КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Эйнштейн 2 страница
общепризнанного и достаточн адекватного определения общей истории науки, исходя из которого можно было бы определить предмет истории правовой науки. По-видимому, это связано в значительной мере с невозможностью определения соответствующим образом самой науки ибо, как уже отмечалось, в основе определения предмета науки лежит понятие самой науки. Дж. Бернал, предпринимая попытку дать удовлетворительное определение науки, пришел к выводу, что можно говорить лишь о пространственном и развернутом описании основных аспектов проявления науки, но нельзя дать ее определение. Аналогично обстоит дело и с определением предмета общей истории науки. Именно подобную развернутую характеристику истории науки обнаруживаем у болгарского ученого Г. Гиргинова. Согласно сформулированной им характеристике история науки исследует «существенные стороны научного знания, его историческое формирование, основные этапы его развития, а также развитие отдельных наук или групп наук, различные научные школы и на правления, конкретную деятельность и заслуги ученых-исследователей, исторические взаимоотношения между наукой и производством, наукой и техникой и т.д. История науки на основе конкретного научного материала раскрывает закономерности формирования и прогресса научного знания и его отдельных областей, возникновения и преодоления трудных ситуаций в науке»111. В известном смысле указанные особенности предметной характеристики истории науки проявляются в качестве однопо-оядковых признаков по отношению к историям отдельных отраслей знания, в том числе к истории правовой науки (что представляется совершенно естественной экстраполяцией). Теперь предстоит задача исходя из установленного детализировать объект и предмет истории правовой науки. В самом общем виде под объектом истории правовой науки понимается сама правовая наука в ее истории. Специфика объекта (значит, и предмета) истории правовой науки, как и любой другой, обусловливается характеристикой самой правовой науки, ибо она изучает ее историю во всех ипостасях, аспектах, параметрах. «Наука может рассматриваться: как институт, как метод, как накопление традиций, знаний, как важный фактор поддержания и развития производства, как один из сильных факторов, формирующих убеждения и отношения к миру и человеку»112, - писал Дж. Бернал. В настоящее время в числе аспектов правовой науки могут быть выделены следующие: 1) правовая наука как форма мировоззрения; 2) правовая наука как форма общественного сознания; 3) правовая наука как процесс познания, специфическая деятельность, направленная на получения нового знания; 4) правовая наука как результат процесса познания правовой реальности, система знаний об этой реальности; 5) правовая наука как социальный институт со сложной инфраструктурой (организация науки, профессиональные сообщества ученых, научные учреждения, различные средства коммуникации ученых и т.д.); 5) правовая наука как мощный фактор общественного развития; 6) правовая наука как неотъемлемый и важнейший сегмент культуры, как социокультурный феномен. Характеристика правовой науки как объекта исторического изучения требует учета всех указанных сторон бытия правовой науки. Таким образом, объектом истории правовой науки являются в совокупности все ипостаси бытия правовой науки в их историческом развитии и исторически изменяющемся социокультурном контексте. Правовая наука как объект исторической саморефлексии - это и система правовых знаний, и историко-научный процесс, и научное образование (научный комплекс), и особая деятельность по получению правовых знаний со своими когнитивными и социальными институтами, собственными закономерностями, традициями становления и развития. Эмпирической базой историко-научных исследований в рамках истории правовой науки являются научные тексты, подавляющее большинство которых составляет научно-правовые сочинения, переписка ученых, рукописи, черновики, автобиографические очерки, вспоминания и т.д. Исходя из соотношения объекта и предмета науки, уже известного читателю из предыдущего изложения, предмет истории правовой науки можно определить следующим образом: пред-мет истории правовой науки - это закономерности исторического становления (процесса институционализации) и развития правовой науки, ее отдельных отраслей, основных направлений научно-правовой мысли, динамического процесса научного познания правовой реальности как особой деятельности по производству научно-правовых знаний, рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
_________________________________ регу лярностей, логических связей в этом процессе» (Рачков П.А. Науковедение. Проблемы, структура, элементы. - М., 1974. - С. 19). Наконец, еще одна, но применительно к конкретным наукам, характеристика, сформулированная в специальной литературе, согласно которой «история конкретных наук - это совокупности классифицированных и систематизированных историко-научных фактов» (Бряник Н.В., Трубина Е.Г. Интерпретация в историко-научных исследованиях // Интерпретация как историке-научная и методологическая проблема. - Новосибирск, 1986. - С. 111). 111 Гиргинов Г. Наука и творчество / Пер. с болгарского О.И. Попова. -М., 1979. - С 265. 112 Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956. - С. 18.
Но здесь требуется одно уточнение. Прежде всего, следует указать, что как и всякое определение, предложенное включает указание лишь на наиболее общие стороны предмета истории правовой науки. Дело затрудняется здесь тем, что историко-научные исследования отличаются неоднородностью. Известно, что анализ динамики развития научного знания предполагает как обнаружение фактов, так и объяснение этих фактов, реконструкцию путей научной мысли, раскрытие закономерностей историко-научного процесса. Несомненно, исследуя появление и накопление научно-правовых знаний, становление и прогресс правовой науки, история правоведения призвана раскрыть закономерности различных этапов развития правового познания и мышления, изучить содержание и основные методы становящегося все более глубоким и полным процесса познания правовой наукой правовой реальности. Историко-научный анализ, включающий в себя выяснение вопроса, насколько та или иная правовая концепция выдержала проверку социально-исторической практикой, вплотную подводит к теоретическому обобщению опыта правовых исследований. Таким образом, здесь, безусловно, и уникальность, без которого нет исторической реальности, и об-шие закономерности, без выявления которых не было бы смысла з изучении истории (что является конечной целью познания), и эмпирическое, и теоретическое, и историческое, и логическое. Совершенно прав В.С. Черняк, когда он различие эмпирического и теоретического аспектов истории науки выявляет через категории сущности и существования. Теория, по его мнению, исследует науку со стороны ее сущности (возможности, т.е. внутренних законов ее развития), а история науки рассматривает свой объект не только со стороны сущности, но и существования, как факт исторической действительности, как определенную форму проявления законов развития в конкретных социально-экономических обстоятельствах113, причем подобное понимание соотношения теоретического и эмпирического в историко-науч-ном знании определяет его характер как историко-теоретичес-кий, конечно, если не учесть, например, изучение биографии или библиографии. «Если же история науки претендует на роль теоретической дисциплины, то ее объектом становится историческая действительность, т.е. реальность, рассматриваемая как единство сущности (возможности) и существования»114. Таким образом, подлинная история правовой науки может быть историка-теоретической дисциплиной, представляя собой единство исторического и логического, коалицию эмпирического и теоретического, как дополняющие друг друга.
3.3.1.4. Основные задачи и направления исследований в рамках истории правовой науки
Важно отметить, что характерной особенностью историко-научного знания является структурная многосложность, обусловленная природой самого объекта. Историко-научные исследования весьма разнообразны также по своим «жанрам». Такое обстоятельство требует выяснения основных проблем и установ-ления их более или менее исчерпывающего перечня. С рассматриваемой точки зрения несомненный интерес представляет опыт самой истории правовой науки, представленный в уже упомянутой работе К. Неволина. Автор не только определял предметную область истории правовой науки, а также очерчивал круг проблем, решаемых ею. Примечательно, что ему удалось охватить почти все основные исследовательские направления. По мнению ученого, история правовой науки: «1) описывает жизнь людей, замечательных по влиянию их на успехи законоведения (Биография), показывая степень и образ сего влияния; 2) занимается указанием и характеристикой сочинений писанных по разным частям законоведения (Библиография), имея при том в виду или полное их исчисление, хотя, по большому их множеству, это в настоящее время почти невозможно, или означение только важнейших; 3) рассматривает существовавшие способы изучения законов; 4) определяет посредством исторического развития происшествий состояние законоведения в известные времена, показывая, как распространено было тогда знание законов, какие были обрабатываемы науки законоведения, какие господствовали в сем случае ученые направления, какое влияние имела наука законов на вид законодательства и практики и наоборот законодательство и практика на вид законоведения; 5) излагает в исторической связи и последовательности мнения и учение зако-новедцев (правоведов. - М.Д.) в рассуждении различных частей и предметов законодательства (так называемая История догм)» 115. Как это ни парадоксально, после Неволина никто из ученых-правоведов не рассуждал на указанную проблему. Тогда как для развертывания историко-научных исследований в области правоведения, о насущной необходимости которого уже говорилось, разработка этой проблемы имеет немаловажное значение. _______________________________ 113 См.: Черняк В.С. Проблема теоретического и эмпирического в методологии историко-научных исследований // Методологические проблемы историко-научных исследований. - М., 1982. - С. 270-271. 114 Там же. - С 273. 115 Неволин К. Энциклопедия законоведения. - Т. I. - С. 103.
Что касается разработки проблемы в современной специальной литературе, то здесь обращает на себя внимание отсутствие достаточной определенности. Тем не менее, отдельные попытки систематизации историко-научных исследований предприняты. Так, например, И.С. Тимофеев выделяет три основные уровня историко-научных исследований: 1) история научного знания и научных методов; 2) история научного сообщества и социально- го института науки; 3) история отношений «наука-общество». Причем на каждом из этих уровней предмет и цели исследования различны116. Хотя подобная систематизация не является исчерпывающей, все же указывая на центральные пункты историко-научных исследований, она может служить в качестве одного из ориентиров в определении таковых в правоведении. Итак, исходя из всего сказанного, основные задачи истории правовой науки могут быть определены следующим образом (причем каждый блок может быть воспринят как наиболее перспективное направление исследования, научно-исследовательской программы в рамках истории правовой науки): 1. Реконструкция исторического становления и основных этапов развития правовой науки, а также отдельных ее отраслей, хронологическая систематизация научных фактов, анализ проблематики правовой науки в ее истории, ее развития и расширения, существенные стороны научного знания (как успехов, так и просчетов, заблуждений, ошибок) в этой сфере, выявление основных направлений научно-правовой мысли, исследование концепций, созданных различными направлениями и школами правовой мысли и их представителями, определение места каждой из них в установлении и систематизации научных фактов, прослеживание непрестанного обновления конкретных научных идей (история научно-правового знания). 2.Изучение теоретико-методологических установок, принципов и способов, стиля научного мышления, присущих правоведению в целом, каждому направлению правовой мысли в частности (история методологии правоведения). 3. История правовой терминологии 117. 4. Изучение конкретной деятельности и заслуг ученых-исследователей (биографическое исследование). 5. Анализ правовых исследований, объективированных в различных формах (публикаций - монографии, брошюры, научные статьи, рецензии, доклады; опубликованных рукописей - диссертации, авторефераты диссертаций; рукописных работ, депонированных специализированными учреждениями; эпистолярные наследия и т.д.), относящихся к определенному историческому периоду и/или отдельной научной проблеме, обобщение научно-исследовательского опыта (историография правоведения в узком смысле). 6. Реконструкция связи с господствующей эпистемой эпохи, воссоздание социокультурного и мировоззренческого контекстов творчества ученых, выявление тех элементов «внешней среды», которые способствуют или тормозят развитие научных идей, теорий. 7. Анализ исторического взаимоотношения и взаимодействия правовой науки и общества, определение социальных функций правоведения на различных этапах ее развития. 8. Изучение организации, форм и координации научно-исследовательских работ (включая систему научных учреждений, вопросы подготовки кадров), развитие форм общения между учеными в области правовых исследований, анализ интеллектуальных традиций научных сообществ (последние три направления в их совокупности условно можно назвать историей социологии правовой науки). Условность выделения этих отдельных программ историко-научных исследований очевидна, ибо они не отменяют, а дополняют друг друга в рамках истории правовой науки, даже нередко пересекаются. Например, выделяемое в отдельную исследовательскую задачу воссоздание социокультурного и ____________________________________ 116 См.: Тимофеев И.С. 1) Изменения в понимании предмета историко-научных исследований. - С. 98; 2) Методологическое значение изменений в понимании предмета и целей историко-научных исследований // Методологические проблемы историко-научных исследований. – М., 1982. - С. 243. 117 Актуальность разработки данного направления следует особо подчеркнуть, ибо именно оно способно дать ключ к расшифровке ряда современных понятий. В союзе с самым тщательным изучением юридической терминологии в ее истории и самым пристальным вниманием к сути и смыслу языка науки история правоведения способна стать источником умножения и упорядочивания нашего знания о праве и способом эксплицирования нашего знания о нем. Исследование истории правовых понятий становится объективно необходимым в результате обнаруживающегося в ходе истории нового значения смысла уже известных фактов. Следует также учесть, что история понятия является одним из направлений исторической мысли, которое сейчас только начинает осмысляться как важный аспект исторического познания. «Самые расхожие, казалось бы, самые обыденные понятия, в содержание которых мы, как правило, к сожалению, не вдумываемся, такие, как „общество", „семья", „богатство", „бедность", „власть", „свобода", „право", „личность", „религия", „вера" и многие другие, нуждаются в том, чтобы историк, который ими пользуется и не может не пользоваться, постоянно их обсуждали проверял на „прочность", на применимость, когда он рассматривает другую эпоху, другую культуру, нежели его собственная. Поэтому все эти понятия должны быть изучены самым внимательным образом на историческом материале (курсив мой. - М.Д.)» (ГуревичАЯ. Апории современной исторической науки - мнимые и подлинные. - С. 245). мировоззренческого контекста творческой деятельности должно наличествовать также при изучении истории научно-правового знания, истории методологии правоведения и истории правовой терминологии. «История науки и ее прошлого должна критически составляться каждым научным поколением»118, - отмечал в свое время В.И. Вернадский. Действительно, она остается актуальной, пока «живет» сама наука. Что касается истории правовой науки, то в заключение еще раз хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что эта область знания в наше время недостаточно развита. История правовой науки является тем необъятным полем, где еще (уже!) потребуется от историков права кропотливая работа как по объему, так и по ее качеству. Мне представляется важным уже сейчас расширить фронт историко-научных исследований, вести обобщающие исследования по истории правовой науки.
3.3.2. Предметные особенности истории правовой мысли
Историческое знание - это тот особый случай памяти, когда объектом мысли настоящего оказывается мысль прошлого... Р. Коллингвуд
Другой историко-правовой научной дисциплиной, бытующей в форме исторической саморефлексии, является, как ее принято называть, история политических и правовых учений. Принципиальное, концептуальное решение проблемы так называемого Дуализма объекта и предмета правовых наук позволяет автору этих строк говорить без дополнительных разъяснений только о ее второй части, т.е. об истории правовых учений119. Однако и при таком подходе по поводу ее объекта и предмета, соответственно и названия, остается ряд невыясненных вопросов. Предварительно отмечу, что наиболее широко распространенным является определение предмета данной науки (истории политических и правовых учений) как истории возникновения и развития теоретических знаний о ее объектах (в этом контексте - о государстве, праве, политике и законодательстве), а равно и истории соответствующих (политических и правовых) теорий. При этом употребляемый в названии дисциплины термин «учение» включает в себя «различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение
______________________________ 118 Цит. по: Доброе Г.М. Указ. соч. - С. 84. 119 Правда, в последнее время в юридической литературе все больше осознается невозможность суммарного изложения истории правовых учений и истории политических учений и необходимость их размежевания, но, к сожалению, лишь в отношении учебной, а не научной дисциплины (по этой причине не вступая в полемику, ограничусь лишь некоторыми подстрочными замечаниями) (см.: Азаркин Н.М. 1) О новой системе юридического образования и место в ней истории политических учений (полемико-публицистические предложения) // Государство и право. - 1998. - № 10. - С. 83-87; 2) История юридической мысли России: Курс лекций. - М., 1999. -Вводная лекция. - С. 5-20; Мартышин О.В. История политических учений в системе высшего образования // Журнал российского права. - 1998. - № 8. -С. 135-143; Скакун О.Ф., Демиденко Г.Г. О месте истории учений о государстве и праве в новой системе юридического образования // Государство и право. - 2000. - № 6. - С 124-126). В частности, Н.М. Азаркин, подчеркивая насущную необходимость выделения истории правовых учений (или, как ее называет автор, истории юридических учений (или мысли)) в качестве самостоятельной дисциплины, он отождествляет ее с «историей юриспруденции» («историей правоведения»), т.е. с историей правовой науки, неверно трактуя предмет последней: политико-правовые учения, взятые в их генезисе, историческом развитии и связи с современностью. Сюда же он выключает и процесс правового познания (см.: Азаркин Н.М. История юридической мысли России. - С. 5-7, 16-17), с чем, конечно, нельзя согласиться (о соотношении истории правовой науки и истории правовой мысли - несколько ниже). О.В. Мартышин пишет: «Правовые учения - это самостоятельный предмет, в одних разделах смыкающийся с политическими учениями, в других - весьма далекий от них. Объединение двух дисциплин было бы искусственным и если учесть значительность предмета каждой из них, едва ли практически осуществимым. Правовые учения (за исключением теоретических проблем, приобретающих отчетливое социально-политическое значение) по своей природе ближе к истории права и отдельных его отраслей и институтов, к истории правовой науки, чем к истории политических учений. Именно в этих курсах и надлежит в основном рассматривать правовые взгляды» (Мартышин О.В. Указ. соч. - С. 142). Нельзя не согласиться с автором в практической невозможности объединения указанных двух предметов; действительно, история политических учений должна входить в систему политологии. Следует согласиться также и с тем, что слово «правовые» в названии истории политико-правовых учений не отражает его реального содержания. Однако наши позиции принципиально расходятся в том, что историю правовых учений О.В. Мартышин не признает как самостоятельную учебную дисциплину (очевидно, как и научную) и предлагает довольствоваться лишь соответствующими экскурсами при рассмотрении истории права (Там же).
процесс углубления познания политических и правовых явлений»120. Предполагается, что в предметную область истории политических и правовых учений входят не всякие теоретические знания, а лишь те, в которых освещаются, во-первых, природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль права и законодательства как специфических явлений общественной жизни, во-вторых, в своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля, ставившиеся и анализировавшиеся обычно на правовом материале отраслевого характера (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств, формах и направлениях административной деятельности и т.д.) 121. Из приведенных положений нетрудно обнаружить, что, во-первых, в самом общем виде объектом рассматриваемой науки являются теоретические знания; во-вторых, формы этих знаний ограничиваются степенью их развитости, концентрированности и обобщенности в логико-понятийных выражениях; в-третьих, термин «учение» при этом, включая в себя и другие различные формы теоретического знания и употребляемый как синоним понятия «мысль», трактуется шире понятия «теория» в его строгом смысле (т.е. как компонент науки, собственно теория) и, следовательно, теория представляется не единственной формой теоретических знаний, изучаемых данной отраслью науки; в-четвертых, содержание этих теоретических знаний ограничивается их общетеоретической значимостью для правовой науки (чем и обус-ловлено включение их в орбиту научных поисков). Соглашаясь в целом с приведенными представлениями об объекте и предмете обсуждаемой научной дисциплины, хотел бы обратить внимание на некоторые важные моменты. Прежде всего, о соотношении понятий «учение», «теория» и «мысль». Следует заметить, что термин «теория», кроме его строгого смысла, т.е. как наиболее системная форма научного знания содержащая обобщающие идеальные конструкты и набор законов, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам122, употребляется и в более широком смысле - как совокупность всех общетеоретических положений об изучаемых явлениях (в частности, как в названии научной и учебной дисциплины «общая теория права»). В данном случае понятия «теория» и «учение»123 совпадают124. Что касается соотношения понятий «учение» (значит и «теория» в его широком смысле) и «мысль», то здесь привлекает внимание трактовка его Д.И. Луковской. Думается, она несомненно права, когда отмечает, что правовая мысль в отличие от правового учения «может присутствовать в исследованиях собственно исторического, литературоведческого характера, воплощаться в художественной литературе, в искусстве в целом», тогда как правовое учение «предполагает оперирование стройной системой фундаментальных категорий»125. Стало быть, понятие «мысль» шире понятия «учение». Более того, следует добавить, что все формы теоретико-правового познания являются продуктами активного процесса освоения правового мира, т.е. правового мышления, а всякий продукт, результат, основная единица последнего есть правовая мысль. Поэтому для обозначения всех продуктов правового мышления, всего комплекса форм теоретического знания вполне приемлем термин «правовая мысль». Таким образом, имеется основание сказать, что не всякая правовая мысль или их совокупность является правовым учением, а всякое правовое учение есть, по меньшей мере, совокупность правовых мыслей. Между тем необходимо заметить, что поскольку «теоретическое знание не всегда носит научный характер»126, постольку оно может быть и научным, и ненаучным. Несомненно, рассматриваемую дисциплину интересует не всякое теоретическое знание, а только научное. И в этой связи в центре ее внимания, безусловно, должны находиться (и находятся) прежде всего наиболее системные формы научно-теоретического знания, т.е. собственно теории. Однако не следует забывать, что эти теории не создаются на пустом месте одним актом познавательного действия, их конструированию предшествуют длительные познавательные процессы, что структуры их, как и структура любого научного знания, не являются
_______________________ 120 История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нер-сесянца. - М„ 1995. - С. 1. 121 Там же. - С. 5. 122 См.: Философия I В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский, И.П. Мамыкин и др.; Под общ. ред. В.К. Лукашевича. - Минск, 2001. - С. 424. 123 Вот как определяется смысл слова «учение» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Совокупность теоретических положений о какой-н. области явлений действительности» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1991.-С. 843). 124 См., напр.: Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 1999. - С 424, 448. 125 Луковская Д.И. О предмете науки истории политических и правовых учений // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. - М., 1978. - С. 43. 126 Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - С. 109.
однородными и включают в себя элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности127, что они создаются и «живут» в рамках социокультурного контекста эпохи, что каждый мыслитель, говоря словами Гегеля, «сын своего времени», поэтому и в создаваемых ими системах теоретического знания отражается дух той эпохи, современниками которой авторы являются. Имея в виду именно эти моменты применительно к обсуждаемой дисциплине, Л.С. Мамут совершенно верно указывал, что «история - не просто та же самая теория, взятая в ее последовательно временном развертывании. Объектом исторического изучения идей является не только то, что входит в собственно теорию, но и многое такое, чего в ней нет, да и быть не должно: процесс исторического порождения идей, их социальные детерминанты, духовно-культурные контексты, механизмы включения в идеологическую борьбу соответствующей эпохи и др. (курсив мой. - М.Д.)»128. К сожалению, долгое время это обстоятельство не было признано в исследовательской практике. Безусловно, прав Л. Шестов когда в этой связи пишет: «По-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно»129. Конечно, нельзя упускать из виду, что историко-теоретичес-кое изучение объекта предполагает его теоретическую интерпретацию. Несомненно, при этом анализу подлежат в первую очередь те теоретико-правовые знания каждой эпохи, которые проявляются в наиболее концентрированной, обобщенной форме в ведущих теоретических представлениях, понятиях и концепциях. Но для подлинного изучения движения "этих знаний недостаточно знать только эволюцию ее основных теорий и концепций. История правовой мысли не должна быть только «галереей портретов» ученых и моделей развития правовой мысли. Задача в данном случае заключается, в частности, в том, чтобы открывать в правовых учениях заключенные в них выдающиеся идеи, гениальные прозрения, предвосхищение будущих теоретических концепций не только имплицитным образом, но также не высказанные эксплицитно самими их создателями, иначе говоря, их доконцептуальную глубину130. Реализация этой задачи возможна, на мой взгляд, лишь в условиях строгого соблюдения требования о включении объекта во всеобъемлющий социокультурный исторический контекст, с привлечением широкого спектра источников, - в том числе не сугубо правового характера, - и с применением разнообразных познавательных способов для анализа и критики этих источников, заимствованных из разных областей социально-гуманитарного знания.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |