КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Эйнштейн
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПОИСКА ОСНОВАНИЙ НАУКИ, ЕЕ СТРУКТУРА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРАВОВЕДЕНИИ Итак, при сегодняшнем состоянии философско-историчес-кой разработки вопросов права историософия права выступает как разновидность философско-правовых рассуждений, что и обусловлено, как было показано выше, объектом подобных рассуждений.
_________________________________ 52 Перов Ю.В. Проект философской истории философии Карла Ясперса // Ясперс К. Всемирная история философии. - С. 12. (вместо заключения)
Никому не дано исключительного права на истину. Э. Говард Хант Наука без теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится примитивной и путаной.
Принимая во внимание, что авторские выводы сделаны по ходу всего изложения результатов исследования, не буду их воспроизвести здесь, как обычно делается (это должно быть принято и как доверие своим читателям). Относительно тех положений, которые автор не успел привести, нет смысла обсуждать в рамках заключительной части работы. Однако имеет смысл говорить о выводах, которые вытекают из всего исследования, если угодно, о «выводах выводов», хотя подчас далеко выходящих за рамки данного исследования, что обусловлено его характером. Поскольку в настоящем исследовании ставилась задача анализа проблем историко-правового познания в рамках общих закономерностей научного познания, в особенности таких его разделов, как правовое и историческое познание, постольку выводы его экстраполируемы на более обширную площадь «здания» науки. Кроме того, необходимо наметить пути дальнейшей разработки проблемы. 1. Комплексное исследование выбранной темы позволяет сформулировать один из выводов, касающийся проблематики самой области проведения такого рода исследований. Читатель, очевидно, помнит те страницы настоящей работы, где речь шла об исторической саморефлексии, в рамках которой и формируется особая отрасль историко-правовой науки - история правовой науки, имеющая своим объектом саму правовую науку. Однако всестороннее познание последней одной исторической рефлексией не исчерпывается. Она также должна быть объектом теоретического осмысления. В юридической литературе это традиционно считается задачей общей теории права. Воздавая должное общей теории права в разработке многих концептуальных вопросов, имеющих значение для всего корпуса правовых знаний, не следует тем не менее упускать из виду то обстоятельство, что она не является теорией правовой науки, а представляет собой содержание общетеоретических научно-правовых знаний о праве, о правовой реальности. Решение вопроса, например, о предмете, задаче, методе выходит за рамки знания о правовой реальности. В теоретической части любой науки легко могут быть выделены две составные части: теоретическое знание об изучаемой реальности, т.е. теоретическое познание (теория) реальности - онтологическая часть, и теоретическое знание о познании этой реальности, т.е. теоретическое познание (теория) самого познания (иначе говоря, теория научного познания, теория науки) - гносеологическая (эпистемологическая) часть. Теория науки - это теория научной теории, которая «анализирует приемы этих наук, когда задается вопросом, как различные науки образуют свои понятия, какие методы ими используются и какие предпосылки положены в их основание»1. Стало быть, теорию имеет не только наука вообще (ее называют общей теорией науки), но и отдельные науки. На необходимость и важность специального внимания к проблемам теории отдельных наук помимо теории науки вообще указывал в свое время Э. Гуссерль: «В действительности же, - писал он, -нам необходимо и то, и другое: исследования по теории науки, в одинаковой степени касающиеся всех наук, и, как дополнение к ним, особые исследования, относящиеся к теории и методу отдельных наук и направленные на изучение особенности последних»2. И П. Копнин был прав, когда отмечал, что всякая наука должна иметь общую теорию, единый метод, проблематику или по меньшей мере некоторый набор общих методов и проблем3. Я уверен, что выделение теории отдельных наук (эпистемоло-гии) в качестве относительно самостоятельной научной дисциплины в рамках ее теоретической части приведет к повышению интереса ученых к теоретико-познавательным проблемам своей науки, придаст разработкам этих проблем более организованный характер. Создание такой научной дисциплины - настоятельное требование времени; актуальность его становится более зримой на фоне той ситуации в современной науке, научной мысли вообще, одной из характерных черт которой является возрастающая теоретико-познавательная __________________________ 1 Хофмапстер X. Что значит мыслить философски. - СПб., 2000. - С. 268. 2 Гуссерль 3. Философия как строгая наука. - С. 192-193. 3 См.: Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. саморефлексия ученого. Таким образом, в моем понимании эпистемология - это область вопросов и ответов, проблем и решений по поводу самой науки, постоянных поисков основополагающих принципов самого научного познания, пространство поиска оснований науки, это особое интеллектуальное поле обращения профессионального ученого к себе самому, саморефлексии, самопознания ученого. Доменом эпистемологии являются: базовые основания науки (предмет науки и метод науки) - с присущими ей особенностями понимания предметной области и дисциплинарных границ, упорядоченным набором и последовательностью познавательных процедур, известной строгостью профессионального языка, определением социальных функций ученого и т.п. Теперь о структуре эпистемологии. Известно, что необходимость выбора и обоснования методов, способа достижения знания, выяснения их соотношения породила специфическую область научно-теоретического знания - методологию. Дело в том, что зачастую весь корпус знаний научно-познавательного, теоретико-методологического плана включают в методологию. Однако, как убеждает проведенное исследование, есть группа вопросов, выходящих за рамки собственно методологии - в самом общем виде это вопросы исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания, в более или менее конкретизированном - это природа науки, объект и предмет науки, их границы, структура науки, интеграция и дифференциация научных знаний. Собственно говоря, эти же вопросы составили основную проблематику настоящей работы. Представляется, что они входят в самостоятельную часть эпистемологических проблем в любой отрасли научного знания и наиболее правильно было бы выделять их в отдельный раздел эпистемологии. Таким образом, необходимость выбора и обоснования предмета познания, выяснения связанных с ним вопросов порождает другую специфическую область научно-теоретического знания наряду с методологией. Как нетрудно заметить, в центре внимания этих двух частей стоят два основания науки, если в методологии это метод, то во втором -предмет. Именно предмет науки, на мой взгляд, является как бы ядром, вокруг которого объединяются вышеуказанные компоненты науки, системообразующим элементом, в наибольшей мере интегрирующим данную систему благодаря тесной связи с этими элементами; причем последние связаны прежде всего с предметом науки, нежели с ее методом. Поэтому эта часть может быть названа предметологией (от слова предмет и логос, т.е. наука о предмете; автор будет рад принять любые более подходящие терминологические обозначения). Итак, предметология занимается определением объекта и предмета наук, их структуры (в том числе дисциплинарной), на основе которого дает классификацию наук, занимается вопросами их интеграции и дифференциации, выявляет междисциплинарные связи. Важно отметить, что в силу своей природы как знания теоретико-познавательного плана и этот раздел эпистемологии выполняет методологическую функцию для всего научного познания. При этом вопрос о конкретном линии разграничения между этих двух частей эпистемологии науки нуждается в уточнении, дальнейшем обосновании и проверке. Поэтому его постановка -еще только рабочая гипотеза. Таким образом, если попытаться спроецировать вышеизложенное на правовую науку (что с самого начала представляется естественной экстраполяцией), то мы придем к следующему выводу. Общая теория права изучает саму правовую реальность, а не познание этой реальности (хотя ставится по поводу правовых знаний), развивает содержание правовой науки, а не само правовое познание, что и должно входить в задачу специальной теории науки - общей теории правовой науки, иначе говоря, правовой эпистемологии. Правовая эпистемология как общая теория правовой науки является самостоятельной областью теоретического правоведения, и в свою очередь, как любая теория науки состоит из выше указанных двух частей. Объектом правовой эпистемологии является сама правовая наука, а предметом ее - общие закономерности и тенденции научного познания правовой реальности как особой деятельности по производству научно-правовых знаний. 2. Что касается второго сюжета, т.е. перспективы дальнейшего анализа, возможных направлений дальнейшей разработки проблем историко-правовой эпистемологии, то он в самом общем плане видится следующим образом. О неизбежности переориентации историко-правового познания уже неоднократно говорилась на страницах данной работы. Здесь только необходимо отметить, что перед историками права сегодня стоят действительно сложнейшие проблемы перестройки историко-правовой науки, что в свою очередь требует постоянного обсуждения эпистемологических проблем историко-правовой эпистемологии. Прежде всего, это вопросы, непосредственно связанные с обсуждаемой частью проблематики историко-правовой эпистемологии. Необходимо подчеркнуть, что настоящее исследование не исчерпывает всех сторон обсуждаемой темы. Не все затронутые в книге проблемы получили полное освещение. Спорность ряда положений отчасти может быть объяснена неоднозначностью их решения в науке. Отдельные вопросы темы могли бы быть предметом самостоятельного исследования. Кстати, автор выражает надежду, что читатель, обсуждая проблемы, поднятые в данной работе, не забудет о трудности самой темы и отсутствии какой бы то ни было сравнительно полной ее разработки. Этим можно объяснить и существующие в изложении частые отклонения от прямой задачи, и вхождение в пограничные области знания, в смежные, но относительно самостоятельные теоретико-методологические проблемы. Автор стремился таким путем найти новые пласты исследуемой темы. Кроме того, автор не ставил перед собой задачу дать законченное изложение материала. Представляется, что на данном этапе исследования проблемы необходимы сама постановка соответствующих проблем, формулирование отдельных идей и, таким образом, подготовка почвы для новых размышлений и новых исследовании. Автор вполне допускает, что некоторые выводы настоящего исследования являются спорными, хотя он старался всемерно их обосновать. Однако опыт показывает, что некоторые положения, признанные совершенно бесспорными в современном историческом познании права, вовсе не являются таковыми. В представлении автора историческое познание права является важным средством в пределах единого общего плана постижения права. Причем историко-правовые науки образуют наиболее крупный и значимый пласт научных правовых знаний. Между тем, как уже известно читателю, историко-правовое познание не состоит исключительно из традиционно выделяемых истори-ко-правовых наук. Оно явление сложное, многослойное, многоуровневое. В настоящей работе в орбиту его тяготения включаются новые уровни: универсальная история права и историосо-фия права, которые еще предстоит освоить. Перефразируя и немного модифицируя выражение П. Успенского, можно сказать, что в настоящее время историко-правовое познание как целостное образование, владея трехэтажным домом, как бы живет на одном, причем нижнем этаже. Однако прежде чем заняться специальными исследованиями в указанных новых областях, следует найти ответы на многие теоретико-методологические вопросы. Если одни из них связаны с методологией историко-цравового познания вообще (которая требует разработки в отношении всего корпуса историко-право-вого познания), где достаточно пространства для соответствующих изысканий, то другие вытекают из авторского видения образа этих отраслей историко-правового познания. Правда, автор в ходе настоящего исследования в ряде случаев вынужден был, говоря словами 3. Мамардашвили, «поставить себя под вопрос» методологического плана. Но это вытекало из самого характера исследования. Что касается вопросов сугубо методологических, связанных с новыми областями, то часть их может быть сформулирована следующим образом: как исследователи должны работать над этими еще не освоенными отсеками историко-правового познания? какими методологическими установками и исследовательскими принципами они должны руководствоваться? какие новые подходы и процедуры можно и нужно при этом использовать? и т.д. Завершая настоящее исследование, отмечу, что уже сейчас автор чувствует особую жажду и интенции, таящиеся в глубине его души, продолжать поиски именно в этой плоскости проблемы. Баку - Одесса - Санкт-Петербург
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |