КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дж. Дель Веккио
ДИСКУРС В ПОСТИЖЕНИИ ПРАВА ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИИ
(Возможно ли новое направление правового знания в свете философско-исторического осмысления и нужно ли оно?)1
Для познания общего в целостном юридическом явлении как в его статическом, так и в динамическом аспектах необходимо изучать юридическую историю всего человечества всеобъемлющим образом, «вечную идеальную историю, по которой движутся во времени истории всех народов» (Вико) и представить максимально интегрированную картину жизни права в его возникновении и развитии.
Уже давным-давно историей науки подтвержден факт теснейшей связи всех наук с философским знанием. Анализ такой связи прежде всего предполагает рассмотрение последнего как мировоззренческого знания и методологической базы исследований. Известно, что любая общественная дисциплина строит свою методологию на основе философии с учетом тех специфических особенностей, которые характерны для данной науки. Все науки в той или иной степени находят в философии основополагающие методологические идеи. «Ведь философия в конечном счете - это мотор, при помощи которого приводятся в движение исследования отдельных наук»2. Особенна роль философского знания в переломные периоды человеческого развития, поскольку в такие эпохи всегда идут напряженные поиски новых мировоззренческих ориентиров, новых ценностей. Как справедливо отмечает американский философ и историк Томас Кун, хотя «ученые в общем не обязаны и не хотят быть философами», однако волей-неволей они вынуждены ими становиться - «особенно в периоды осоздания кризисов, когда ученые обращаются к философскому анализу как средству для раскрытия загадок в их области»3. В настоящее время необходимость анализа особенностей философских и общественно-научных, в частности историко-пра-вовых, знаний в их взаимосвязи и функционировании обусловлена также реализацией органического единства философского и частнонаучных знаний, которое является неотъемлемой чертой построения научной картины мира. В каждой сфере научного познания обязательно наличествует философский уровень. И этот уровень выясняется через раскрытие соотношения данной сферы научного познания с философским знанием. Здесь и историко-правовое познание не составляет исключения. Взаимоотношения историко-правовой науки с философским знанием являются наиболее сложными и многообразными, нежели с другими областями знания. Представляется, что при рассмотрении данной проблемы следует исходить, прежде всего, из своеобразия предмета истории права, из общей характеристики истории права как области научного знания, объединяющей в себе познавательные ресурсы правоведения (как исторический срез правовой науки) и исторической науки (как правовой срез исторической науки), а также из сложившейся структуры философского знания. Именно тот факт, что при историческом изучении права присутствуют одновременно и «право» и «история», делает необходимым выяснение взаимоотношений истории права с философским осмыслением как права, так и истории, которое осуществляется в рамках специальных философских дисциплин, т.е. с философией права и философией истории. Таким образом, определить взаимоотношения истории права и философского знания - значит установить ее взаимосвязи не только с философией вообще (иногда называемой в литературе «общей философией»), а также со специальными философскими дисциплинами, к которым относятся (а) философия, имеющая дело непосредственно с правовой материей - философия права, и (б) философия, занимающаяся постижением истории - философия истории.
________________________________ 1 Основные положения данного раздела опубликованы мной в работах: 1) Историософия права - недостающее звено в постижении права. - Баку, 2000; 2) История права и философское знание // Журнал российского права. - 2001. - № 11. – С. 75-83; 3) Философия истории и история права: проблемы соотношения и возможности сотрудничества // История и ее проблемы. -2001. -№ 2. -С. 186-193. 2 ЯсперсК. Всемирная история философии. Введение. - СПб., 2000. - С. 104. 3 Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. - С. 119. Поскольку тема соотношения истории права, как и любой другой правовой науки, с философским знанием является весьма широкой4, в рамках данного исследования я ограничусь рассмотрением вопроса о соотношении истории права и философии истории, который, будучи неисследованным, вместе с тем выступает предпосылкой решения основного вопроса, вынесенного в заголовок настоящей главы, а взаимоотношение истории права с философией права будет затрагиваться постольку, поскольку этого потребует намеченная цель.
4.1. ИСТОРИЯ ПРАВА И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ
История и философия удаляются друг от друга вследствие взаимного непонимания, и это дурно отзывается на обеих науках.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |