КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Р. Иеринг 1 страница
Переливающиеся многоцветием под лучами солнца и трепещущие от дуновения ветра живые организмы права цивилизованных народов составляют вместе единое целое... З. Рабелъ
Хотя идея всеобщей истории восходит еще ко временам По-либия и пользовалась особой популярностью среди западных, да и не только, интеллектуалов с XVIII в. до начала XX в., «всеобщая история права» в советской и постсоветской историко-правовой науке как полноценная научная и учебная дисциплина не привилась, но она и не была отвергнута полностью; несмотря на то, что нас разделяет со времени ее становления более столетия, ученые не смогли еще прийти к общему знаменателю в вопросе о природе всеобщей истории права. В академическом плане она стала равнозначной «всемирной истории права», понимаемой как тотальная хронология историко-правовых событий у всех народов мира, как совокупность историй права отдельных стран мира; и в преподавательской практике она все больше приравнивалась к только что очерченной «всемирной истории», но только в избранных образцах, получая при этом преимущественно название «история государства и права зарубежных стран». А иногда это последнее название распространяли и на науку «всеобщей истории права». Все это, усложняя понимание природы всеобщей истории права, приводило в конечном счете к сомнениям относительно возможности ее существования как таковой, как отличной от всемирной истории права научной и учебной дисциплины. В частности, О.И. Чистяков, совсем уж недавно возражая названию «всеобщей истории», задавался вопросом: «Ведь не очень ясно, что понимать под всеобщей историей, что она, собственно говоря, обобщает... Если же это что-то отличное (от «всемирной истории». - М.Д.), то что именно»25. Не следует забывать, что это мнение не рядового профессионала, а одного из авторитетных историков права современной России и может быть оценено как признание проблемной природы этого предприятия. Безусловно, аналогичные вопросы резонны при условиях доминирования вышеуказанной трактовки природы всеобщей истории права и могут быть представлены в более или менее исчерпывающем виде. Итак, в действительности, возможна ли всеобщая история права, отличная от всемирной истории права или насколько они могут совпадать? Насколько возможны обобщения в ее рамках и стоит ли вообще пытаться их делать, объединяя огромные промежутки времени и пространства? И вообще, какова ее природа, какой она должна быть, следовательно, каков ее предмет и содержание? Это естественные, но и столь же не простые вопросы. Разумеется, здесь перечислены далеко не все вопросы, относящиеся к данной проблеме. Однако я не ошибусь, если в методологическом плане буду считать эти вопросы стержневыми; попытка ответить на них и является целью настоящей главы. Прежде всего, думается, тут полезно совершить краткий экскурс в историю формирования идеи всеобщей истории.
3.2.2.1. Философско-исторические воззрения на проблему
Впервые понятие «всеобщая история» упоминается во «Всеобщей истории» Полибия, где излагалась история не одной страны, а всех основных стран Средиземноморья, завоеванных Римом. Полибию принадлежит высказывание, что «история отдельных наций не может быть названа историей в собственном смысле, [как] по частям тела нельзя еще увидать красоты всего тела»26. В представлении другого греческого историка Д. Сицилийского «всеобщая история» означала рассмотрение ее как истории одного человека27. По сути в устах этих историков «всеобщая история» звучала слишком примитивно, т.е. она __________________________ 24 Основные положения настоящего параграфа опубликованы: Дамирли М.Л. Образ всеобщей истории права как науки // Правоведение. - 2001. -№ 6. - С. 179-189. 25 Чистяков О.И. О социальной ценности историко-правовых наук. - С 14. 26 Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. - М., 1987. - С 301. воспринималась как описание истории как можно большего числа народов мира в хронологическом порядке, как сборище фактов без какой-либо связи между ними28. Однако в силу пространственной ограниченности истории в онтологическом смысле этого слова ни в античности, ни в средневековье историки не смогли создать сколько-нибудь строгой «всеобщей истории». Поскольку возникновение онтологически единого исторического пространства, т.е. всемирной истории, позволяющей в свою очередь расширение диапазона исторического познания, относится к эпохе Нового времени, постольку только историки этой эпохи сумели включить «частные» истории в более широкие рамки исторического пространства. Тем не менее, и они не могли идти дальше эмпирического взгляда на всемирную историю. Идея всеобщей истории концептуально оформилась лишь в философско-исторических воззрениях великих мыслителей XVIII и XIX вв. (Вико, Вольтера, Гердера, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля). Первые философско-исторические подходы ко всеобщей истории наиболее тесно ассоциируются с именами Вико, Вольтера и Гердера. Для Вико, исходящего из концепции циклизма, исторический процесс «всемирен» в том плане, что он универсален, т.е. все вступившие на сцену истории народы подчинены действию закона круговорота. Следовательно, всемирная история есть совокупность последовательно расположенных замкнутых кругов (циклов), между которыми нет переходов и связей29. Вольтер с всеобщей историей человечества связывал принцип сравнительного изучения истории всех стран. Гердеру принадлежат первые серьезные попытки создания целостной картины эволюции культуры, идея развития мира как единого целого, равно и представление о единстве и разнообразии культуры и ее прогрессирующем характере. Всемирная история рассматривалась им как единый в своей сущности процесс поступательного движения человечества. На необходимость выхода за узкие национальные рамки и рассмотрения истории со всемирной точки зрения указывал и Кант в своей «Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»30. Как уже было отмечено в первом разделе настоящей работы, осмысление не только в рамках отдельного народа, но и во всемирно-историческом масштабе есть главное достоинство кантовских воззрений на проблемы права и государства. В основе кантовской программы всеобщей истории была положена трактовка ее смысла как истории саморазвития человеческого духа, призванной показать, как человеческая раса исподволь становится все более рациональной и потому все более свободной. Такую миссию мог реализовать только ученый, воплощающий в себе два качества: исторические знания и философский склад ума. Р. Коллингвуд суммировал «кантовскую программу» следующим образом: «1) Универсальная история - это достижимый идеал, но его реализация требует союза исторической и философской мысли: факты должны быть не только рассказаны, но и поняты, увидены не только извне, но и изнутри. 2) Она предлагает план, т.е. в ней обнаруживается прогресс, в ней можно увидеть нечто такое, что возникает и развивается неуклонно и последовательно на каждом этапе. 3) Этим объектом, развивающимся в ходе исторического процесса, оказывается человеческая рациональность, т.е. интеллект, нравственная свобода. 4) Средством же, благодаря которому она осуществляется, оказывается человеческая иррациональность, т.е. страсти, невежество, эгоизм»31. Следуя за Кантом, поэт, философ и историк Ф. Шиллер в своей вступительной лекции в Йене в 1789 г. «В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения?» отстаивает необходимость изучения всеобщей истории, включая в нее все аспекты прошлого человечества (историю экономики, религии, языка, права, искусства и т.д.). Основную задачу всеобщей истории он видит в уяснении того, как настоящее стало тем, что оно есть (задавая вопрос прошлому: какое влияние имело прошедшее на настоящее?), уделяя главное внимание при этом установлению связей между фактами и основными стадиями исторического процесса32. Наиболее полные представления о всеобщей истории как об автономной научной дисциплине восходят к философии истории Гегеля. Он в своей классификации исторической науки всеобщей истории отводил место в качестве подвида рефлективной истории. По Гегелю, всеобщая история есть вся история какого-нибудь народа или какой-нибудь страны или всего мира, где главной задачей историка является обработка исторического материала с точки зрения собственного духа, отличающегося от духа содержания этого материала; он должен руководствоваться определенными принципами, служащими в качестве ___________________________ 27 См.: Там же. 28 Хотя, по словам М. Барга, Цицерон «проводил различие между "всеобщей" (связной) историей, в которой вещи выступают в связи, соизмеримыми друг с другом, и "частичной" (монографической) историей, в которой освещается какой-нибудь один изолированный эпизод», но это было всего лишь голое высказывание, не воплощенное в исследовательской практике (см.: Варг М.А. Шекспир и история. - 2-е изд. - М., 1979. - С. 30). 29 См.: Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - С. 28. 30 См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. В 6 т. - М., 1966. - Т. 6. - С. 7-23. 31 Коллингвуд Р.Дж. Указ. соч. - С. 100. 32 См.: Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова Цель этого изучения? (Вступительная лекция) // Шиллер Ф. Собр. соч. - М., 1956.-Т. 4.-С 9-28. методологии анализа материала. «Такая история, которая задается целью дать обзор продолжительных периодов или всей всемирной истории, - пишет Гегель, - должна в самом деле отказаться от от индивидуального изображения действительности и прибегать к сокращенному изложению путем применения абстракций, - это сокращение производится не только в том смысле, что пропускаются события и действия, но и в том смысле, что мысль резюмирует богатое содержание (курсив мой. - М.Д.)»33. В начале XX столетия благодаря таким знаменитостям, как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, К. Ясперс и др., сформировалось представление о всемирной истории как совокупности образований типа цивилизаций или культурных систем. Эти авторы пытались серьезно рассуждать о более широкой динамике всемирной истории. Труд Шпенглера «Закат Европы» важен своей концепцией крупномасштабных обществ, хотя в нем автор не пытался ее применять к обществам всего мира34. По мнению автора 12-томного «Исследования истории» Тойнби, только при изучении более крупных единиц можно понять глобальные исторические процессы. В отличие от Шпенглера, Тойнби привлекал к изучению более широкий круг исторического опыта (Европы и Азии)35. Заслуживают также внимания взгляды на проблему Э. Трёльча. По его мнению, универсальная история является естественным завершением и венцом исторической науки, синтезирующим свершением понятия развития. «Такой она предстает нам у ориентирующихся на историю философов: идее человечества в эпоху Просвещения, идее гуманности у Гердера, в конструкциях универсально-исторического процесса Гегеля и Конта, а также в картинах философов жизни, созданных в стиле и при помощи технических приемов Ницше, и, наконец, у историков, которые хотят овладеть своим предметом в полном объеме. Однако сверх этого универсальная история имеет особое свойство, которое следует из существа положения вещей в целом. По самой своей сущности она, как будто, направлена на историю всего человечества во всей шири пространства и безграничности времени, и должна обозревать связь и как реально-казуальную, и как наполненную единым смыслом развития (курсив мой. - МД.)»36. Место универсальной истории Трёльч определяет где-то между историей и философией истории: «универсальная история принадлежит одновременно истории и философии истории, а не просто точному эмпирическому исследованию. Она есть свободное от иллюзий критическое исследование фактов и тщательнейшая конструкция исторического развития, ибо, несмотря на все ужасы и злодеяния действительности, она считает познание действительности предпосылкой всякой истины; она не хочет быть вымыслом или априорной системой»37. Недостатком в воззрениях Трёльча по обсуждаемой проблеме является ограничение универсальной истории «европеизмом»: «Для нас существует только всемирная история европеизма»38. Анализ философско-исторической традиции, насчитывающей без малого трехсотлетнюю историю, свидетельствует о том, что большинство выдающихся мыслителей, несмотря на известное расхождение во взглядах на обсуждаемую проблему, признавали возможность и необходимость существования всеобщей истории в качестве самостоятельной области исторического знания, причем не как чисто эмпирической области (хотя они прямо не заявляли о ее статусе как теоретической науки; кроме того, оставалось еще немало открытых вопросов относительно природы всеобщей истории). Такое признание, с одной стороны, повлекло за собой вывод о возможности и необходимости равным образом «права на гражданство», по крайней мере, соответствующего раздела историко-правового знания, а с другой – способствовало значительному росту интереса ученых-юристов в XIX в. к анализу истории права во всемирно-историческом масштабе. Таким образом, следующим шагом нашего анализа явится рассмотрение воззрений на рассматриваемую проблему профессиональных историков права.
3.2.2.2. Воззрения профессиональных историков-правоведов
Хотя в течение XIX в., когда история права стала профессиональной дисциплиной, воображение большинства ученых историков-правоведов было захвачено разработкой истории национального права, некоторые ученые считали необходимым выдвинуть единицу исторического анализа более широкую, чем национальное право. Первым в этом ряду был Э. Ганс, выступивший с критикой исторической школы права, один из основных пунктов которой сводился к защите идеи всеобщей истории права. Основным двигателем развития он считал не национального духа, как у Савиньи, а общего божественного разума, __________________________ 33 Гегель Г.В.Ф. Философия истории. - С. 7. 34 См.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. В 2-х т. -М., 1998. 35 См.: Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1996. 36 Трёльч Э. Указ. соч. - С. 527. 37 Там же. - С. 530. 38 Там же. - С. 608. который есть объединяющая основа развития, одно целое, где частными моментами его выражения являются отдельные национальные духи. Эти последние, в свою очередь, могут быть поняты в общей связи, изучение которых входит в задачу всеобщей истории. Следуя за указанными предпосылками, последователи Гегеля, представляющие рационалистическое направление в Германии, рассматривали право в его всемирно-историческом развитии. В этом пункте их стремление имело существенное значение для становления всеобщей истории права39. Как примеры подобного исследования, укажем на следующие труды - «История наследственного права во всемирно-историческом развитии» (в 4 т., 1824-1835) Ганса, «Опыт всеобщей истории права» (1849) Пуаэра, «Семья во всемирно-историческом развитии» (1850) Унгера, «Развитие культуры и права» (1865-1868) Арнольда, «Очерки по всеобщей сравнительной истории государства и права» (1878) и «Сравнительно-этнологическая основа всеобщей теории права» (1880) Поста и др. Образцы историко-правового анализа, выходящего за узкие национальные рамки, можно встретить также у русских ученых-историков права XIX - начала XX вв. Показательны в этом плане суждения о природе всеобщей истории права Б. Утина, А. Стоянова, М. Капустина, М. Владимирского-Буданова, В.Щеглова и др. По мнению профессора Петербургского университета, первого русского ученого в области науки Всеобщей истории права Б.И. Утина, основное назначение данной историко-правовой науки заключается в раскрытии и показании универсальности основных юридических понятий и учреждений у всех народов40. Другой русский историк права А. Стоянов, считая историю права частным или видовым понятием истории как науки, выделяет «частную», изучающую историю права какого-либо одного народа и служившую более практическим целям, и «всеобщую» - историю права всех народов, служившую исключительно научным целям41. А. Стоянов, всеобщую историю права (всеобщей истории законодательства) полагая истинно научной историей права, главную и непосредственную задачу ее видел «в том, чтобы рассмотреть положительное право различных народов с точки зрения постоянного, последовательного и прогрессивного развития (эволюции) как памятников законодательства, так и самих юридических норм и учреждений»42. Цель ее, с точки зрения А. Стоянова, заключается в выяснении и формулировании общих причин или общих законов развития и сосуществования в многообразных формах положительного права43. По мнению ученого, у всеобщей истории есть солидарность, соотношение с историей цивилизации44. Научные задачи и цели всеобщей истории права, как полагал он, могут быть достигнуты лишь при самом обильном материале, куда должны войти как данные сравнительной этнографии, так и содержание законодательств всех культурных народов Востока и Запада. Выводы, имеющие значение для всеобщей истории права, базируются на основах, установленных сравнительным методом45. Значение всеобщей истории для философии права, по мнению Стоянова, заключается в том, что она должна опираться на всеобщую историю права46. Задача всеобщей истории права, вслед за В. Арнольдом утверждает Капустин, «заключается в том, чтобы представить общие законы развития права, которые повторяются у каждого народа, и объяснить особенные формы этого развития». В другой работе он задачу всеобщей истории права видит в прослеживании преемственности всех изменений47. По мнению Владимирского-Буданова, «при изучении всеобщей истории права главная цель такого изучения есть вывод сходных черт, при изучении права национального - вывод не только сходств, но и различий, составляющих национальные особенности»48. Со второй половины XIX в. с применением сравнительно-исторического метода в центр исследований в области всеобщей истории права перемещаются поиски общих закономерностей развития правовых систем различных обществ и народов. Следовательно, учеными, широко применявшими в своих изысканиях сравнительно-исторический метод, всеобщая история права воспринимается как сравнительная история права. «Всеобщая история права - сравнительная история права. Обе эти науки тождественны по своему предмету, содержанию, задачам и методу»49, -. утверждал Щеглов.
____________________________________ 39 См.: Емельянова И.А. Всеобщая история права в русском дореволюционном правоведении. - С. 69. 40 См.: Стоянов А.Н. Общие понятия об истории права как науке. Всеобщая история права, ее содержание, задача, цель, метод. - С. 4-5. 41 Там же. - С. 622. 42 Там же. - С. 623-624. 43 См.: Там же. - С. 622. 44 См.: Там же. - С. 628. 45 Там же.-С. 619-620. 46 Капустин М.Н. История права. - С. 7. 47 Капустин М.Н. История права у древних народов. Литографированный курс. - С. 8. 48 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. - С. 2. 49 Щеглов В.Г. Указ. соч. - С. 60.
Ф.Ф. Зигель различие «сравнительного правоведения» и «всеобщей истории права» видел в том, что если первое устанавливает необходимые условия человеческого общежития, то вторая -изменение этих условий во времени50. Задача всеобщей истории, с точки зрения Зигеля, состоит в описании действительно, фактически происходившего развития правовых понятий в данном народе или целом человечестве51.
3.2.2.3. Опыт универсальной (всеобщей) истории права И. Колера
Для целей настоящего исследования особого внимания заслуживают идеи немецкого ученого И.Ю. Колера 52. Как ученый с обширными научными интересами, И. Колер в своем творчестве, придавая большое значение историческому методу как едва ли не единственному плодотворному методу изучения права, значительное внимание уделял изучению эволюции истории права в широком контексте, во всемирно-историческом масштабе. Не случайно, что Рене Давид характеризует его как одного из наиболее видных представителей того направления в юридической науке, которое основной задачей для себя выбрало создание широкой философско-исторической картины развития права, наряду с Мэном в Англии53. Прежде всего следует отметить, что в основе такого широкого подхода к изучению эволюции права лежали воззрения немецкого ученого на само право, на формирование которых немаловажное влияние оказали его долголетние исследования в области сравнительного правоведения. Выступая против положения естественного права о вечном, неизменном праве, в то же время он не признавал того, чтобы рассматривать право как явление внешнее, произвольное. Такой подход, по мнению ученого, привел противников естественного права к позитивизму. «Хотя право и представляется вечно изменяющимся и развивающимся, - объясняет Колер свое видение, - но оно не является чем-то внешним и произвольным, а покоится своими корнями в глубине народного духа и соответствует культурным течениям, господствующим в народе... Итак, право создается на основе культуры. Но оно, как и всякий элемент культуры, является двуликим Янусом. Исходя из предшествующей культуры, оно способствует подготовлению почвы для культуры грядущей. Вытекая из разумных стремлений известного периода, оно служит прогрессу культуры и вместе с тем работает над созданием новой культуры, а в то же время над разрушением своей собственной. Каждое право - Эдип, убивающий своего отца и начинающий со своей матерью новое поколение»54. Развиваясь в тесной связи со всем общим ходом истории народа, как продукт культурного строя, право есть явление изменчивое, историческое. Следовательно, право в своем историческом развитии существенным образом обусловливается культурой эпохи: «У каждой эпохи - свое особое право и каждое право соответствует особому культурному строю - подобно тому, как у каждой эпохи есть свое искусство и свой хозяйственный строй»55. Согласно Колеру, и мусульманское право, и право христианского мира есть отражение мировой культуры, которым в равной мере нельзя пренебречь. Выступая против тех учений о праве, которые делают «какую-то смесь из римского и германского права, совершенно не думая о том, что и на Востоке существовало свое оригинальное право и что английское и англо-американское право носят черты, ____________________________________ 50 См.: Юридический вестник. - 1886, май. - С. 214. 51 См.: Там же. - С. 224-225. 52 Колер Иосиф Юрифт (1849-1919) - профессор Берлинского университета. Многочисленные труды И. Колера охватывали почти все области немецкой правовой науки, ее догматического, исторического и философского аспектов. Как философ он был неогегельянцем. Современники считали его одним из самых плодовитых, одаренных и ведущих представителей новой для того времени отрасли правовой науки - сравнительного правоведения. В таком качестве он изучал памятники права самых различных народов. Ряд работ он посвятил мусульманскому праву. Помимо этого, он занимался проблемами патентного и авторского права, а в области уголовного права был сторонником учения о возмездии. Вместе с другими учеными издавал «Журнал сравнительного правоведения», «Архив философии права и экономики», «Архив гражданского права», «Архив уголовного права». И. Колер также является автором многочисленных стихотворений. (Эти данные творческой биографии И. Колера взяты из: Оег Сгоззе ВгосЫш. - 1е1р21& 1931.-У. 10.-5.298). Основные его работы в области теории, философии и истории права: «Шекспир с точки зрения права» (1883), «Введение в сравнительное правоведение» (1885), «Право как элемент культуры» (1885), «Введение в науку права» (1901), «Философия права и универсальная история права» (1902), «Учебник по философии права» (1908) и т.д., большинство которых переведены на русский язык при жизни ученого, что еще раз свидетельствует о его популярности и в среде русской научной общественности того времени (см.: Колер И. 1) Шекспир с точки зрения права (Шейлок и Гамлет). - СПб., 1895 (иногда встречается другое название данной работы: «Шекспир перед судом юриспруденции»); 2) Право как элемент культуры / Пер. с нем. А. Э. Вормса. // Вопросы науки, искусства, литературы и жизни. - № 4. - М., 1896; 3) Введение в науку права (краткий курс правоведения) / Пер. с нем. - СПб., 1903; 4) Философия права и универсальная история права / Пер. с нем. - Киев, 1913). 53 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1999. - С. 9. 54 Колер И. Философия права и универсальная история права. - С. 8-10. 55 Колер И. Право как элемент культуры. - С. 7.
значительно уклоняющиеся от этих правовых учений»56, немецкий ученый подчеркивал значение всеобщего права, значит и всеобщей истории права, для создания картины эволюции права во всемирном масштабе. Колер отличался тем самым также от ученых-европейцев, ограничивавшись всеобщую историю рамками Европы, т.е. придерживавшихся европоцентристского понимания всемирной истории. Другая черта колеровского воззрения - это рассмотрение права не как отражения явления, стоящего вне человека, а как произведения человечества, «созданного человеком и заключенного в самом человеке». Поэтому, по Колеру, изучение права является вместе с тем и изучением человека57. В основу изучения происхождения и развития права во всемирно-историческом масштабе Колер кладет «идею универсального процесса и развития как общей всепроникающей связи частных явлений в праве»58. При этом он употребляет как синонимы понятия «универсальная история права», «всеобщая история права» и «сравнительная история права», а иногда и «сравнительная юриспруденция». Это объясняется прежде всего его подходом к предмету и задачей той области, которую он обозначает этими терминами. Задачей всеобщей история права, по Колеру, является изучение, по мере возможности, права всех народов, «как существующих в настоящее время, так и исчезнувших, и притом изучить не только в отношении объективного правового порядка, но и в отношении осуществления правового порядка, правовой жизни субъектов»59. А в другом месте он пишет: «Универсальная история права должна показать, как право развивалось исторически и затем в связи с историей культуры изобразить, какие культурные последствия были соединены с правом, как правом обусловлена культурная жизнь народа и как благодаря ему ускоряется культурный прогресс»60. Между тем сам Колер осознавал необъятности этого поля и говорил о возможности только приближения к идеалу. Согласно Колеру, всеобщая история права - это не простая сумма истории права отдельных народов мира. Правда, он признает индивидуальный характер истории каждого народа. Однако это не должно стать, по его мнению, поводом для отрицания возможности всеобщей истории права, как это делали многие. Ибо наряду с индивидуальностью в истории каждого народа имеет место и значение «общность психологических и социологических мотивов и метафизическое единение процесса мирового развития»61. Стало быть, главная задача тут заключается в обобщении данных по истории права самых, различных народов. Для Колера, как представителя неогегельянства, философия права была родственна всеобщей истории права62, восходящей к философским воззрениям Гегеля63. Хотя в своих определениях Колер иногда допускает, как мы увидим, определенное смешение их задач, ему они представляются как отдельные научные дисциплины. Поэтому вполне естественно его стремление определить соотношение между ними. Не соглашаясь с мнением о том, что философия права должна исследовать естественное право, вечно неизменное, истинное для всех времен, Колер основной ее задачей считал познание «права, как нечто постоянно развивающегося и прогрессирующего»64. По Колеру, главное назначение философии права - это нарисовать картину эволюции права65. «Философия права, - пишет он, - должна показать значение, которое сыграл правовой порядок в телеологическом развитии мирового процесса и ту роль, которую он еще должен сыграть среди различных культурных отношений. Философия права должна наметить, каких целей должно достигнуть человечество под охраной правового порядка и каким образом право принимает участие в определении мировых событий»66. Вопреки утверждениям о том, что изучение всеобщей истории права не имеет значения для философии права, он подчеркивал незаменимое ее значение для последней: «Без всеобщей истории права невозможна удовлетворительная философия права, как без всеобщей истории философия человечества или без лингвистики философия языка»67. По Колеру, предпосылкой философского осмысления права должна
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |