КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика основных источников трудового права
Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в рамках трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, к которым относятся: · международные договоры Российской Федерации; · Конституция Российской Федерации; · Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; · конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; · нормативные акты органов местного самоуправления; · локальные нормативные акты. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлены иные правила, нежели предусмотренные законами и иными актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Российская Федерация ратифицировала более 60 международных соглашений, содержащих нормы трудового права. Это акты ООН, МОТ, Совета Европы, СНГ, двусторонние международные договоры. Признанные Россией международные стандарты оказали значительное влияние на формирование основных принципов правового регулирования труда, способствуют усилению защищенности россиян, улучшению условий их работы. Наибольшее значение имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, конвенции Международной организации охраны труда (МОТ). Важнейшим источником российского права в целом, в том числе и трудового, является Конституция Российской Федерации. Она является юридической базой текущего трудового законодательства и устанавливает в статьях 2,7,19,32,34,37,38,41,43,45,46 и 47 его основные принципы. В Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина, равенство перед законом и судом. Она запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Согласно Конституции труд является свободным, причем каждый имеет право на него в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Кроме того, Конституция закрепляет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В ней закреплено право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе и забастовку. Федеративное устройство России, также закрепленное в Конституции, определяет объемы полномочий в сфере принятия источников трудового права. К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных актов, устанавливающих: · основные направления государственной политики в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; · основы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям); · порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; · основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; · порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль; · порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; систему и порядок проведения государственной экспертизы условий и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; · порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением его обязанностей; · виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; · систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда; · особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации. В нем есть 14 разделов со следующими названиями: Раздел I. «Общие положения». Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда». Раздел III. «Трудовой договор». Раздел IV. «Рабочее время». Раздел V. «Время отдыха». Раздел VI. «Оплата и нормирование труда». Раздел VII. «Гарантии и компенсации». Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда». Раздел IX. «Подготовка и переподготовка кадров». Раздел X. «Охрана труда». Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора». Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников». Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде». Раздел XIV. «Заключительные положения» (глав нет). Разделы ТК РФ, как правило, отражают самостоятельные институты трудового права. Все остальные акты трудового законодательства, в том числе и федеральные законы, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс, а если вновь принятый федеральный закон противоречит ему, то он будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК РФ). Помимо Трудового кодекса, в Российской Федерации действует целая система федеральных законов по вопросам труда, и как источники трудового права они подлежат изучению в учебном курсе трудового права (например, Федеральный закон от 4 февраля 1999 года № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и многие другие). Довольно широкий круг вопросов трудового права регламентируется указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»). Правительство Российской Федерации (исполнительная власть) выполняет ряд полномочий, закрепленных в статье 114 Конституции, а также в федеральных законах и указах Президента, путем издания соответствующих постановлений и распоряжений и обеспечения их исполнения. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках», Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», и т. п. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере труда, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, в сферу компетенции данного органа входят вопросы социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты). Постановления Пленумов Верховного Суда не являются источником права (как, например, в Англии и США, где действует соттоп 1aw, то есть право прецедента). Вместе с тем руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, обобщая правоприменительную практику судов, находя в ней разногласия, определяют, как единообразно, правильно применять конкретные нормы. Они в ряде случаев восполняют имеющиеся пробелы и неясности в трудовом законодательстве. В статье 6 ТК РФ установлено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта. Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Они обычно касаются установления разного рода доплат жителям соответствующих регионов, времени начала и окончания работы учреждений, предприятий торговли, сферы обслуживания и транспорта и т. д. Работодатели (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными актами, работодатель при принятии таких актов должен учитывать мнение представительного органа. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом РФ порядка учета мнения представительного органа, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные акты, содержащие нормы трудового права. Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке. В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Они не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если таковые имеются, то договоры и соглашения не могут применяться. Индивидуальные трудовые договоры не являются источниками трудового права, но представляют собой определенную договорную часть механизма правового регулирования труда. Не все акты, регулирующие труд, являются источниками трудового права. Например, социально-партнерские соглашения, коллективные договоры регулируют отношения, но их нормативная часть подходит под понятие источника трудового права, поскольку в них могут присутствовать локальные нормы права, чего нельзя сказать об индивидуальном трудовом договоре (в нем нет нормы трудового права). Это акт правоприменения трудового законодательства двух договаривающихся сторон: работника и работодателя, устанавливающий сроки и порядок применения трудового законодательства к конкретному работнику, его условия труда. Индивидуальный трудовой договор можно назвать актом индивидуально-правового регулирования.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |