КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Риккерт
4.1.1. Философия истории: проблематика
Философия истории является, прежде всего, отраслью философского знания, впрочем, непосредственно связанной с исторической проблематикой. Если историю права с философией права сближает общность объекта (обе они занимаются изучением права), то с философией истории - принадлежность их сфере исторического знания, направленность их на постижение истории. Тогда каково же соотношение истории вообще, истории права в частности, с философией истории? Чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, уточнить, что представляет собой философия истории, что является главным в ее предмете, тем более что на этот счет среди исследователей нет единого мнения; нередко даже само понятие философии истории трактуется весьма неоднозначно и противоречиво, что отчетливо видно из нижеследующего краткого анализа. Хотя философско-историческая проблематика существовала давно5, как особая подсистема философского знания философия истории сложилась в XVIII веке6. Ее проблематика и содержание, находясь в центре внимания всех великих мыслителей, да и многих других, размышляющих о судьбе человечества, перспективах его развития, и постоянно развиваясь, существенно изменялись с течением времени. Характер этих изменений английский философ истории Р.Дж. Коллингвуд описывает следующим образом: «Термин „философия истории" изобрел в восемнадцатом веке Вольтер, который понимал под ним всего лишь критическую, или научную, историю, тот способ исторического мышления, когда историк самостоятельно судит о предмете, вместо того чтобы повторять истории, вычитанные из старинных книг. Этим же термином пользовались Гегель и другие авторы в конце восемнадцатого века, но они придали ему другой смысл: у них он означал просто всеобщую, или всемирную, историю. Третье значение данного термина можно найти у некоторых позитивистов девятнадцатого века: для них философия истории означала открытие общих законов, управляющих ходом событий, о которых обязана рассказать история»7. А сам Коллингвуд термиц «философии истории» употребляет в ином значении, отличающемся от всех изложенных выше; для него философия истории - это теория исторического познания. До сих пор не утратила своего значения сформулированная Г. Риккертом программа философско-исторического знания, в рамках которой он придает понятию философии истории три значения: «это всеобщая история, учение о принципах исторической жизни и логика исторической науки»8. Представляется неправомерным отождествление философии истории с всемирной историей, как поступали многие до и после Г. Риккерта. На мой взгляд, если в первом случае история как всемирно- ____________________________ 4 См.: Явич Л.С. Характер философских проблем правовой науки // Советское государство и право. - 1984. - № 7. - С. 12-19. См.: Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. - М., 1996. Хотя сам термин «философия истории» был введен французским просветителем Вольтером в 1765 г. в работе «1а рЫЬзорЫе <1е 1гЫ51о1ге», как самостоятельная дисциплина она конституировалась в обширной работе немецкого просветителя И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (четыре тома опубликованы между 1784 и 1791 годами). Менее распространенным является мнение, согласно которому основателем философии истории считается Дж.-Б. Вико. Так, М.М. Стасюлевич его называет «отцом философии истории», поскольку с его именем связана «первая попытка методического решения» задачи подведения «под общие законы разнообразных случайных событий» (см.: Стасюлевич М.М. Философия истории в ее главнейших системах. Исторический очерк. - СПб., 1902. - С. VIII). Подробнее о генезисе философии истории вообще см.: Бернгейм Э. Философия истории, ее история и задачи. - М., 1909. - С. 7-8; Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. - С. 138-144; Савельева ИМ., Полетаева А.В. Указ. соч. - С. 276-278. 7 Коллингвуд Р.Дж. Указ. соч. - С. 5. 8 Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г Философия жизни. - Киев, 1998.-С 177-179.
