КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Д.А. Керимов
Отвечая на вопрос, поставленный в конце предыдущего параграфа, прежде всего, нужно отметить, что философия права по своему статусу - смежная и комплексная дисциплина, которая находится на стыке философии и правоведения; она есть философское учение о праве. Как и любое философское знание, она в таком качестве выполняет ряд важных общенаучных функций познавательного и методологического характера как в плане междисциплинарных связей правоведения с философией (в том числе с отдельными философскими дисциплинами, как мы увидим далее, философией истории в частности), так и в системе правовых наук, в числе которых история права не составляет исключения. Философия права – это в самом общем виде система знаний об общих принципах бытия права24, ________________________________ 21 Алексеев С. С. Теория права. - М., 1994. - С. 10. 22 Орехов В.В., Спиридонов Л.И. Социология и правоведение // Человек и общество. - Вып. 5. - Л., 1969. - С. 63. 23 Анализ философско-исторических исследований показывает, что правовая проблематика в целом оставалась вне их поля зрения: нет специальных работ по нас интересующему вопросу у выдающихся мэтров философии истории. Сказанное, разумеется, не умаляет ценности идей и концепций этих ученых для философско-исторического осмысления права. 24 Кстати, в определении предмета философии права среди ученых единой позиции не существует (см.: Алексеев С.С. Философия права. - М., 1997. - С. 2; Керимов Д.А. 1) Предмет философии права // Государство и право. - 1994. - № 7. - С. 6; 2) Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - С. 83: Нерсесянц В.С. Философия права. - М.» 1997. - С. 7; Рабиновгч П.М. Фіософія права: деякі наукознавчі аспекта // Вісник Академії правових наук України. — Харків, 1997. - № 1. - С. 39.; Тихонравое Ю.В. Основы философии права. - М., 1997. - С. 46).
которым подчиняется и его историческое изучение25. Как было показано выше, и философия истории не обходит своим вниманием право. И отсюда, с философией истории у нее (у философии права) весьма глубокая и многогранная связь, которая прослеживается по указанным двум аспектам. Философия права и философия истории, являясь философскими дисциплинами, входят в комплекс социально-философского знания. Мировоззренческий характер всякого философского знания сближает их. В этом легко убедиться, сравнив хотя бы проблематику философии права с проблематикой философии истории, которые совпадают по некоторым параметрам. Главным аналитическим средством для них в качестве философского знания является рефлексия. Обе они оперируют с такими категориями, как цивилизация, культура, прогресс (общественный прогресс - правовой прогресс), идеал (общественный идеал - правовой идеал) и т.д. Представляется, что философско-правовая рефлексия в отношении философско-исторического осмысления права является общей. Отсюда следует, что философия права вовсе не исключает, а наоборот, предполагает философско-историческое осмысление права26, равно как и социальная философия допускает философско-исторический подход. Тем самым философия права как бы вторгается во владения философии истории. Это обстоятельство заставляет нас более детально задуматься над проблемами, возникающими на перекрестке истории права, философии истории и философии права по поводу философско-историчес-кого осмысления права, именуемом философией правовой истории (или философской историей права, или историософией права). Философские прочтения в рамках философии права и философии истории имеют не только общие, но и специфические черты. Это проявляется как в объектах, так и в методах исследования. Так, объект философии истории - это общество в целом, тогда как объектом философии права является обособленная часть общества - право, правовая реальность. С другой стороны, если философия истории рассматривает исторический процесс большей частью как становящийся процесс в ходе длительного развития общества, то философия права по преимуществу обращает внимание на процесс, находящийся на стадии завершения. Другими словами, философия истории рассматривает свой объект в динамике, а философия права - главным образом в статике. При философско-правовом подходе диахроническое и синхроническое берутся в их единстве на паритетных началах, тогда как философско-исторический подход реализует единство диахронического и синхронического с перенесением акцентов на диахронический.
Указанный разрыв в подходах между философией права и философией истории таков, что появляется необходимость в своего рода среднем промежуточном звене, где специальный объект (право) будет подвергнут особому философскому (философско-историческому) анализу. И это звено может быть философией правовой истории, т.е. философией истории, специально занимающейся правом. В свете сказанного представляются оправданными следующие слова Р. Лукича, правда, высказанные немного в другом контексте, а именно, при обосновании существования философии права как самостоятельной дисциплины: «...в отношении права могут быть поставлены те же самые вопросы, что и о мире или о сущем вообще. Но право - лишь часть окружающего мира и ответ на философские вопросы о мире не является одновременно и ответом на подобные же вопросы о праве, поскольку право может отличаться от окружающего мира, взятого в целом, и соответственно от прочих его частей»27. То же самое, как мне кажется, можно сказать и о.философско-исто-рическом осмыслении права. Философия права по отношению к правовым наукам, а философия истории - к историческим наукам, решают те же общенаучные проблемы, что и общая философия решает в отношении всех наук. Если философия права является высшей формой познания права, то философия истории - таковой для познания истории. Обе они дают ключ к разгадке правовых явлений, но каждая в своем ракурсе и, следовательно, задачи по философско-историческому осмыслению права выполняют частично. Поэтому появляется необходимость в существовании высшего этажа для историко-правового познания в целом, который возможен на основе интеграции указанных форм познания права и истории, и объединения познавательных усилий философии права и философии истории. С другой стороны, такая необходимость вызывается
________________________________ 25 Подробнее о соотношении философии права с историей права см.: Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - С. 109-125. В частности, разграничивая предметные области исто-рии права и философии права, он пишет: «Задача философии права заключается не в том, чтобы воспроизвести весь многообразный процесс исторического развития права, чередование конкретно-исторических правовых памятников и фактов, смену одних правовых систем другими и показать этот процесс в последовательной конкретно-хронологической форме, что составляет задачу истории права. В отличие от нее философия права призвана раскрывать объективно-существенное в его происхождении и необходимости в освобожденном от случайностей виде. В системе разрабатываемых ею абстрактных категорий многообразие конкретных перипетий исторического развития вовсе не исчезает бесследно, а присутствует в снятом виде» (Там же. - С. 112). 26 Кстати, на это указал в свое время и уже знакомый читателю И. Колер, когда в числе задач философии права выделил «уяснение значения права в истории мироздания» (Колер И. Философия права и универсальная история права. - С. 16). 27 Лукич Р. Указ. соч. - С. 69. задачей по обеспечению всесторонности и целостности историко-правового познания. Как уже неоднократно отмечалось, в исследовательскую задачу истории права входит изучение только одной части в цепи единого историко-правового процесса (прошлого права), что вытекает из ее природы как исторического знания преимущественно эмпирического характера. Однако историко-правовое познание, как уже отмечалось, этим не исчерпывает свои возможности, т.е. имеет еще и неэмпирический, теоретический уровень, выступавший в определенных условиях в форме философского знания. «Историческая концепция человеческого существования в его целостности должна включать в себя и будущее... Ибо отказ от будущего ведет к тому, что образ прошлого становится окончательно завершенным и, следовательно, неверным. Без осознания будущего вообще не может быть философского осознания истории»28. Если ограничиться только собственно историческим (т.е. конкретно-историческим) исследованием, тогда единство исторического процесса, единство прошлого, настоящего и будущего теряет всякий смысл. Итак, налицо - недостающее звено в историко-правовом познании.
Следующим шагом нашего анализа будет более детальное рассмотрение вопроса о том> насколько актуальным сегодня является философско-исторический дискурс в постижении права. 4.3. НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО – ИСТОРИОСОФИЯ ПРАВА
...всякое историческое познание предполагает определенную философию истории. Р. Арон Уже подрастающее поколение юристов, а вероятнее всего, следующие за ним столкнутся с беспрецедентной «интернационализацией» правовой жизни... Серьезная ответственность ложится на юристов и в отношении других важных проблем, таких, как улучшение окружающей среды, устранение расовой розни, усиление социальной справедливости. К. Цвайгерт и X. Кётц
Общеизвестно, что обращенность к теоретико-познавательным проблемам науки, имеющим также философский уровень, обусловлено внутренними потребностями ее развития. Поэтому для науки находящиеся в развитии эти проблемы всегда являются актуальными. Если нет необходимости в дополнительных пояснениях касательно актуальности теоретико-познавательных проблем права в свете философско-исторического постижения, то его онтологическое измерение нуждается в обстоятельном разъяснении, которое изложено ниже. Уместно здесь упомянуть слова А. Трёльча о том, что философия истории «возникла именно тогда, когда в ней нуждались, когда ее потребовала необходимость, возникшая в мировоззрении»29. А эта необходимость чаще всего связывалась с переломными этапами истории. В этом смысле весьма примечательными являются следующие слова русского философа Н.А. Бердяева: «Исторические катастрофы и переломы, которые достигают особенной остроты в известные моменты всемирной истории, всегда располагали к размышлениям в области философии цстории, к попыткам осмыслить исторический процесс, построить ту или иную философию истории»30. Так бывало всегда, в том числе и во времена великого философа, которые охарактеризованы им самим как «времена грандиозного исторического перелома». Думается, не является исключением и наше время. Сегодня человечество вновь оказалось в тисках всеобъемлющего «системного» кризиса, охватывающего все устои (социальные, экологические, экономические, духовно-нравственные и т.д.) общества. Человечеству поставлен чуть ли не смертельный диагноз. Тревожные прогнозы, сделанные представителями Римского клуба еще в 60-е - 70-е годы XX века остаются не опровергнутыми. Глобальность и необратимость указанных ими проблем ставит под угрозу существование самого человечества и вообще жизни на земле. Не вдаваясь в детали, только отмечу, что для выхода из создавшегося кризиса, для предотвращения деструктивных процессов в системе общество-природа и перехода к устойчивому развитию требуются самые решительные, причем принудительные меры. Устойчивыми факторами при этом можно считать появление новых функций права в связи с глобальными экологическими и экономическими кризисами, привлечение к правовому регулированию всех аспектов взаимодействия общества и природы. ______________________________ 28 ЯсперсК. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 155. 29 Трёлъч Э. Указ. соч. - С.17. 30 Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 4. Другое, не менее тревожное проявление переживаемого кризиса заключается в растущем пренебрежении к нормам международного права. События вокруг арабо-израильского конфликта, Ирака, Югославии, армяно-азербайджанского конфликта, Чечни - яркое тому подтверждение. Когда речь идет о позициях ведущих мировых держав и международных организаций к урегулированию указанных конфликтов, обычно говорят о так называемых двойных стандартах. Это может считаться верным в отношении частных случаев, однако в целом, на мой взгляд, правильно будет констатировать беспринципность позиций, не ограниченную какими-либо рамками права. Преобладание такого рода субъективного подхода в урегулировании указанных конфликтов сопровождается игнорированием не только высших духовных ценностей, накопленных многими веками, а также принципов международного права, что приводит к грубым нарушениям прав человека. Парадоксальность сложившейся ситуации состоит еще в том, что гуманитарные принципы и права человека все чаще служат оправданием для использования силы. Все это говорит о том, что основы мирового порядка (международного правопорядка) серьезно подорваны. Практика последних лет ярко свидетельствует о том, что неправо явно противостоит праву, зачастую насилие доминирует над справедливостью, стремясь предстать в образе последней. Пора понять, что качество исторического процесса зависит от доминирующей системц ценностей человечества. Пожалуй, именно сейчас, когда нормы права в целом, международно-правовые нормы в особенности, все чаще и чаще отодвигаются в сторону, как нельзя более важно дать ответ на вопрос: чем руководствуются и должны руководствоваться в своих действиях «субъекты истории», одновременно являющиеся в данном случае субъектами (международного) права? - вот один из главных историософ-ских вопросов в сфере правопознания. В этой связи особо нужно остановиться на уникальной роли права, ибо происходящие на рубеже тысячелетий события заставляют нас задуматься о возможных способах мирового порядка будущего, требуют от нас более пристального внимания к праву как к одному из таких способов, если не единственному. Это прежде всего обусловлено ролью и историческим предназначением права в обществе. По меткому определению Л.И. Спиридонова, «генеральная» функция права состоит в обеспечении целостности общества. Действительно, с приходом на авансцену истории оно приобрело значение необходимого фактора существования общества, неизменной основы нормального, упорядоченного существования человеческого рода, а в условиях цивилизации становится по самой своей сути незаменимым. Право, пожалуй, - не единственный социальный регулятор. Наряду с ним таковыми являются культура, мораль, религия и т.п. В современном обществе представляющее собой сложный конгломерат многообразных, зачастую противоборствующих интересов, которые в, свою очередь, являются источником конфликтов, право выступает важнейшим инструментом обеспечения единства общества, ликвидации существующих и предотвращения потенциально возможных конфликтов. Оно занимает такое почетное место в системе социальных регуляторов благодаря своей общезначимости и общеобязательности. Но не только. Его важное значение также «состоит в его способности „проникать в будущее", в способности формировать будущее поведение людей»31, в способности поддержания порядка, подавления отклоняющихся форм поведения. При этом историческое предназначение его заключается, с одной стороны, «в действительной реализации свободы человека» и, с другой - «в преодолении произвола и насилия»32. Видимо, благодаря именно указанным свойствам, на его долю выпало решение коренных задач человечества, задач по «обеспечению существования функционирования общества как сложной и динамичной системы»33. На решение данной задачи должна быть нацелена и правовая наука. Изложенная позиция, однако, не должна быть воспринята таким образом, что я ратую за всемогущую силу права. Разумеется, у меня нет веры во «всеспасающую и всеисцеляющую общественную миссию права» и вслед за выдающим русским правоведом и философом Н.Н. Алексеевым не полагаю, что «пропитанное правом общество и государство являются образцом социального совершенства - „земным раем"», что «усовершенствованием одной из сторон общественного бытия можно достигнуть абсолютного совершенства социального целого» и «довести его до состоянии рая»34. Поэтому основной задачей здесь ____________________________ 31 Бережное А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права // Вести. Моск. ун-та. - Сер. 11. Право. - 1999. - № 4.-С 7. 32 См.: Алексеев С С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. - М., 2000. - С 19-20, 23. 33 Алексеев С С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С 200. 34 См.: Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб., 1999. - С 220. «Нет больше экономических, технических или социальных проблем, существующих раздельно, независимо друг от друга, которые можно было бы обсуждать в пределах одной специальной терминологии и решать не спеша, по отдельности, одну за другой», - писал первый президент Римского клуба А. Печчеи (Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985. - С. 119-120).
должно быть, как верно отмечает Н.Н. Алексеев, «не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок, - при полном созна-.нии, что подобное улучшение может излечить многие болезни общества, но не в состоянии преобразовать общества в его целом и довести его до состояния земного рая»35. Период, переживаемый человечеством в настоящее время, настоятельно требует надлежащего осознания и глубокого научного анализа глобальных проблем и роли права в реформировании общества и обеспечении его устойчивого развития. Если исходить из того факта, что сегодня, на рубеже столетий человечество в своем развитии переживает переломное состояние, связанное с радикальной перестройкой самих оснований человеческой жизнедеятельности, сложной системы человеческих отношений, социальных институтов, и при этом учесть роль права, то становится очевидным, насколько переживаемая историческая эпоха предопределяет необходимость философско-историческо-го осмысления права. Далее. Постановка проблемы актуализируется процессами, происходящими в обществе, стоящем перед выбором путей развития. Все люди нуждаются в том, чтобы знать смысл и направленность происходящих процессов, перспективы развития общества в целом, правового развития человечества в частности, а над этими рефлексировавшим может быть опять-таки философско-исторический подход. Именно сквозь призму данного подхода можно осмыслить возможности неразрушительных технологий по реформированию социума. В юридической литературе уже отмечалась необходимость переориентации юриспруденции на решение глобальных проблем современности как одного из наиболее важных и интересных направлений развития юридической мысли XXI века, но пока это остается всего лишь благим намерением. Проблемы разработки стратегии человечества по устойчивому развитию широко и активно обсуждаются в социально-философской литературе, тогда как правовая наука остается в стороне от этих проблем. Даже там, где мимолетно затрагиваются глобальные проблемы современности, вопрос об устойчивом развитии и роль права в нем не исследуется. Думается, именно здесь историософское постижение права как раз может быть надежным подспорьем, позволит выявить наиболее оптимальные пути правового развития, разработать приемлемые как для многих людей доброй воли, так и всего мира непоколебимые основания для разрешения глобальных проблем современности37. Наконец, в поддержку рассматриваемого вопроса считаю необходимым отметить, что формирование нового направления правового знания в свете философско-исторического осмысления поможет также преодолеть национальную замкнутость, об опасности которой упоминали известные мыслители (Монтескье, Бэкон, Фейербах, Иеринг, Кроче). Итальянский философ Б. Кроче говорил о денационализации истории. «Денационализировать - значит отказаться дробить познаваемое на сотворенное якобы итальянцами, французами, немцами, англичанами, русскими, японцами и т.п., ибо познавать, понимать и судить что бы то ни было можно только под знаком ценности всеобщей человечности (курсив мой. -М.Д.)»38. По его мнению, в денационализации не нуждается история практического и технического действия. Однако в ней нуждается «этико-политическая» (в том числе и правовая) история, где имеет ме.сто «искушение поддаться политическим и моральным амбициозным тенденциям». Именно философская область знания, по словам Б. Кроче, «никак не затронута так называемыми национальными ценностями». Тут и проявляется подъем человеческой мысли, а не национальных чувств и страстей. «Сегодня каждому известно, - продолжает Б. Кроче, - к каким ужасным превращениям привело так понятое национальное самосознание мир, бывший в свое время христианским, затем гуманистическим, миром братства и свободы. Оздоровлению разорванного и отравленного ядом национализма мира историки должны посвятить особо важную часть своей работы (курсив мой. - М.Д.)»39.
_____________________________ Между тем в настоящее время имеются исследователи, которые придерживаются позиции, основанной на абсолютизации роли отдельных сторон общества в будущем развитии человечества. Например, А.Д. Урсул будущее человечества связывает преимущественно с эволюцией государства (см.: Урсул А.Д. Перспективы эволюции государства в модели устойчивого развития // Общественные науки и современность. - 1996. - № 2). 35 Алексеев Н.Н. Основы философии права. - С. 220. 36 См.: Честное И.Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия. -С. 114. 37 Подробнее об этом см.: Дамирли М.А. Роль права в обеспечении устойчивого развития: к постановке проблемы и о некоторых методологических установках ее разработки // Социально-политические и правовые проблемы развития России в XXI веке: Сборник материалов научно-практической конференции 26-27 апреля 2001 г. в г. Светлогорске Калининградской области / Отв. ред. А.Н. Соколов. - Калининград, 2001. - С. 93-100. 38 Кроче Б. Этико-политическая история // Кроче Б. Антология сочинений по философии. - СПб., 1999. - С 269. 39 Там же.-С. 270.
Правда, право в каждой стране имеет свои национальные черты, самобытность и оригинальность котррых не следует отрицать40. «Вместе с тем право, - как справедливо отмечает С. Алексеев, - по своей природе - явление универсальное, и как только правовая материя обретает собственное бытие (в необходимом обособлении от религии и государственной власти), возникает острая необходимость понимания права в целом, постижения его общих черт, сути, смысла, назначения в жизни людей. И потому национальная ограниченность правовых знаний пределами данной страны, их замкнутость на сугубо национальном позитивистском материале, при всей его важности для каждого правоведа, является в конечном счете губительной для правоведения как истинной науки»41. Представляется, что философско-историческое осмысление права, и вообще существование исто.риософии права явится, на мой взгляд, одним из способов преодоления национальной узости, ограниченности правовых знаний, ибо любое философское осмысление, в том числе философско-историческое, невозможно лишь на основе изучения собственного национального права. «При изучении истории в философском аспекте, - подчеркивал К. Ясперс, - всегда ставился вопрос о единстве, посредством которого человечество составляет одно целое»42. Таким образом, необходимость решения вопросов относительно права, выдвигаемых философской историей, и потребность рассмотрения права в более широком - всемирно-историческом контексте ставят на повестку дня разработку нового направления правовогц знания - историософии права43, которую можно сформулировать как специальную философию истории, предметом которой является не весь мир в целом, не все сущее как таковое, а лишь одна его часть - право (правовая реальность) в его широкомасштабных темпоральных модификациях и трансформациях. Перефразируя слова Пушкина (о Вольтере), можно констатировать, что пришло время внести светильник философии в темные архивы истории права44. А эту достаточно слож ную задачу, пожалуй, должен исполнить «человек, соединяющий в себе философский ум со взглядами и пером историка»45. По крайней мере, она исполнима лишь при наличии совместных усилий философов и правоведов, путем междисциплинарных исследований, причем опираясь на современные достижения как философии права, так и философии истории. В свое время X. Раппопорт выделял два значения философ-, ско-исторических изысканий: теоретическое и практическое. Относительно интересующей нас области - права - теоретическое значение такого рода исследований будет заключаться в их способности удовлетворять потребности людей в теоретическом осмыслении всего историко-правового процесса в виде высшей абстракции, а практическое значение – в оказании непосредственного влияния на практическую жизнь людей, на принятие ими тех или иных решений правовой политики. По справедливому замечанию Л. Стоуна, «только продемонстрировав политикам и общественности, что нам есть что сказать важного, интересного и полезного, мы, профессиональные историки, сможем добиться процветания в обществе, все более обращающемся к технике за рецептами быстрого решения своих проблем, и к мифотворцам, левым или правым, за уверенностью и надеждой»46.
______________________________________________ 40 Поскольку каждый народ - это хранитель бесценного, уникального нравственного и духовного опыта, национальные правовые традиции и ценности должны быть сохранены в едином историческом процессе, но вместе с тем их нельзя абсолютизировать, равным образом нельзя игнорировать общечеловеческие факторы, которые фокусируются в правовой культуре и поведении людей. «Историография.., - пишет Г.Дж Берман, - превратилась в чрезмерно националистическую и чрезмерно привязанную к относительно коротким отрезкам времени дисциплину» (Берман Г.Дж. Западная традиция права... - С. 18). «Только тогда, когда все разные правовые режимы... бывают поглощены правом национального государства, „история" приобретает тираническую власть» (Там же. - С. 33). 41 Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. - С. 249. 42 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - С. 264. 43 Как уже отмечалось, термины «философия истории», «философская история» и «историософия» в одном случае синонимичны, а в другом - первые шире, чем «историософия» и включают в себя последнюю. Применительно к новому направлению постижения права, в очерченном в данной части работы плане (философская теория историко-правового процесса), я отдаю предпочтение термину «историософия», ибо данный термин и производные от него эпитеты обладают стилистическими преимуществами. 44 Отрадно, что данная проблематика, остававшаяся долгое время на периферии научного интереса в философско-правовых исследованиях, в по следние годы привлекла к себе внимание. Так, в 1996 г. появилась работа А. Семитко, выполненная в интересующем нас русле (Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. - Екатеринбург, 1996). Монографией по историософско-правовой тематике следует считать также работу С.С. Алексеева «Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи» (М., 2000). Публикации по данной тематике, хотя и довольно редкие, представлены также главами в учебниках по философии права, изданных за последнее десятилетие (см. напр.: Бачинин В.А. Философия права и наказания. - Харьков, 1999. - С. 149-246 (Гл. «Историософия правовых цивилизаций»)). 45 Иеринг Р. О задаче и методе истории права. - С. 10. 46 Стоун Л. Будущее истории // ТНЕ515. - 1994. - Вып. 4. - С 175. Широта кругозора философско-исторической реконструкции правовой истории, очищение при этом явлений и фактов историко-правовой жизни общества от исторических случайностей, погружение этих явлений и фактов в более широкий контекст, охватывающий не только прошлое, но и настоящее и будущее, не конкретно-пространственный, а всемирно-исторический масштаб, позволят, на мой взгляд, наметить основные линии развития права. В заключение, не претендуя на полноту экспликации всех значимых для наброска программы историософского постижения права, обозначу некоторые наиболее приоритетные конкретные исследовательские направления реализации историософского подхода к праву. 1. Право как целый мир - правовой универсум. Постижение права: из прошлого через настоящее в будущее. Выявление направленности историко-правового процесса. Концепции культурно-исторического развития общества и право. Право и цивилизация. 2. Право и прогресс. Поиски наиболее приемлемых путей правового развития общества во всемирно-историческом масштабе и разработка соответствующих концепций. 3. Место права в глобальных проектах глобального мира. Исследование роли права как один из возможных способов решения глобальных проблем современности и важного средства в обеспечении устойчивого развития. Содействие решению дихотомии Восток - Запад и всемерному расширению диалога между цивилизациями посредством соответствующих изысканий в пра-восфере. 4. Рассмотрение права с философско-исторических позиций в перспективе общечеловеческих ценностей. Философско-истори-ческое осмысление сочетания общечеловеческого и национального в правовом развитии. 5. Право - мать миропорядка. Анализ права как первоосновы качественно нового мирового порядка.
4.4. ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТАТУС ИСТОРИОСОФИИ ПРАВА
На вопрос: «возйожна ли и нужна ли историософия права?», мы ответили положительно. Если так (а в этом, как было показано, не может быть сомнений), то каков ее научный статус и каково ее место в системе правовых знаний? Трудность в определении дисциплинарного статуса историо-софии права обусловлена тем, что она формируется на стыке нескольких научных дисциплин, заимствуя от них «познавательную площадку» и исследовательский инструментарий. Поэтому поставленный вопрос может быть сформулирован в уточненном виде следующим образом: историософия права - это самостоятельная научная дисциплина или раздел в структуре пограничных отраслей знаний (философии права или философии истории), либо ей принадлежит особое место где-то между философией права и философией истории? Нет сомнений, что историософское постижение права, с одной стороны, есть особое и полноправное составляющее философско-исторического знания, а с другой, - относится к числу теоретических форм историко-правового познания47. Выступая философским уровнем теории историко-правового процесса, историософия права явится высшим уровнем историко-правового познания48. Именно философский характер историософско-правовых знаний обусловливает определение места историософии права в системе соответствующих философских знаний. Как история права неотделима от наиболее общих проблем правоведения и исторической науки, так и историософия права - от таковых в философии права и философии истории. Всеобщность и универсальность фило-софии права и философии истории как философских дисциплин позволяют им выполнять методологические функции и в отношении нового направления. Далее. Поскольку, как показывает механизм развития науки, новые области знания при всей их научной и практической значимости не сразу оформляются в отдельную дисциплину и длительное время
_____________________________ 47 Кстати, Кант высоко ценил роль права в философско-исторических построениях. По его мнению, философия истории в принципе невозможна без специального выделения правового аспекта общественного бытия, так как именно этот аспект аккумулирует проблематику культурного потенциала человечества как особого, наделенного разумом рода сущего. Через проблематику права, предполагающую бытие свободной личности, по Канту, вопрос о всемирной истории приобретает собственное и именно философское проблемное поле, критерий структурализации и осмысления исторического материала (см.: Шаймухамбетова Т.Е. Гегель и Восток. Принципы подхода. - М., 1995. - С. 126). Именно правовая проблематика, как считал Кант, обеспечивает философу «твердую почву под ногами» (Кант И. Сочинения. В 6-ти томах. - М., 1966. - Т. 6. - С. 51). 48 Положение о том, что философия истории является составляющей исторического познания, что «всякое историческое познание предполагает определенную философию истории» убедительно показывал Р. Арон в своем выступлении на защите докторской диссертации (см.: Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - С. 530. Об этом также см.: Лио-тар Ж.-Ф. Феноменология / Пер. с фр. - СПб., 2001. - С. 113-117).
остаются на уровне исследовательской сферы или научного направления, подобно тому как философия истории вышла из недр социальной философии и исторической науки и долгое время находилась в их рамках, а философия права - философии и/или общей теории права, историософия права в период своего зародыша может разрабатываться в рамках либо философии истории, либо философии права в качестве составной части, и по мере накопления материала, в русле развертывания и конкретизации соответствующих исследований, постепенно может быть оформлена в качестве самостоятельной дисциплины. А для решения вопроса о научной принадлежности той или иной пограничной области знания необходима, на мой взгляд, как минимум увязка объекта (значит и предмета) нового направления с объектом (предметом) соответствующей области знания. Опять здесь обнаруживается та же аналогичность, что и в отношении взаимосвязи истории права с исторической наукой и правоведением: историософия права, основываясь на философии истории и философии права, должна заниматься философ-ско-историческим изучением права, иначе говоря, философским осмыслением права (что и является главным в объекте, предмете философии права) в ее историческом измерении. Коль скоро объекты историософии права и философии права общие, и в отношении философско-исторической рефлексии философская рефлексия выступает как общая, историософия права для философии права является тем же, что философия истории для социальной философии (и у них общий объект - общество). Обще-признано, что непременной составной частью всякой цельной философской системы выступает философия истории49. Все сказанное позволяет сделать вывод, что историософия права выступает как разновидность фнлософско-правовых рассуждений, что и обусловлено общностью объекта подобных рассуждений. А это, в свою очередь, при сегодняшнем эмбриональном состоянии философско-исторической разработки вопросов права, вполне может быть основой для определения места исто-риософии права в структуре философии права. Тем не менее она будет иметь самостоятельное значение и самобытное положение в ряду других разделов философии права. Существование исто-риософии права не как самостоятельной дисциплины, а как раздела философии права соответствует современному уровню развития правовой науки в целом, ее философской разработке в частности; подобное решение позволит также избежать дублирования в исследовательской практике. Важно отметить, что философия права, становясь самостоятельной дисциплиной, сама нуждается в конструировании собственной проблематики, следовательно, и в систематизации основных составляющих. Поэтому здесь видится необходимость небольшого уточнения. До сих пор термин «философия права» употреблялся для философского осмысления права и поэтому необходимости в специальных уточнениях не было. Связанность знаний по истории философии права и историософии права с философией прфва требует такого уточнения. Для упорядочения системы философского знания вообще в известной мере интерес представляет идея Г. Гегеля об «истории философии как философии». Ему принадлежит следующее положение: «Изучение истории философии есть изучение самой философии, да это и не может быть иначе»50. Данное утверждение позволило некоторым свести предмет философии к истории философии51. Неопровержимым фактом является то, что на протяжении последних столетий философское знание существовало как бы в двух формах: в «систематической» («теоретическая философия») и в «исторической» («история философии»), и «утверждать, будто вся философия есть история философии, означает то же самое, что
________________________________________________ 49 «Философия истории есть существенная часть философии, она в ней представляет собой одновременно и введение, и заключение. Введение, поскольку для осмысления судьбы человечества нужно понять историю, заключение, ибо нет понимания становления без учения о человеке» (Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - С. 219). 50 Г. Гегель. Соч. - Т. IX. - С. 35. 51 Своеобразны рассуждения по этому поводу у М. Хайдеггера. Так, по его мнению, в современном философском знании изменены роль и статус истории философии и существование ныне систематической философии в форме целостных персональных философских систем, что было характерно для Нового времени, невозможно. Поэтому разделение систематической философии и истории философии он считал в самом существе неверным (см.: Хайдеггер М Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // Дильтей В. Два текста. - М., 1995.-С 182). сказать: истории философии как самостоятельной также нет»52. Поэтому представляется, что правильнее будет говорить о философии (в данном случае о социальной философии) в широком и узком смысле. При этом философия в широком смысле включает в себя философию в узком смысле (иначе собственно философию), историю философии и философию истории. Представляется, что аналогичным образом следует решать вопроса о структуре философии права. Подобно тому как история философии в качестве составной части входит в общую философию, история философии права изучается как раздел философии права. Другое дело, что в сегодняшних философско-правовых исследованиях преобладает историко-философский дискурс. Поэтому в дальнейшем термин «философия права» будет употребляться в узком и широком смысле. В узком смысле философия права это и есть собственно философия права, т.е. предмет которой рассматривается в классическом понимании; термин «философия права» будет употребляться в широком смысле, когда речь пойдет обо всех возможных ракурсах в совокупности. При таком подходе структура философии права в широком смысле может быть представлена следующим образом: 1) собственно философия права; 2) историософия права; 3) история философии права.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |