевозки багажа является двусторонним и воз­мездным, в любом случае он квалифицируется как реальный, поскольку считается заключенным с момента передачи багажа перевозчику с одновременной выдачей пассажиру багажной квитанции. Договор этот следует считать акцессорным при­менительно к договору пассажирской перевозки, так как он может быть заключен лишь при наличии у гражданина проезд­ного билета. Этой особенностью данный договор отличается от договора грузобагажа, по которому гражданин может сдать личные вещи к перевозке, даже не будучи пассажиром.

Ответственность перевозчика за перевозку багажа и пасса­жира имеет существенные различия, кроме того, при пере­возках сверх установленной бесплатной нормы провоза бага­жа может выдаваться отдельная багажная квитанция.

Договор фрахтования (чартера)

В ГК РК закреплен новый вид договора перевозки - дого­вор фрахтования (чартера), который может заключаться на всех видах транспорта. Ранее он регулировался Кодексом тор­гового мореплавания (КТМ) как собственно договор перевоз­ки, который подразделялся на договоры: 1) с условием пре­доставления судна и 2) без такого условия (ст. 120 КТМ, ст. 54 Закона РК «О торговом мореплавании»).

Согласно ст. 691 ГК по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов.

Морское законодательство РК предусматривает два вида договоров фрахтования: договор фрахтования судна с экипа­жем (тайм-чартер) (ст.ст. 124-132 Закона «О торговом мо­реплавании») и договор фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартер) (ст.ст. 133-143 Закона «О торговом мореплава­нии»).

Договор фрахтования - это двусторонне обязывающий, консенсуальный, срочный и возмездный договор.

Сторонами этого договора являются фрахтовщик и фрахтователь. Фрах­товщик - это сторона, предоставляющая транспортное сред­ство на определенный срок для перевозки. Причем зафрах­тованные транспортные средства должны использоваться для перевозки пассажиров, багажа и грузов. Исходя из этого, стан­дартные проформы чартера построены с учетом того, что на транспортном средстве будет осуществляться перевозка. Этот эксплутационный признак отличает договор фрахтования от договора имущественного найма.

Фрахтователь - это лицо (физическое или юридическое), имеющее потребность в перевозках пассажиров, багажа и грузов. Он фрахтует всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств, оплачивает установленную договором сумму.

Целью договора является перевозка пас­сажиров, багажа и грузов.

Тарифы на договор фрахтования (чартера) не действуют, а применяется договорная цена. Сле­дует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о тари­фах на перевозки, а о размере платы за фрахтование (чар­тер) транспортных средств.

В числе документов, удостоверяющих договор перевоз­ки, перечисленных в п. 2 ст. 689 ГК, договор фрахтования (чар­тера) отсутствует, так как порядок заключения договора фрах­тования, а также форма договора и его виды устанавливаются общими нормами законодательства о транспорте.

Нередко заключению договора перевозки предшествует или сопутствует заключение договора транспортной экспедиции, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза (п.1 ст. 708 ГК РК).

 

Тема 10. Заемные обязательства. Факторинг. Банковское обслуживание (2 часа)

1. Договор займа.

2. Договор факторинга.

3. Договор банковского счета.

4. Договор банковского вклада.

5. Договор о переводе денег.

6. Безналичные расчеты в Республике Казахстан.

1. По договору займа одна сторона (займодатель) передает, а в случаях, предусмотренных законом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определяемые родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить займодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества (п.1 ст.715 ГК РК).

Возникнув из римского контракта mutuum, договор займа и сегодня сохраняет значение общей модели, по которой строится регулирование всех кредитных отношений.

Договор займа всегда являлся классической разновидностью реального договора. Однако в силу прямого указания ныне действующего Гражданского Кодекса п. 1 ст. 717 он считается заключённым с момента передачи денег или других вещей, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Исходя из такого нетрадиционного для казахстанского права подхода, Кодекс установил юридическое значение также за обещанием предоставить имущество взаймы. Поэтому договор займа может являться реальным – по умолчанию сторон при заключении договора или прямом указании об этом в договоре, и консенсуальным – при достижении соглашения о вступлении в силу договора с момента заключения либо при прямом указании законодательства о консенсуальности отдельных видов договора займа.

Форма договора займа — письменная.

Исключение составляют случаи, когда договор заключен между гражданами и сумма займа не превышает ста МРП.

Во всех иных случаях приме­няются установления, посвященные общей форме сделок. Принимая во внимание особенности заключения договора займа, и в первую оче­редь заемные обязательства между гражданами, закон разрешает оформле­ние таких сделок путем составления заемщиком расписки или иного документа, удостоверяющего передачу ему заимодавцем денег или заменимых вещей (п. 2 ст. 716 ГК).

Расписка или иной документ скрепляется подписью заемщика и приобретает доказательственное значение. В этом смысле расписка приравнивается к обычной письменной форме договора. В случае не­соблюдения простой письменной формы сделки договор займа не считается недействительным, однако наступают последствия, предусмотренные ст. 153 ГК (запрет на использование свидетельских показаний).

Что касается юридических лиц, то договор займа между ними подлежит заключению в письменной форме независимо от суммы.

Договор займа, по общему правилу, является возмездным. В законе установлено, что заимодавец имеет право на получение с заёмщика процентов на сумму займа, если иное не предусмотрено законом или самим договором (п.1 ст. 718 ГК).

Причём в целях придания гибкости заёмному обязательству введено положение о том, что если договор не содержит условия о размере процентов, то он не становится от этого безвозмездным.

Стороны договора – заёмщик и заимодатель. Универсальный характер договора займа проявляется в том, что как в роли заёмщика, так и в роли заимодателя могут выступать любые субъекты гражданского права. Лица, обладающие специальной, частичной или ограниченной дееспособностью (казённые заводы, учреждения, несовершеннолетние и др.), могут совершать заёмные сделки в тех пределах, которые соответствуют их уставным целям или объёму дееспособности, установленному законом.

Предмет договора займа — деньги или другие вещи, определяемые ро­довыми признаками. В этом проявляется отличие рассматриваемого догово­ра от договоров имущественного найма и ссуды (безвозмездного пользования), предметом которых могут быть только индивидуально-определенные вещи.

Содержание договора займа, исходя из его односторонней природы, составляет обязанность заемщика возвратить сумму займа (ст. 722 ГК) и корреспондирующее ей право требования заимодателя. Порядок и сроки исполнения основной обязанности заемщика определяются договором.

Срок обычно не относится к существенным условиям договора займа. Законом особо регламентируется лишь один случай: когда срок возврата суммы займа не установлен либо определяется моментом востребования. В таких обстоятельствах заемщику предоставлен льготный тридцатидневный срок, исчисляемый со дня предъявления заимодавцем требования, в течение которого заемщик может собрать необходимую сумму и вернуть долг (льготный срок удлинен до месяца по сравнению с общим сроком для бессрочных обязательств). Однако это правило является диспозитивным и может быть изменено в
договоре. Досрочный возврат суммы долга вполне допустим при беспроцен­тном займе, поскольку такой заем не приносит дохода заимодавцу и он заинтересован в скорейшем погашении обязательства. Наоборот, согласие заи­модателя требуется, когда речь идет о займе возмездном и сокращение срока договора уменьшит его доходы.

Момент исполнения обязанности заемщиком, если иное не предусмотрено соглашением сторон, совпа­дает с моментом передачи суммы займа заимодавцу или с моментом зачис­ления денег на его банковский счет. В случае, когда договор займа является
процентным, его надлежащее исполнение предполагает также уплату процентов на основной долг в полном объеме.

В жизни нередки ситуации совершения так называемого безвалютного займа * (теор.), то есть когда деньги или другие вещи («валюта займа») в действительности не получены заемщиком от заимодавца либо получены в меньшем количестве, нежели указано в договоре. В целях защиты заем­щика от недобросовестного заимодавца в ст. 724 ГК предусмотрена про­цедура оспаривания договора займа.

Заемщик, который воспользуется такой процедурой, получает определенные преимущества. Так, если договор займа был совершен с нарушением простой письменной формы, заемщик все-таки может использовать свидетельские показания вопреки правилам ст. 153 ГК, в случае, когда заем был дан под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя заемщика с заимодавцем или на кабальных условиях. После доказательства в суде безвалютного характера займа договор считается незаключенным. Соответственно, когда сумма займа меньше указанной в договоре, он считается заключенным на меньшую сумму.

Обычный договор займа, как правило, не является целевым, т.е. не содержит условия об использовании полученных средств под определенные задачи. Однако стороны вправе придать договору займа стро­го целевой характер.

Необходимость в этом может возникнуть в случае, когда заемные отношения устанавливаются между коммерческими организаци­ями и заимодатель желает знать, куда будут тратиться выданные им средства, либо когда заем предоставлен организацией своему работнику, скажем, для покупки дома. При таких обстоятельствах заимодатель приобретает специ­альное полномочие контроля за соблюдением целевого характера расходо­вания выданных заемщику средств (ст. 720 ГК РК).

При неисполнении условия о целевом использовании занятых сумм либо при нарушении заемщиком контрольных прав заимодавца последний вправе потребовать досрочного исполнения до­говора и уплаты процентов по нему, если иное не установлено соглашением сторон.

На заемщика, кредитоспособность которого вызывает у заимодавца со­мнения, может быть возложена обязанность обеспечить возврат суммы зай­ма. Такое обеспечение производится в рамках тех способов, которые предусмотрены главой 18 ГК. В частности, для обеспечения используются залог удержание, задаток, поручительство, гарантия. Применяются также «сурро­гатные» способы обеспечения — договоры страхования кредитного риска, право бесспорного списания денежных средств со счета и др. На тот случай, когда выдача займа обусловливается наличием обеспечения, законом пре­дусмотрены последствия его утраты (ст. 721 ГК). При невыполнении заем­щиком своих обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также в случае утраты обеспечения или уменьшения его ценности при отсутствии вины заимодателя последний вправе потребовать от заемщика досрочного исполнения договора и уплаты процентов на сумму долга, если иное не уста­новлено соглашением сторон.

Ответственность в договоре займа также носит односторонний харак­тер. Нарушение заемщиком договора (просрочка возврата суммы долга) вле­чет для него последствия, установленные ст. 722 ГК. Они заключаются в воз­ложении на заемщика обязанности по уплате процентов за неисполнение де­нежного обязательства. Размер ответственности заемщика за просрочку определяется учетной ставкой бан­ковского процента (ставкой рефинансирования), исчисленной со дня, когда должен был произойти возврат суммы займа, до дня ее фактического воз­врата заимодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных в договоре займа. Таким образом, начисление двух разновидностей процентов происходит кумулятивно, путем сложения процентов цены займа и процентов ответственности.

Проценты как форма ответственности начисляются на сумму займа (основного долга) без учета уже начисленных процентов за пользование полученным капита­лом, если в обязательных для сторон правилах или договоре не установле­но иное.

Договор банковского займа. В силу договора банковского займа займодатель обязуется передать взаймы деньги заемщику на условиях платности, срочности, возвратности (стю727 ГК РК).

В силу прямого указания закона к данному договору применяются правила, предусмотренные ГК о договоре займа, если иное не предусмотрено правилами о займе и не вытекает из существа договора займа (п.2 ст. 727 ГК). Договор всегда является возмездным. Плата за кредит выражается в процентах, которые устанавливаются по договору.

Договор банковского займа - разновидность договора займа.

Предметом договора являются деньги.

Стороны кредитного договора чётко определены в законе. Это банк или а заёмщик, получающий денежные средства для предпринимательских или потребительских целей.

Стороны кредитного договора чётко определены в законе. Займодатель - это банк (кредитор) или иное юридическое лицо, имеющее лицензию уполномоченного государственного органа на предоставление займов в денежной форме, а заёмщик, - лицо получающее денежные средства для предпринимательских или потребительских целей.

Договор банковского займа, под страхом его абсолютной недействительности (ничтожности), должен быть заключён в письменной форме (ст. 728 ГК). Обычно банки используют разработанные ими проформы таких договоров, внести изменения в которые весьма непросто. Иногда такие формуляры или стандартные бланки договора приобретают для заёмщика характер договора присоединения.

Кроме того, при открытии так называемой кредитной линии, создающей обязанность банка предоставить заёмщику суммы кредита частями в рамках оговоренного лимита, оформляются срочные обязательства, которые фиксируют долговые границы по отдельной порции займа.

Чаще всего договор заключают путём составления одного документа, подписанного сторонами.

Содержание договора в целом совпадает с содержанием договора займа.

В договоре банковского займа определяются:

объекты кредитования;

срок и размер кредита;

порядок выдачи и погашения кредита;

процентная ставка и условия её регуляции;

обязательства заёмщика по предоставлению обеспечения;

право проверки обеспеченности и целевого использования кредита, предоставляемое кредитору заёмщиком;

процедура реализации обеспечения (например, залог);

перечень документации и сроки предоставления её заёмщиком кредитору;

взаимные обязательства и ответственность сторон;

санкции;

иные условия.

Ответственность по договору может быть возложена и на заёмщика, и на кредитора. Заёмщик отвечает по правилам ст. 722 ГК, если иное не установлено законодательством или кредитным договором. Его ответственность состоит в дополнительном денежном обременении, связанном с уплатой повышенных процентов по просроченному кредиту.

К имущественной ответственности за неисполнение своих обязанностей может быть привлечён и кредитор-банк. В частности, в договоре может быть предусмотрена его ответственность за немотивированный (неуважительный) отказ от предоставления кредита, предоставление его в меньшей сумме или с нарушением сроков. Наряду с уплатой неустойки (процентов) виновная сторона должна полностью возместить другой стороне убытки, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, если такая форма ответственности не исключена последним.

2. Отношения, возникающие по договору финансирования под уступку денежного требования или, иначе, по договору факторинга, интересны современным предпринимателям в первую очередь потому, что этот вид гражданско-правовых договоров с принятием части второй Гражданского кодекса появился в казахстанском гражданском законодательстве впервые, хотя и использовался некоторыми национальными банками в их финансово-кредитной деятельности до этого.
Договор факторинга охватывает довольно широкий круг разнообразных отношений. При этом юридическую сущность обязательств по данному договору составляет известная обязательственному праву уступка денежного требования (цессия). Однако отношения факторинга, сочетающие в себе элементы договоров займа и кредита, а иногда и договора возмездного оказания финансовых услуг, имеют гораздо более сложный и многогранный характер.
В этой связи на отношения по договору факторинга распространяются как частные правила, установленные частью второй Гражданского кодекса РК, так и общие положения об уступке требования, определенные части первой ГК, в части, не противоречащей специальным предписаниям о данном договоре и существу возникающих на его основе обязательств.

Гражданский Кодекс определяет договор факторинга, как договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или же обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства, в то время как клиент в обмен на эти средства уступает или обязуется уступить финансовому агенту имеющееся у него денежное требование к третьему лицу (должнику), вытекающее из предоставления клиентом этому лицу товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.729 ГК РК).

По юридической природе договор консенсуальный, взаимный и возмездный.

Стороны – финансовый агент (фактор) и клиент. Гражданский Кодекс прямо ограничивает круг лиц, которые по договору факторинга могут выступать в качестве финансовых агентов. Ими могут быть только банки, иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого типа.

Таким образом, субъектный состав договора финансирования под уступку денежного требования определяет, что этот вид договора может использоваться исключительно в предпринимательском обороте.

Форма договора – письменная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.