исторический процесс анализируется с философских позиций, всемирная история выступает объектом философского рассмотрения, то во втором - она хронологически излагается во всемирном масштабе. По Гегелю, философия истории или философская история «означает не что иное, как мыслящее рассмотрение» всемирной истории9, т.е. рассмотренная изнутри. Широкое распространение получило деление проблематики в рамках философии истории на два основных направления: онтологическое и гносеологическое. При этом определились несколько позиций. Некоторые ученые, хотя и признают существование указанных направлений, но являясь сторонниками того или другого, основное внимание уделяют исследованию бытия исторического процесса (О. Шпенглер, А.Тойнби) или проблеме познания исторических явлений (В. Дилтей, Б. Кроче, В. Виндельбанд, Р.Коллингвуд, Р. Арон, А. Данто). Здесь необходимо отметить, что в рамках гносеологического направления исследовались также логико-методологическое проблемы историографии, представители которого (К. Поппер, К. Гемпель) считали своей задачей описание и анализ используемых историками исследовательских процедур и объяснительных приемов. Другие, совершенно узко трактуя философию истории, считают, что она должна заниматься только онтологическим9 (например, ранний Н. Кареев, из современников А. Ивин) или только гносеологическими проблемами (например, Г. Зиммель, В.М. Хвостов). Третьи исходят из единства онтологического и гносеологического аспектов. Например, из современных исследователей И. Гобозов, вслед за Э. Бернгеймом, считает, что предметом философии истории являются как гносеологические, так и онтологические проблемы, причем она (философия истории) их рассматривает в единстве, во взаимной связи, хотя при этом не исключается их анализ отдельно друг от друга с целью более глубокого изучения10. Более подробную характеристику указанных, двух аспектов Ю.А. Кимелев дает следующим образом: «Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека. Объектом философского рассмотрения становится тот или иной сегмент исторической жизни человечества или всемирная история в целом. Особую сферу образует философское изучение границ, возможностей и способов исторического познания в его различных видах, прежде всего изучение научно-историографического и философского же познания истории. В этом случае философия берет на себя функции методологической рефлексии относительно исторического познания в его теоретических формах. Отсюда принятое в последнее столетие разделение философии истории на две разновидности. Первая осуществляет философскую тематизацию, философское исследование и осмысление исторического процесса как определенной бытийной сферы, объективной данности, как одного из важнейших, если не важнейшего, контекста существования человека. Такую философию истории, наиболее ярко и полно воплощенную в классических образцах, имевшую явное преобладание в истории существования этой философской дисциплины, принято называть материальной, или субстанциональной философией истории. Это название призвано отделить первую разновидность философии истории от второй, связанной с рефлексией относительно природы исторического познания, особенно теоретических способов постижения истории, и соответственно обозначаемой как формальная или рефлективная»11. Украинский ученый И. Бойченко, соглашаясь с этой правильной точкой зрения, выступает адептом выделения третьей разновидности философии истории: «Как видно, в этом случае, и это довольно типично, выделяются, по сути, только две ипостаси философии истории - онтологическая и гносеологическая, поскольку третья, методологическая, лишь подразумевается, отождествляясь с другой - гносеологической ипостасью философии истории. Между тем особенно важным и отдельным, специальным, предметом исследования, по крайней мере, в современной философии истории, являются также методы познания и преобразования исторической действительности, их природа, механизмы их формирования и использования. В этом срезе философия истории приобретает значение методологии истории»12. Нельзя не согласиться с тем, что методология истории, будучи самодостаточной системой, имеет наряду с нефилософским – специально-научным, еще и философский уровень, который подразделяется на общефилософский и философско-исторический подуровни13, причем последний может быть рассмотрен как элемент системы более высокого порядка в рамках философии истории. Тем не менее, это, как будет показано ниже, не может быть основанием для выделения методологии истории как самостоятельной разновидности философии истории.
________________________________ 9 Гегель Г.В.Ф. Философия истории. - С. 9. 10 См.: Гобозов И.Л. Введение в философию истории. - С. 20, 27. 11 Кимелев ЮЛ. Философия истории. Системно-исторический очерк // Философия истории: Антология / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева. -М., 1995. - С. 4-5. 12 Бойченко 1.В. Фшософ1Я 1стори. - КиТв, 2000. - С. 131. 13 См.: Там же. - С. 152-154. В литературе встречаются и иные трактовки, основывающиеся на более широком подходе. Так, И.С. Кон выделяет четыре аспекта, присутствующих в любой философии истории: онтологический, гносеологический, методологический и логический. При этом методологический аспект, по мнению автора, дает историку правильное понимание методов исторического исследования и их соотношения друг с другом, а логический аспект анализирует логические формы и способы исторического объяснения14. М.А. Кукарцева, наряду с традиционными - онтологической и гносеологической (по терминологии автора - эпистемологической), выделяет и аксиологическую сферу философии истории15. Если учесть, что существование вопросов методологии, логики, аксиологии - не самоцель, и они приобретают смысл и значение только в связи с познанием16, то включенность разработки и изложение их к проблемам познания становится эксплицитной. Потому и все указанные аспекты философско-исторических размышлений можно обозначить выражением «философская теория исторического познания». В этой связи чрезвычайно интересным представляется подход А. Ракитова, который «для обозначения рсего круга проблем, связанных с изучением сцецифи-ки исторического познания вообще и исторической науки как его высшей стадии в особенности» вместо выражения «теория исторического познания» вводит равнозначный, по его мнению, термин «историческая эпистемология». Однако по стилистическим соображением предпочтение отдается последнему17. Вызывает возражение взгляд автора на статус исторической эпистемологии: в его схеме она целиком входит в систему философии истории, включая при этом как теоретические, так и философские знания18. Следует не забывать, что если любое философское знание является теоретическим, то не всякое теоретическое знание может быть философским. Поэтому философия истории как философское знание может включать в себя только часть теории исторического познания, т.е. философскую теорию ксторическо-го познания. Итак, анализ взглядов по проблематике философии истории, а также опыт философско-исторических исследований показывают, что в любой целостной философии истории философской рефлексии подвергаются как бы две подсистемы исторического измерения человеческого бытия: историческая реальность (история сама как объективный процесс) и историческое познание (знание об этом процессе), и соответственно присутствуют две большие составные части (отрасли): философская теория исторического процесса, по традиции называемая историософией19, и философская теория исторического познания. При этом последняя по своему составу отличается своеобразной пестротой и включает в себя проблемы гносеологии, логики, методологии, аксиологии, если угодно, и праксеологии. Что касается историософии, __________________________ 14 См.: Кон И.С. К спорам о логике исторического объяснения (Схема Поппера - Гемпеля и ее критика) // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. -С. 263. 15 См.: Кукарцева М.А. Философия истории в США второй половины XX века: социально-эпистемологический аспект // Автореф. дис.... докт. фи-лос. наук. - М., 1999. - С. 13. 16 Достаточно вспомнить слова Гегеля, первым указавшего на эту связь: «Метод может ближайшим образом представляться только видом и способом познавания, и он в самом деле имеет природу такового... В ищущем познании метод тоже поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое она соотносится с объектом» (Гегель Г.В.Ф. Соч. - Т. VI. - С. 298-299). 17 См.: Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. - С. 22. 18 См.: Там же. -С. 153. 19 Впервые термин «историософия» введен в научный оборот А. Цеш-ковским в книге «Рго1е§отепа гиг ШзКшозорМе» (Берлин, 1838). Понятие историософии («мудрость истории») в научный обиход вошло с середины XIX в. и, как правило, употреблялось в значении философии истории (чаще всего для обозначения гегелевской философии истории), а также спекулятивной теоретической истории вообще. Вместе с тем оно фиксировало в это время и свой собственный оттенок. Если «понятие философия истории применялось ко всем направлениям и школам и ориентировало на объяснение исторического процесса, то понятие историософии, акцентирующее идею софийности, несло оттенок метаисторичности» (см.: Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. - М., 1999. - С. 4). В русской философской мысли Н.И. Кареев закрепляет за историософией особый смысл. «Философией истории, - писал Кареев, - я называю историю человечества с философской точки зрения, а философскую теорию исторического знания и исторического процесса, отвлеченно взятого, называю историософией: она должна заимствовать свои учения из философии (самые общие воззрения), из историки, т.е. исторического знания (методы), и из психологии и социологии (законы духовной и общественной жизни), чтобы быть теорией философии истории, системой ее общих идей и принципов, какие необходимы при занятии всякой наукой» (Кареев Я.Я. Моим критикам. Защита книги «Основные вопросы философии истории». - Варшава, 1884. - С.12). Как уже было показано на предыдущих страницах данного раздела работы, некоторые разногласия по данной проблеме имеются и среди современных исследователей. Важно отметить, что каждый выделенный тип философии истории при этом содержит в себе аспекты других типов. Подобное положение вещей - результат специфики философского знания, в котором отдельные аспекты (онтологические, гносеологические и др.) не могут иметь друг с другом непроницаемых границ. Таким образом, термины «философия истории», «философская история» и «историософия» в одном случае синонимичны, а в другом - первые шире, чем «историософия» и включают в себя последнюю. то основными проблемами ее являются: смысл, цели и направленность истории, движущие силы истории, место, роль и предназначение человека в истории, прогнозирование будущего мировой истории. Представляется, что указанное разделение философско-исто-рического знания нуждается в дальнейшей проработке, однако оно вполне приемлемо для целей настоящего исследования. Наконец, в рамках рассматриваемого вопроса уместно было бы затронуть еще один момент, имеющий немаловажное значение для последующих рассуждений. Это связь философии истории с другими отсеками философского знания. Известно, что философию истории часто противопоставляют историческому материализму. Правда, еще до недавнего времени философско-историческая проблематика находилась в ведении исторического материализма и ограничивалась его рамками. Следует отметить, что в настоящее время последний как одна из версий понимания истории (материалистическое) входит в систему философско-исторического знания, и философия истории как особая сфера познания, включенная в контекст современного философского знания, не ограничивается историческим материализмом. Между тем вместо термина «исторический материализм» употребляется термин «социальная философия», а иногда и «общая социология», причем положение усугубляется еще тем, что иной раз последние отождествляются, что и вызывает возражения. Правда, социология, как и социальная философия, в ее современном понимании изучает общество, часто даже в таком же ключе, в каком это делается социальной философией, но на уровне средней абстракции, тогда как социальная философия является теорией высшей абстракции, т.е. философским знанием. Что касается соотношения философии истории и социальной философии, то следует констатировать, что они часто пересекаются и довольно близки друг к другу по содержанию и исследуемым проблемам. Тем не менее, они имеют специфические черты. Если социальная философия изучает главным образом общество, находящееся на стадии завершения, на конкретно-историческом этапе развития, т.е. в статике, то философия истории - в динамике.
4.1.2. История права и философия истории
Довольно сложными и многообразными являются взаимоотношения философии истории с исторической наукой вообще, историко-правовой наукой в частности. В решении своих задач историческая наука и философия истории, безусловно, должны тесно взаимодействовать. Действительно, без знания конкретных проявлений исторического развития невозможны никакие научные обобщения, тем более философского уровня, или наоборот, изучение прошлого, как и настоящего, не может обойтись без определенных теоретических предпосылок. Недопонимание этого вызывало решительное возражение у многих мыслителей. Имея в виду именно этот момент, Г. Риккерт в свое время писал: «История и философия удаляются друг от друга вследствие взаимного непонимания, и это дурно отзывается на обеих науках»20. Тот факт, что философия истории формируется на стыке философии и истории, обусловливает ее статус. Если она, с одной стороны, является в качестве теории высшей абстракции особой и полноправной подсистемы философского знания, то с другой - в качестве одной из теоретических дисциплин исторического плана относится к числу форм исторического познания. Велико значение философии истории как высшего - философского -уровня исторического познания для исторической (значит и ис-торико-правовой) науки. Несмотря на то что обе науки направлены к постижению реальной истории, они имеют принципиальные различия, которые проявляются как в предметной специфике, так и в самих подходах. Если историческая наука изучает историю как завершившееся бытие, т.е. включающее только прошлое, то философия истории - как процесс совершенный и совершающийся, т.е. включающий прошлое, настоящее и будущее, иначе говоря, общие рамки фи-лософско-исторического осмысления определяются представлениями не только о прошлом, но и о настоящем и будущем. Поэтому кругозор философии истории является более широким, чем у исторической науки. Философию истории и нефилософскую, специально-научную историю наряду с их предметным признаком (т.е. по их масштабности), Гегель отличал ц по ступеням рефлективности. Сама философия истории, по его словам, является в полном смысле слова рефлексией, т.е. самосознанием исторического процесса развития человечества. Если исторический подход, как известно, должен соблюдать временную последовательность исторических фактов, тогда как философско-исторический подход, как и любой философский – это логическое рассмотрение изучаемого явления, рассмотрение, очищенное от зигзагов, абстрагирование от конкретного многообразия. ____________________________ 20 Риккерт Г. Указ. соч. - С. 181.
История права вместе с другими отраслями исторической науки вооружает философию истории богатым материалом, позволяющим делать обобщения и формулировать общие принципы социального прогресса и свободы. Что касается философии истории, то она, как уже отмечалось, охватывает весь исторический процесс, всю сферу общества, общество в целом, включая и общие условия процессов исторического развития права. В юридической литературе справедливо отмечается: «Любая философская система, претендующая на универсальность, общезначимость, вовлекает в поле своей философской интерпретации и право, другие правовые явления, определяет их место в жизни общества и человека»21. Это в определенной мере подтверждается опытом истории философской мысли. Философия истории рассматривает право в структуре общества «в той мере, в какой „поведение" целого определяет „поведение" своих частей»22. Иначе говоря, она не претендует и не может претендовать на полноту философско-исторических знаний об отдельных явлениях общественной жизни23. Нет сомнения, что историческое развитие права подчиняется общим объективным закономерностям развития общества, изучаемым философией истории. Тем не менее право как относительно самостоятельное явление общественной жизни, как специфический социальный объект, нуждается во всестороннем и углубленном познании, что и, на мой взгляд, делает неизбежным сотрудничество различных наук, часто сопровождающееся возникновением новых и оригинальных направлений на стыке наук. В самом деле, если философско-исторические вопросы об обществе в целом ставятся и решаются философией истории, то аналогичное вопросы могут ли быть поставлены применительно к праву? И здесь мы вплотную подходим к естественному и неизбежному, но в то же время достаточно оригинальному вопросу, вынесенному в заголовок настоящего раздела: возможно ли и нужно ли новое направление в правопознании в свете философско-исторического осмысления? Данный вопрос можно сформулировать более конкретно: возможна ли и нужна ли философская история права. Это очень важный вопрос. Однако прежде чем на него ответить, следует сделать шаг в сторону другой философской дисциплины, причем непосредственно связанной с философским осмыслением права - философии права, и уточнить, решает ли она в современном состоянии вопросы философии истории в отношении права, а проще говоря, занимается ли она философско-историческим постижением права?
4.2. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФСКО-ИСГОРИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРАВА
Современная наука переживает подъем благодаря интеграции, слиянию, объединению различных наук и их познавательного инструментария. Этот процесс, постепенно охватывающий и юридическую науку, приводит к плодотворным результатам, возникновению множества новых и оригинальных методологических направлений именно на стыке наук.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |